Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Звезды советского кино за пределами съемочной площадки: личные драмы и забавные курьезы

Смоктуновский, Жженов, Папанов и многие другие знаменитые актеры советского кинематографа в нашей подборке необычных историй из их жизни. Историй забавных и грустных. Мы привыкли видеть этих артистов на экране или на сцене, в чужих образах. А какими они были, когда не снимались в кино, что делали за пределами съемочной площадки? Так уж получилось, что Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов встречались не только на съемочной площадке фильма «Берегись автомобиля» (1966) Эльдара Рязанова. Их связывала давняя и долгая дружба. Познакомились они еще в 1949-м, в Норильске, в Заполярном театре драмы. Репрессированный как американский шпион Жженов, отбывая ссылку, пристроился там актером. А Смоктуновский, побывав во время войны в плену (из которого он, между прочим, бежал через месяц и потом снова воевал в Красной Армии), получил после Победы запрет на проживание в столице и крупных городах. Отсидеться молодой человек без образования, лишь с опытом посещения театральной студии, решил подальш
Оглавление

Смоктуновский, Жженов, Папанов и многие другие знаменитые актеры советского кинематографа в нашей подборке необычных историй из их жизни. Историй забавных и грустных.

Мы привыкли видеть этих артистов на экране или на сцене, в чужих образах. А какими они были, когда не снимались в кино, что делали за пределами съемочной площадки?

ДВЕ ЗВЕЗДЫ

Так уж получилось, что Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов встречались не только на съемочной площадке фильма «Берегись автомобиля» (1966) Эльдара Рязанова. Их связывала давняя и долгая дружба.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»
Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Познакомились они еще в 1949-м, в Норильске, в Заполярном театре драмы. Репрессированный как американский шпион Жженов, отбывая ссылку, пристроился там актером.

А Смоктуновский, побывав во время войны в плену (из которого он, между прочим, бежал через месяц и потом снова воевал в Красной Армии), получил после Победы запрет на проживание в столице и крупных городах. Отсидеться молодой человек без образования, лишь с опытом посещения театральной студии, решил подальше от «Большой Земли». В Заполярье.

Жженов и Смоктуновский нередко встречались на сцене, играли в одних спектаклях, много времени проводили вместе. Как-то раз Георгий Степанович предложил:

- Кеша, на дворе 51-й год, сейчас бояться уже нечего. Поезжай в Ленинград, устроишься там в нормальный театр.
- Так у меня и денег на билет нет…

Тогда Жженов дал другу 15 тысяч и посоветовал купить фотоаппарат, штатив и фотоувеличитель.

- Фотографированию я тебя обучу. А ты на фотографии попробуй заработать. Вдруг получится? Вот и будут деньги на билет.

И надо же – уже через две недели Смоктуновский заработал столько денег, что и долг вернул, и билеты купил. Дальнейшее – уже история.

Сразу направиться в северную столицу он не решился, сначала были провинциальные театры в Грозном, Махачкале и Сталинграде, потом неудачная попытка покорить Москву, первые роли в кино и, наконец, в 1957 году он оказался в Ленинграде, куда Жженов советовал ехать изначально.

Князь Мышкин в спектакле «Идиот» Георгия Товстоногова, «Гамлет» в фильме Григория Козинцева, Ленинская премия и приз Венецианского кинофестиваля.

И новая встреча старых друзей на съемочной площадке позабытого сегодня фильма «Ночной гость» (1958).

Кадр из фильма «Ночной гость»
Кадр из фильма «Ночной гость»

А уже потом будет ставшая классической сцена погони из «Берегись автомобиля».

СВАДЕБНЫЙ ГЕНЕРАЛ

Анатолий Папанов фотографируется на память с работниками ныне не существующей Ивантеевской тонкосуконной фабрики входившей в состав огромного Производственного объединения шерстяных детских тканей «Подмосковье», также исчезнувшего в 90-е гг.

Московская область, город Ивантеевка, 1978 год.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Знаменитые советские артисты довольно часто принимали участие в «корпоративах» того времени – выступали в заводских и ведомственных ДК в честь профессиональных праздников и памятных дат того или иного предприятия. Как правило, это были небольшие концерты с уже известными номерами, актерскими байками и ответами на вопросы из зрительского зала.

Для артистов кино и эстрады – это был дополнительный доход (и ничего зазорного в этом нет), а для многих людей, особенно в провинции, едва не единственная возможность увидеть вживую настоящую звезду.

Да еще и сфотографироваться вместе.

ВСЕНАРОДНАЯ СЛАВА

Забавный случай произошел однажды во время гастролей театра «Современник» в одном провинциальном городе. Случилось это в середине 60-х, когда театр был на вершине славы, а все молодые таланты уже не раз снялись в кино.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Олег Даль, Виктор Сергачев, Людмила Иванова и другие артисты «Современника» в спектакле «Два цвета» (1959).

Актеры шли на дневную репетицию и остановились у газетного киоска. А тогда в них продавали фотооткрытки со звездами советского и зарубежного кино. Кто-то обратил внимание на то, что на прилавке лежит портрет Игоря Кваши, одного из отцов-основателей театра. Причем, фотографий других артистов не наблюдалось.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Игорь Кваша и Олег Ефремов в спектакле «Два цвета» (1959), театр "Современник".

Игоря Владимировича обуяла гордость. Он громко, чтобы все вокруг слышали, спросил у киоскерши:

- А у вас есть фото Галины Волчек?
- Нет.

Кваша гордо подбоченился:

- А Евстигнеев?
- Тоже нет.
- Может, у вас Анастасия Вертинская есть?
- И Анастасии у нас нету.

Кваша с некоторым снисхождением оглядел коллег.

- А Гафт? Табаков? Ефремов?

Киоскерша отмахнулась от надоедливого покупателя:

- Да никого нету. Всех разобрали. Одна Кваша какая-то осталась – никто не берет!

ЗВЕЗДЫ ТЕЛЕЭКРАНА

Василий Ливанов, Эльдар Рязанов, Игорь Масленников и Никита Михалков на записи сюжета для телепередачи «Кинопанорама».

Июль 1981 года, Москва, внутренний двор гостиницы «Россия».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кинорежиссер Эльдар Рязанов был ведущим «Кинопанорамы» с 1979 по 1985 гг.

В субботу 25 июля 1981 года по Первой программе центрального телевидения СССР, до и после программы «Время», состоялась премьера третьего фильма из цикла приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона – двухсерийной ленты «Собака Баскервилей». Для меня это лучшая лента во всей советской холмсиане.

Все киноновинки обязательно презентовались в «Кинопанораме». Поэтому в гостях у Рязанова режиссер ленты и исполнители ключевых ролей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: