Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Как снимают кино: курьезные фотографии со съемок любимых советских фильмов

Как создавались фильмы, которые стали классикой отечественного кинематографа? Об этом мы узнаем из воспоминаний участников съемочного процесса, а также из немногочисленных фотоснимков, сделанных непосредственно на съемочных площадках. Порой эти редкие и необычные фотографии не менее интересны, чем сюжеты самих картин. Вот несколько историй со съемок любимых советских фильмов, а в качестве иллюстрации курьезные и обычные фотографии, которые точно не оставят никого равнодушным. Рабочий момент со съемочной площадки бессмертного фильма «Москва слезам не верит» (1979). Не все знают, что первое название картины - «Дважды солгавшая». В сценарии Валентина Черных было фантастическое допущение: героиня там засыпала, а просыпалась через 20 лет. Режиссеру Владимиру Меньшову материал понравился, но он решил его переработать. В итоге сценарий вырос с 60-ти до 90 страниц. На главную роль приглашали Маргариту Терехову и Ирину Купченко, но обе отказались. Как и Галина Польских от роли Тоси. Тогда режис
Оглавление

Как создавались фильмы, которые стали классикой отечественного кинематографа? Об этом мы узнаем из воспоминаний участников съемочного процесса, а также из немногочисленных фотоснимков, сделанных непосредственно на съемочных площадках.

Порой эти редкие и необычные фотографии не менее интересны, чем сюжеты самих картин.

Вот несколько историй со съемок любимых советских фильмов, а в качестве иллюстрации курьезные и обычные фотографии, которые точно не оставят никого равнодушным.

ПОТОМ КУСАЛИ ЛОКТИ…

Рабочий момент со съемочной площадки бессмертного фильма «Москва слезам не верит» (1979).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Не все знают, что первое название картины - «Дважды солгавшая». В сценарии Валентина Черных было фантастическое допущение: героиня там засыпала, а просыпалась через 20 лет. Режиссеру Владимиру Меньшову материал понравился, но он решил его переработать. В итоге сценарий вырос с 60-ти до 90 страниц.

На главную роль приглашали Маргариту Терехову и Ирину Купченко, но обе отказались. Как и Галина Польских от роли Тоси. Тогда режиссер и решил снимать свою жену Веру Алентову.

Актрису на роль Людмилы тоже нашли не сразу. Жанне Болотовой и Анастасии Вертинской не понравился сценарий. А вот Ирина Муравьева согласилась сразу, хотя потом и говорила, что не любит эту роль.

Первым зрителем стал Леонид Брежнев. Посмотрев фильм у себя на даче, он пришел в восторг, и картину было решено послать на «Оскар». И – неожиданный успех! Как шутили тогда острословы: «Москва в слезах. Не верит!».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ну, а самого Меньшова на церемонию не пустили. Кто-то из «доброжелателей» сообщил, что Владимир Валентинович после загранкомандировки чересчур бурно восхищался изобилием продуктов в западных магазинах. В итоге премию получил атташе по культуре.

Фильм купили более 100 стран. Одно время ходил слух, что Рейган посмотрел картину 8 раз, чтобы понять загадочную русскую душу. На самом деле это, конечно, байка.

АЭРОФЛОТ И МИР

Перерыв у статистов, снимающихся в фильме «Война и мир». Июнь 1963 года. Москва, Большой Москворецкий мост.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Больше всего забавляют на этой фотографии не люди в костюмах 1812 года в современной Москве, а рекламный щит на заднем плане.

Советский Аэрофлот сообщает москвичам и гостям столицы, что:

«обеспечит вам полет во все страны мира».

Это просто какая-то циничная насмешка над советскими людьми, абсолютное большинство которых даже мечтать не могло о посещении зарубежных стран. Даже социалистических.

А уж полет в западный мир являлся фантастикой, если ты, конечно, не дипломат, не спортсмен или не космонавт.

ПО-НАСТОЯЩЕМУ СТРАШНЫЙ ФИЛЬМ

Элем Климов и юный Алексей Кравченко на съемках картины «Иди и смотри» (1985). Один из самых страшных фильмов в истории отечественного кино.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сценарий картины режиссер написал совместно с белорусским писателем Алесем Адамовичем, в юности пережившим все ужасы немецкой оккупации и в 15 лет ставшим бойцом партизанского отряда.

Изначально сценарий назывался «Убейте Гитлера», хотя авторам было понятно, что под таким названием картину не выпустят в прокат.

Понимал Элем Климов и то, что фильм окажется слишком жестоким для простого зрителя, многие просто не смогут его смотреть. А для любого режиссера это важный момент – снимать фильмы «в стол» никто не хочет. Своими сомнениями Элем Германович поделился с Алесем Адамовичем и услышал от того:

- Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире…

«Иди и смотри» даже сегодня невозможно смотреть без содрогания. Но тогдашний зритель неожиданно для создателей картины и Госкино, оценил художественный достоинства картины.

