Найти в Дзене
ФОТО ЖИЗНИ ДВОИХ

ДЕДОВЩИНА. Позор Советской армии и всего СССР. Не знали??? Так вот - это несмываемый позор!!!

Откуда в Советской армии появилась дедовщина Дедовщина фактически подорвала боеспособность армии. Дедовщина в армии СССР стала повсеместна и расцвела кровавым цветком в 1970-1980-х годах, однако ее истоки следует искать за пределами периода застоя. Случаи неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах были и в ранние годы советской власти, и в царской России. Тьфу!!! Противно даже про это писать и думать! Вплоть до начала XIX века попытки отношений не по уставу в российской армии успешно пресекались. Это было связно как с авторитетом офицеров, так и с уровнем дисциплины личного состава. Однако ближе к середине столетия по мере либерализации общества более вольными порядки становятся и в обществе военнослужащих. Ученый и путешественник Петр Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах писал свое пребывание в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он поступил в 1842 году 15-летним юношей. «С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только бил
Оглавление

Откуда в Советской армии появилась дедовщина

Дедовщина - позорище СССР
Дедовщина - позорище СССР

Дедовщина фактически подорвала боеспособность армии.

Жизнь в армии ссср была поганая
Жизнь в армии ссср была поганая

Дедовщина в армии СССР стала повсеместна и расцвела кровавым цветком в 1970-1980-х годах, однако ее истоки следует искать за пределами периода застоя. Случаи неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах были и в ранние годы советской власти, и в царской России. Тьфу!!! Противно даже про это писать и думать!

Истоки этого позорища армейского

Вплоть до начала XIX века попытки отношений не по уставу в российской армии успешно пресекались. Это было связно как с авторитетом офицеров, так и с уровнем дисциплины личного состава. Однако ближе к середине столетия по мере либерализации общества более вольными порядки становятся и в обществе военнослужащих.

Ученый и путешественник Петр Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах писал свое пребывание в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он поступил в 1842 году 15-летним юношей.
«С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости. Только один из воспитанников нашего класса, отличавшийся жестокостью, ходил с ремнём в руках, на котором был привязан большой ключ, и бил новичков этим ключом даже по голове», - констатирует Семёнов-Тян-Шанский.

На рубеже XIX-XX веков признаки дедовщины стали встречаться гораздо чаще. В Николаевском кавалерийском училище даже появилась своя лексика, отражающая неуставные отношения. Младшие там именовались «зверями», старшие — «корнетами», а второгодники — «майорами».

Вот он ссср с обратной стороны
Вот он ссср с обратной стороны

Способы издевательств старших над младшими в училище поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, по мнению современников, выработаны целыми поколениями предшественников. К примеру, суровые «майоры» первого класса заставляли новичков в наказание и просто так «жрать мух».

Первый случай дедовщины в Красной Армии зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии до смерти избили своего сослуживца 1901 года рождения, так как молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны. После этого происшествия почти полвека не было официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии СССР.

Возвращение этого позора в жизнь солдат

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь появляться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не желали в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после уменьшения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех — на флоте. В течение некоторого времени возникла такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Данное обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Ритуалы дедовщины
Ритуалы дедовщины

Есть и иная причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть. Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было абсолютно исключено.

Функционерами это событие преподносилось как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего пребывания.

Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на паршивых командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие начали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.

Впрочем, социолог Алексей Солнышков отмечает, что уже в 1964 году появился ряд работ, посвященных вопросам дедовщины, а значит, эта проблема была и ранее и имеет более глубокие корни. Более того, некоторые специалисты по неуставным взаимоотношениям в армии утверждают, что дедовщина никуда не пропадала, а была всегда и везде.

Болезнь общества СССР

Для различных исследователей дедовщина в советской армии - прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина – это болезни общества, которые просто перетекли в армейскую среду.

В 1960-е годы в советском обществе случился надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, стала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений. Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм – волюнтаризмом.

Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические пути. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком неминуемого разрушения общественной морали».

Дедовщина - позор армии
Дедовщина - позор армии

Это был период, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая практически не была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это значительно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка. Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины. Как пишет Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Идеологию дедовщины хорошо показывают слова одного из прапорщиков: «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они - пусть с молодых требуют».

Словечки дедовщины

Дедовщина в армии - это давно устоявшийся принцип быта и вариант общения солдат между собой. Конечно, неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины ясен всем. Вот наиболее известный словарь:

- военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

- солдат первого полугодия: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

- солдат второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

- солдат, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

- солдат, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

- солдат, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» учили новобранцев, которые только что прибыли в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он - никто. У него нет совсем прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Когда солдат входил в переломный период службы, его считали «черпаком». Для обретения статуса «посвящаемый» в «черпаки» должен был выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Задача «черпака» - следить, чтобы «духи» и «слоны» не мешали друг другу. Он серьезно не напрягается, но все еще не имеет повышенных прав.

Ритуалы дедовщины

Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался особым обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть - одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен терпеть молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от дикой боли.

На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» делали обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь сделать обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

В армии СССР практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

Часто ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали просто издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» – молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из семи дедов.

Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом  «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был отправлен на принудительное лечение.

И таких тяжелых последствий дедовщины было много.

Напишите свою историю про этот армейский позор!

Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько огромный объем, что бороться с ней было уже невозможно.

Более того, высшие партийные и военные чины не очень то и спешили искоренять дедовщину. Во-первых, их дети по праву рождения были защищены от этой напасти, а во-вторых, чтобы объявить войну дедовщине, нужно было на всю страну признать ее существование.

Ну, разве могла в стране развитого и благополучного социализма быть дедовщина? Всех кто допускал это можно назвать одним словом - подонки!

Что скажите, друзья???

Сергей Упертый

#СССР #рабочий #брежнев #хрущев #солдат #дефицит #советскаяэпоха #армия #советскийбыт #дедовщина