Найти в Дзене
МониторингАвто

Обновления системы «Платон» в 2025-2026: что уже внедрили и что ждет перевозчиков

С 2015 года владельцы грузовиков массой свыше 12 тонн обязаны платить за проезд по федеральным трассам, чтобы компенсировать ремонт дорожного покрытия. Как система «Платон» борется с недостатками и на сколько вырастет плата в 2026 году — читайте в статье. Перевозчики массово жаловались на необоснованные штрафы за неоплату «Платона» при сбоях навигации. С 1 сентября 2025 года система «Платон» запустила механизм автоматической достройки маршрутов при отсутствии связи. Система в течение трех дней реконструирует пропуски навигационных данных от бортового устройства. Чтобы определить фактический маршрут, используют данные дорожных камер и других технических средств контроля. Система приоритезирует движение по федеральным дорогам и строит наиболее вероятный маршрут на основе прохождения автомобилем контрольных точек. Отчеты о случаях автодостройки маршрута появляются в личном кабинете перевозчика. А минимальную сумму автоматического списания снизили со 150 до 110 рублей. При этом время на ко
Оглавление

С 2015 года владельцы грузовиков массой свыше 12 тонн обязаны платить за проезд по федеральным трассам, чтобы компенсировать ремонт дорожного покрытия. Как система «Платон» борется с недостатками и на сколько вырастет плата в 2026 году — читайте в статье.

Автоматическое достраивание маршрутов при отсутствии связи

Перевозчики массово жаловались на необоснованные штрафы за неоплату «Платона» при сбоях навигации. С 1 сентября 2025 года система «Платон» запустила механизм автоматической достройки маршрутов при отсутствии связи.

Система в течение трех дней реконструирует пропуски навигационных данных от бортового устройства. Чтобы определить фактический маршрут, используют данные дорожных камер и других технических средств контроля. Система приоритезирует движение по федеральным дорогам и строит наиболее вероятный маршрут на основе прохождения автомобилем контрольных точек.

Отчеты о случаях автодостройки маршрута появляются в личном кабинете перевозчика. А минимальную сумму автоматического списания снизили со 150 до 110 рублей. При этом время на корректную обработку данных при неисправности бортового устройства увеличено с 1 часа до 48 часов.

Насколько успешно работает новая технология — спорный вопрос. Некоторые перевозчики жалуются, что достроенный маршрут иногда сильно не соответствует реальному.

Отмена понижающего коэффициента

Систему «Платон» внедрили в 2015 году, однако тогда нововведение сопровождалось массовыми протестами перевозчиков. Понижающий коэффициент – временную скидку к тарифу – ввели для адаптации отрасли грузоперевозок «Платону».

Плата за километр проезда рассчитывается так: величину базового тарифа за 1 км умножают на скидочный коэффициент. Базовую цену за 1 км ежегодно индексируют, а вот скидка пока еще не менялась.

В конце ноября 2025 года Правительство РФ приняло постановление о поэтапной отмене понижающего коэффициента при расчете платы за проезд большегрузов. Проект постановления обсуждался еще с декабря 2024 года.

Действующий сейчас коэффициент — 0,51, и фактическая цена за проезд составляет 3,34 руб. за км. С 1 марта 2026 года коэффициент повышается до 0,75, с 1 февраля 2028 года его отменят, то есть приравняют к единице.

На сколько вырастет конечная цена за проезд — пока неизвестно, так как нет данных о том, как проиндексируют базовый тариф в 2026 году.

В Минтрансе повышение объяснили так: в 2020-2024 гг. тариф в «Платоне» был индексирован на 39%, но стоимость ремонта автодорог за этот же период выросла на 80%.

Внедрение «Платона» на региональных дорогах

В последние пару лет власти рассматривают сценарий расширения действия «Платона» (или создания аналогичной системы) для региональных дорог.

Так, в ноябре был опубликован очередной тендер — конкурс на разработку финансово-экономической модели системы взимания платы на региональных дорогах.

Пока что сроки для нововведений не определены. Эксперты высказывают разные мнения на этот счет. Некоторые считают, что такая система станет дополнительным источником средств для ремонта и развития дорожной инфраструктуры, другие полагают, что введение платы за проезд грузовиков усилит и так немаленькую финансовую нагрузку на перевозчиков.

Скорее всего, в 2026 году региональный «Платон» еще не внедрят, но будем следить за новостями.

Оригинал статьи размещен в блоге компании "МониторингАвто": https://www.monitoring-auto.ru/blog/2025/11/obnovleniya-sistemy-platon-v-2025-2026-chto-uzhe-vnedrili-i-chto-zhdet-perevozchikov/