Элем Климов и жители белорусских деревень. Фото из открытых источников
Элем Климов и жители белорусских деревень. Фото из открытых источников

«Иди и смотри» стал лучшим фильмом года по опросу читателей журнала «Советский экран» (самый объективный рейтинг в СССР) и одним из самых кассовых фильмов года, в кинотеатрах его посмотрели почти 29 млн. человек.

СВОЯ НОША

На съемках фильма «Летят журавли» (1957).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

За камерой оператор-постановщик Сергей Урусевский (повернулся лицом) и второй оператор Николай Олоновский. Рядом, замерли в ожидании актеры Алексей Баталов и Константин Кадочников.

Снимается сцена, в которой Борис (Баталов) выносит на себе по болотам раненого сослуживца Володьку (Кадочников). Накануне Борис съездил по морде солдату-балагуру за то, что тот позволил усомниться в верности его девушки Вероники (Татьяна Самойлова). И командир их обоих отправил в разведку. Из которой герой Баталова уже не вернется…

Забавный момент получился.

Судя по фото, произошла какая-то заминка, Урусевский что-то объясняет, возможно, режиссеру Михаилу Калатозову, но при этом Алексей Баталов стоит смиренно и держит на себе сына всем известного Павла Кадочникова. И даже не пытается снять с себя тяжелую ношу…

ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ

Некоторые эпизоды фильма «Асса» (1987) режиссер Сергей Соловьев решил снимать в знаменитой ялтинской гостинице «Ореанда». Именно там должен был по сценарию остановиться преступный авторитет Крымов (Станислав Говорухин).

Как раз возле этой гостиницы и сделан снимок ниже:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но директор гостиницы повел себя откровенно по-хамски. Выслушав просьбу Соловьева (который, кстати, был уже секретарем Союза кинематографистов), он грубо ответил:

- У нас свой режим. Вы проникните в нашу гостиницу только через мой труп! А теперь – выйдите вон!

Но надо знать Соловьева. Кровь ударила ему в голову, он ринулся на Ялтинский почтамт и отбил телеграмму самому Михаилу Горбачеву. Написал, что снимает прогрессивное кино, а отдельные чинуши на местах тормозят ход перестройки. Попросил оказать содействие и т.д.

Путь был, конечно, опасный: в случае неудачи картину могли просто закрыть.

А через два дня в гостиничный номер Соловьева рано утром пришли директора сразу трех главных гостиниц Ялты – «Украины», «Интуриста» и «Ореанды». Они рассыпались в извинениях, сказали, что произошло недоразумение и что режиссер отныне может снимать в любой из этих гостиниц – на выбор.

Горбачев реально дал резкую отповедь местным руководителям, и те почувствовали, что «золотые» кресла их сильно зашатались. И немедленно пошли на попятную.

А Соловьев позже говорил:

- Так в первый раз я почувствовал отвратительное послевкусие практического применения власти.

РУССКАЯ ПРАВДА

1 декабря 1938 года по всей стране начался показ исторического фильма «Александр Невский». В кинотеатрах было продано 23 млн. билетов, а часть зрителей посмотрела бессмертный шедевр советского кино бесплатно: в воинских частях, пионерлагерях и т.п. местах.

А это фотография со съемок картины.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вот такая заметка появилась в газете «Правда» 12 мая 1938 года, когда съемки шли в самом разгаре:

«Вчера на Потылихе (с 1939 года – улица Мосфильмовская – примечание автора канала) было необычное оживление.
Около актерского бюро студии «Мосфильма» собралась большая толпа... высоких мужчин. Они явились сюда по газетному объявлению киностудии, приглашавшей «мужчин высокого роста» принять участие в постановке кинофильма «Александр Невский» (режиссеры — С. Эйзенштейн и Д. Васильев).
Для массовых сцен, в частности для воспроизведения исторического «ледового побоища», постановщикам нужны сотни исполнителей, которые могли бы играть дружинников Александра. Невского, рыцарей, ополченцев и т. д.
Наплыв кандидатов превзошел все ‚ожидания. К двум часам дня было зарегистрировано около 500 человек. Это - рабочие, инженеры, которых привлекло сюда желание принять участие в кинопостановке».

Разве могли представить себе эти высокие мужчины, что уже через три года им придется сражаться с немцами не в кино, а наяву…

Сколько из этих безымянных статистов вернется домой в 45-м…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В кадре Сергей Эйзенштейн на фоне тевтонских рыцарей, которых также сыграли обычные московские парни…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: