Как создавались фильмы, которые стали классикой отечественного кинематографа? Об этом мы узнаем из воспоминаний участников съемочного процесса, а также из немногочисленных фотоснимков, сделанных непосредственно на съемочных площадках.
Порой эти редкие и необычные фотографии не менее интересны, чем сюжеты самих картин.
Вот несколько историй со съемок любимых советских фильмов, а в качестве иллюстрации курьезные и обычные фотографии, которые точно не оставят никого равнодушным.
ПОТОМ КУСАЛИ ЛОКТИ…
Рабочий момент со съемочной площадки бессмертного фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Не все знают, что первое название картины - «Дважды солгавшая». В сценарии Валентина Черных было фантастическое допущение: героиня там засыпала, а просыпалась через 20 лет. Режиссеру Владимиру Меньшову материал понравился, но он решил его переработать. В итоге сценарий вырос с 60-ти до 90 страниц.
На главную роль приглашали Маргариту Терехову и Ирину Купченко, но обе отказались. Как и Галина Польских от роли Тоси. Тогда режиссер и решил снимать свою жену Веру Алентову.
Актрису на роль Людмилы тоже нашли не сразу. Жанне Болотовой и Анастасии Вертинской не понравился сценарий. А вот Ирина Муравьева согласилась сразу, хотя потом и говорила, что не любит эту роль.
Первым зрителем стал Леонид Брежнев. Посмотрев фильм у себя на даче, он пришел в восторг, и картину было решено послать на «Оскар». И – неожиданный успех! Как шутили тогда острословы: «Москва в слезах. Не верит!».
Ну, а самого Меньшова на церемонию не пустили. Кто-то из «доброжелателей» сообщил, что Владимир Валентинович после загранкомандировки чересчур бурно восхищался изобилием продуктов в западных магазинах. В итоге премию получил атташе по культуре.
Фильм купили более 100 стран. Одно время ходил слух, что Рейган посмотрел картину 8 раз, чтобы понять загадочную русскую душу. На самом деле это, конечно, байка.
АЭРОФЛОТ И МИР
Перерыв у статистов, снимающихся в фильме «Война и мир». Июнь 1963 года. Москва, Большой Москворецкий мост.
Больше всего забавляют на этой фотографии не люди в костюмах 1812 года в современной Москве, а рекламный щит на заднем плане.
Советский Аэрофлот сообщает москвичам и гостям столицы, что:
«обеспечит вам полет во все страны мира».
Это просто какая-то циничная насмешка над советскими людьми, абсолютное большинство которых даже мечтать не могло о посещении зарубежных стран. Даже социалистических.
А уж полет в западный мир являлся фантастикой, если ты, конечно, не дипломат, не спортсмен или не космонавт.
ПО-НАСТОЯЩЕМУ СТРАШНЫЙ ФИЛЬМ
Элем Климов и юный Алексей Кравченко на съемках картины «Иди и смотри» (1985). Один из самых страшных фильмов в истории отечественного кино.
Сценарий картины режиссер написал совместно с белорусским писателем Алесем Адамовичем, в юности пережившим все ужасы немецкой оккупации и в 15 лет ставшим бойцом партизанского отряда.
Изначально сценарий назывался «Убейте Гитлера», хотя авторам было понятно, что под таким названием картину не выпустят в прокат.
Понимал Элем Климов и то, что фильм окажется слишком жестоким для простого зрителя, многие просто не смогут его смотреть. А для любого режиссера это важный момент – снимать фильмы «в стол» никто не хочет. Своими сомнениями Элем Германович поделился с Алесем Адамовичем и услышал от того:
- Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире…
«Иди и смотри» даже сегодня невозможно смотреть без содрогания. Но тогдашний зритель неожиданно для создателей картины и Госкино, оценил художественный достоинства картины.
«Иди и смотри» стал лучшим фильмом года по опросу читателей журнала «Советский экран» (самый объективный рейтинг в СССР) и одним из самых кассовых фильмов года, в кинотеатрах его посмотрели почти 29 млн. человек.
СВОЯ НОША
На съемках фильма «Летят журавли» (1957).
За камерой оператор-постановщик Сергей Урусевский (повернулся лицом) и второй оператор Николай Олоновский. Рядом, замерли в ожидании актеры Алексей Баталов и Константин Кадочников.
Снимается сцена, в которой Борис (Баталов) выносит на себе по болотам раненого сослуживца Володьку (Кадочников). Накануне Борис съездил по морде солдату-балагуру за то, что тот позволил усомниться в верности его девушки Вероники (Татьяна Самойлова). И командир их обоих отправил в разведку. Из которой герой Баталова уже не вернется…
Забавный момент получился.
Судя по фото, произошла какая-то заминка, Урусевский что-то объясняет, возможно, режиссеру Михаилу Калатозову, но при этом Алексей Баталов стоит смиренно и держит на себе сына всем известного Павла Кадочникова. И даже не пытается снять с себя тяжелую ношу…
ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ
Некоторые эпизоды фильма «Асса» (1987) режиссер Сергей Соловьев решил снимать в знаменитой ялтинской гостинице «Ореанда». Именно там должен был по сценарию остановиться преступный авторитет Крымов (Станислав Говорухин).
Как раз возле этой гостиницы и сделан снимок ниже:
Но директор гостиницы повел себя откровенно по-хамски. Выслушав просьбу Соловьева (который, кстати, был уже секретарем Союза кинематографистов), он грубо ответил:
- У нас свой режим. Вы проникните в нашу гостиницу только через мой труп! А теперь – выйдите вон!
Но надо знать Соловьева. Кровь ударила ему в голову, он ринулся на Ялтинский почтамт и отбил телеграмму самому Михаилу Горбачеву. Написал, что снимает прогрессивное кино, а отдельные чинуши на местах тормозят ход перестройки. Попросил оказать содействие и т.д.
Путь был, конечно, опасный: в случае неудачи картину могли просто закрыть.
А через два дня в гостиничный номер Соловьева рано утром пришли директора сразу трех главных гостиниц Ялты – «Украины», «Интуриста» и «Ореанды». Они рассыпались в извинениях, сказали, что произошло недоразумение и что режиссер отныне может снимать в любой из этих гостиниц – на выбор.
Горбачев реально дал резкую отповедь местным руководителям, и те почувствовали, что «золотые» кресла их сильно зашатались. И немедленно пошли на попятную.
А Соловьев позже говорил:
- Так в первый раз я почувствовал отвратительное послевкусие практического применения власти.
РУССКАЯ ПРАВДА
1 декабря 1938 года по всей стране начался показ исторического фильма «Александр Невский». В кинотеатрах было продано 23 млн. билетов, а часть зрителей посмотрела бессмертный шедевр советского кино бесплатно: в воинских частях, пионерлагерях и т.п. местах.
А это фотография со съемок картины.
Вот такая заметка появилась в газете «Правда» 12 мая 1938 года, когда съемки шли в самом разгаре:
«Вчера на Потылихе (с 1939 года – улица Мосфильмовская – примечание автора канала) было необычное оживление.
Около актерского бюро студии «Мосфильма» собралась большая толпа... высоких мужчин. Они явились сюда по газетному объявлению киностудии, приглашавшей «мужчин высокого роста» принять участие в постановке кинофильма «Александр Невский» (режиссеры — С. Эйзенштейн и Д. Васильев).
Для массовых сцен, в частности для воспроизведения исторического «ледового побоища», постановщикам нужны сотни исполнителей, которые могли бы играть дружинников Александра. Невского, рыцарей, ополченцев и т. д.
Наплыв кандидатов превзошел все ‚ожидания. К двум часам дня было зарегистрировано около 500 человек. Это - рабочие, инженеры, которых привлекло сюда желание принять участие в кинопостановке».
Разве могли представить себе эти высокие мужчины, что уже через три года им придется сражаться с немцами не в кино, а наяву…
Сколько из этих безымянных статистов вернется домой в 45-м…
В кадре Сергей Эйзенштейн на фоне тевтонских рыцарей, которых также сыграли обычные московские парни…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: