Найти в Дзене
Записки актёра

«Красные дьяволята»: почему главный советский боевик остался непонятым за пределами СССР

Здравствуйте, дорогие читатели. Я до сих пор помню, как мы, пацанами, после каждого просмотра «Неуловимых мстителей» выбегали во двор. И двор тут же делился на «наших» и «белых». Каждый хотел быть или отчаянным Данькой, или красавицей Ксанкой, или умным Валеркой, или, конечно, Яшкой-цыганом с его гитарой и неповторимой харизмой. Для нескольких поколений советских детей этот фильм был не просто кино. Это был наш ответ их ковбоям. Это был абсолютный культ, эталон приключенческого боевика. Фильм, который мы знали наизусть и который сформировал наши представления о чести, дружбе и справедливости. Но вот какая странная штука. При всей своей бешеной популярности у нас, этот фильм так и не стал мировым хитом. Он остался нашим, внутренним, почти сакральным произведением. Почему же то, что для нас было гимном отваге, для западного зрителя осталось просто непонятным фильмом из-за «железного занавеса»? Давайте попробуем разобраться. Первое и самое главное — это контекст. Для нас, советских людей,
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Я до сих пор помню, как мы, пацанами, после каждого просмотра «Неуловимых мстителей» выбегали во двор. И двор тут же делился на «наших» и «белых». Каждый хотел быть или отчаянным Данькой, или красавицей Ксанкой, или умным Валеркой, или, конечно, Яшкой-цыганом с его гитарой и неповторимой харизмой.

Для нескольких поколений советских детей этот фильм был не просто кино. Это был наш ответ их ковбоям. Это был абсолютный культ, эталон приключенческого боевика. Фильм, который мы знали наизусть и который сформировал наши представления о чести, дружбе и справедливости.

Но вот какая странная штука. При всей своей бешеной популярности у нас, этот фильм так и не стал мировым хитом. Он остался нашим, внутренним, почти сакральным произведением. Почему же то, что для нас было гимном отваге, для западного зрителя осталось просто непонятным фильмом из-за «железного занавеса»? Давайте попробуем разобраться.

Источник: gazeta.ru
Источник: gazeta.ru

Непонятная война

Первое и самое главное — это контекст. Для нас, советских людей, всё было просто и понятно. Идёт Гражданская война. «Красные» — это наши, это бедняки, это народ, это справедливость. «Белые» — это враги, это буржуи, это эксплуататоры.

А теперь представьте себе западного зрителя времён Холодной войны. Для него слово «красные» (Reds) — это синоним коммунизма, главная угроза его миру. И даже если бы он увидел этот фильм на каком-нибудь фестивале, ему было бы очень трудно сопереживать «красным дьяволятам», которые с наганами наперевес борются за победу этой самой «красной» идеи. Это был культурный код, который невозможно было расшифровать без нашего исторического опыта.

Неправильные герои

Западный герой, особенно в вестернах, на которые и были ответом «Неуловимые», — это, как правило, индивидуалист. Одинокий ковбой, который борется за себя, за свою землю, за месть или за справедливость, как он её понимает.

А кто такие «неуловимые»? Это коллектив. Это команда, которая борется не за личное, а за общее дело. За мировую революцию, за светлое будущее для всех угнетённых. Их мотивация — идеологическая. Это не Джон Уэйн, который в одиночку наводит порядок в городке. Это пионеры-герои с наганами. Для западного сознания, построенного на культе личности и индивидуального успеха, это было абсолютно чуждо.

Неправильная справедливость

Западный вестерн, при всей его жестокости, часто строится на понятии «честной игры». Дуэль один на один, поединок на главной улице...

А что делают «неуловимые»? Они, по сути, — дети-разведчики, диверсанты. Они занимаются шпионажем, обманом, устраивают засады. С точки зрения советского зрителя, это — героическая партизанская борьба. Всё для фронта, всё для победы!

А с точки зрения западного зрителя? Это использование детей в военных действиях. Это методы, которые вызывают скорее недоумение, чем восхищение. То, что для нас было святым подвигом, для них могло выглядеть как жуткая и непонятная детская жестокость на службе у чуждой идеологии.

Вместо финала: слишком «наш» фильм

Так почему же «Неуловимые мстители» остались нашим, внутренним достоянием? Не потому, что это был плохой фильм. А потому, что он был слишком «наш».

Он был снят на нашем культурном коде, на нашей истории, на наших архетипах. Он был понятен и дорог нам, потому что говорил о том, что было заложено в нас с молоком матери. А для западного зрителя это был просто набор непонятных символов и чуждых идей, фильм из другой вселенной.

И эта история — прекрасное напоминание о том, что настоящее искусство не всегда универсально. Иногда оно настолько сильно связано со своей почвой, со своим народом, что пересадить его в другой мир просто невозможно. Оно там не приживётся. И, может быть, в этом и есть его главная ценность.

А вы как думаете, дорогие читатели? Мог ли этот фильм в принципе понравиться на Западе? И может ли вообще существовать большое искусство, которое было бы полностью «вне политики» и понятно всем?

Очень жду ваших размышлений.

Удачи вам, и пересматривайте наше старое, настоящее кино!
До встречи!

С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: