Найти в Дзене

Как "докрутить" домашние диктанты, чтобы от них была польза

? Помните, я написала, что просто диктовать ребёнку бессмысленно? А как тогда диктовать? Если с диктантами совсем всё плохо - вот прямо по две-три ошибки в каждой строчке, то начинаем не с диктантов. Начинаем со списывания текстов. Текстов, в которых нет пропущенных букв. Берем тексты диктантов на 1-2 класса ниже и начинаем с ребёнком их списывать. Вместе. Придётся сидеть. 1. Ребёнок читает предложение по слогам, ровно так, как написано, каждую букву. Если есть "неочевидный" мягкий или твёрдый знак, их произносит тоже. То есть читает: "Об-твёрдый_знак-ект". Может прочитать несколько раз. Или, если предложение длинное, во время второго чтения разделить предложение на части. 2. Ребёнок пишет предложение (или его часть), не заглядывая в учебник, но диктуя себе вслух. А мама (или другой взрослый - но для простоты буду дальше писать "мама") в это время внимательно слушает и заставляет проговаривать максимально чётко. Если ребёнок проговаривает неправильно, его сразу же нужно исправить.

Как "докрутить" домашние диктанты, чтобы от них была польза?

Помните, я написала, что просто диктовать ребёнку бессмысленно? А как тогда диктовать?

Если с диктантами совсем всё плохо - вот прямо по две-три ошибки в каждой строчке, то начинаем не с диктантов. Начинаем со списывания текстов. Текстов, в которых нет пропущенных букв. Берем тексты диктантов на 1-2 класса ниже и начинаем с ребёнком их списывать. Вместе. Придётся сидеть.

1. Ребёнок читает предложение по слогам, ровно так, как написано, каждую букву. Если есть "неочевидный" мягкий или твёрдый знак, их произносит тоже. То есть читает: "Об-твёрдый_знак-ект".

Может прочитать несколько раз. Или, если предложение длинное, во время второго чтения разделить предложение на части.

2. Ребёнок пишет предложение (или его часть), не заглядывая в учебник, но диктуя себе вслух. А мама (или другой взрослый - но для простоты буду дальше писать "мама") в это время внимательно слушает и заставляет проговаривать максимально чётко. Если ребёнок проговаривает неправильно, его сразу же нужно исправить.

3. Если ребенок допускает ошибку, она тоже исправляется сразу. С этой точки зрения лучше писать карандашом или стирающейся ручкой.

4. Мама фиксирует себе в блокнот все допущенные ошибки. На следующий день можно еще раз дать ребёнку записать эти слова под диктовку, только тщательно их проговаривая.

5. Потом пишем этот же диктант "на слух". Мама читает нормально (как говорит), ребёнок повторяет так, как пишется (в этот момент сразу же исправляются неправильно произнесённые слова (ребёнок должен их несколько раз проговорить по слогам правильно). Если ребёнок всё-таки допускает ошибку на письме, то она тоже исправляется немедленно, еще в процессе.

Так и вспоминаю мамино: "Куда ведёшь? Не туда повела!" 😉 Это я в первом классе крючочки и буквы училась писать. Просто не было шанса написать неправильно.

Не забываем фиксировать ошибки. И снова давать эти слова ребенку на следующий день. И так несколько дней подряд, пока ребёнок не будет их писать уверенно правильно.

6. Написав 2-3 текста, можно составить диктант по всем "опасным" словам (в которых ребёнок допустил или пытался допустить ошибку), составив из них простейшие предложения.

Если ошибок не так много, можно несколько усложнить уровень диктантов и не давать предварительное списывание. Но методика остаётся такой же - не давайте детям писать неправильно!

Серьёзный "контрольный" диктант без мгновенного исправления можно дать ребёнку через месяц-два - посмотреть результат. Но обратите внимание, что почти все слова в нём должны быть уже хоть раз написаны правильно. А если попадаются незнакомые - проговаривайте их отчётливо. Так вы убедитесь, насколько хорошо ребёнок запомнил.

Но результат вы увидите и по школьным диктантам.

Да, это много работы. Нужно посвящать занятиям минут по 20-30 практически каждый день.

Есть ли диктанты "хорошие" и "плохие", могу ли я посоветовать сборник? Можно брать практически любые сборники диктантов, соответствующие классу или на 1-2 класса ниже, если много пробелов.

Если хотите писать диктанты на конкретное правило, то на первом этапе лучше давать слова на правило изолированно.

На втором этапе даем выборочные диктанты. То есть ребёнку диктуется текст, а он оттуда записывает только слова на изучаемое правило. Причём предложение диктуется до тех пор, пока ребёнок не заметит все слова и не объяснит их написание, а потом не запишет, диктуя себе вслух по слогам.

И только на третьем этапе можно давать "сплошной" диктант, где будут слова на правило, но записывать нужно всё.

Терпения Вам, дорогие мои!