Найти в Дзене
Записки актёра

Театр начинается с вешалки, а заканчивается Бузовой? Горький урок от МХАТа

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы знаем священные имена в искусстве. Шекспир. Станиславский. Московский Художественный театр. А есть имена из совсем другой, параллельной вселенной. Вселенной хайпа, лайков и бесконечных реалити-шоу. Например, Ольга Бузова. И вот, несколько лет назад, эти две вселенные столкнулись. С грохотом, со скандалом. Великий и ужасный МХАТ имени Горького пригласил Ольгу Бузову... на одну из ролей в спектакле по пьесе «Чудесный грузин» о молодости Сталина. И хотя это был не «Гамлет» в чистом виде, а скорее музыкально-комедийный номер, сам факт появления Бузовой на легендарной сцене произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Так что же это было? Смелый эксперимент? Циничный пиар-ход? Или просто симптом тяжёлой болезни, которой страдает наш современный театр? Давайте попробуем разобраться. Давайте будем честны. Руководство МХАТа, приглашая Бузову, прекрасно понимало, что делает. Они не искали новую гениальную актрису. Они искали — внимание. К тому моменту театр под ру
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Все мы знаем священные имена в искусстве. Шекспир. Станиславский. Московский Художественный театр. А есть имена из совсем другой, параллельной вселенной. Вселенной хайпа, лайков и бесконечных реалити-шоу. Например, Ольга Бузова.

И вот, несколько лет назад, эти две вселенные столкнулись. С грохотом, со скандалом. Великий и ужасный МХАТ имени Горького пригласил Ольгу Бузову... на одну из ролей в спектакле по пьесе «Чудесный грузин» о молодости Сталина. И хотя это был не «Гамлет» в чистом виде, а скорее музыкально-комедийный номер, сам факт появления Бузовой на легендарной сцене произвёл эффект разорвавшейся бомбы.

Так что же это было? Смелый эксперимент? Циничный пиар-ход? Или просто симптом тяжёлой болезни, которой страдает наш современный театр? Давайте попробуем разобраться.

Источник: style.news.am
Источник: style.news.am

«Это просто бизнес»: зачем это было нужно МХАТу?

Давайте будем честны. Руководство МХАТа, приглашая Бузову, прекрасно понимало, что делает. Они не искали новую гениальную актрису. Они искали — внимание.

К тому моменту театр под руководством Эдуарда Боякова отчаянно боролся за зрителя. Старые постановки уже не собирали залы, а новые не вызывали интереса. И тогда было принято гениальное в своей циничности маркетинговое решение: позвать самого обсуждаемого человека в стране. Человека, у которого миллионы подписчиков в соцсетях.

Источник: m.lenta.ru
Источник: m.lenta.ru

Расчёт был прост. Неважно, КАК Бузова будет играть. Важно, что о ней — а значит, и о театре — будут говорить все. И это сработало. Новость о «Бузовой во МХАТе» взорвала интернет. Билеты на спектакль были раскуплены. Хейтеры негодовали, поклонники ликовали, но равнодушных не было. С точки зрения пиара — это была блестящая победа.

«Я пришла сюда не петь»: что показала сама Бузова?

А что же сама Ольга? Она, надо отдать ей должное, отнеслась к делу серьёзно. Она репетировала, учила текст, пыталась вжиться в образ. На пресс-конференции она со слезами на глазах говорила, что это — мечта всей её жизни, что она «пришла в театр не петь, а играть».

Но, увы, одного желания мало. Её появление на сцене в роли певицы кабаре Беллы Шанталь было... неловким. Это не было провалом. Это было хуже. Это было никак. Это была самодеятельность уровня школьного капустника, случайно попавшая на великую сцену.

Она старалась. Но её пластика, её голос, её манера существования на сцене — всё это было из мира шоу-бизнеса, а не из мира театра. Не было ни глубины, ни второго плана, ни той самой актёрской магии, которая и отличает Артиста от медийной персоны.

Бунт в храме искусства

И самое главное — это то, как на это отреагировала театральная общественность. Многие актёры самого МХАТа были в ужасе. Они восприняли это как плевок в лицо, как оскорбление профессии, которой они служили всю жизнь.

-3

Заслуженные, народные артисты, которые десятилетиями выходили на эту сцену, вдруг оказались в тени девушки, чья главная заслуга — это количество подписчиков. Представьте себе их чувства. Ты всю жизнь учился, работал над собой, а потом в твой храм искусства приводят человека с улицы и говорят: «Теперь она — наша главная звезда, потому что у неё много лайков».

Этот скандал обнажил страшную правду о современном театре. О том, что сегодня медийность часто оказывается важнее таланта. Что хайп ценится выше профессионализма. И что даже великий театр с вековой историей готов разменять свою репутацию на сиюминутную популярность.

Вместо финала: так был ли Гамлет?

Конечно, Ольга Бузова не играла Гамлета. Но её появление на сцене МХАТа поставило перед всеми нами тот самый, главный гамлетовский вопрос: «Быть или казаться?».

Быть настоящим театром, который говорит со зрителем о вечном, пусть даже и теряя в популярности? Или казаться модным и современным, заигрывая с хайпом и приглашая на сцену медийных однодневок?

Руководство МХАТа того периода сделало свой выбор. И, как мы знаем, ничем хорошим это не закончилось. Вскоре после этого скандала Бояков покинул свой пост, а Ольга Бузова вернулась в свою привычную среду. Эксперимент провалился.

Но он оставил после себя очень горькое послевкусие. И очень важный урок. Урок о том, что нельзя безнаказанно торговать именем великого театра. И что погоня за дешёвой популярностью рано или поздно заканчивается позором.

А вы как думаете, дорогие читатели? Было ли приглашение Бузовой во МХАТ смелым экспериментом или циничным пиар-ходом? И есть ли вообще место таким «звёздам» на академической сцене?

Очень жду ваших размышлений.

Удачи вам, и давайте ценить настоящее искусство.
До встречи!

С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: