27 ноября 2025 года старт с Байконура оставил на земле тревожный след. Пусковая установка №31 была серьезно повреждена. Сама же ракета, всё же, ушла в небо с экипажем.
Космонавты Сергей Кудь-Сверчков, Сергей Микаев и астронавт Кристофер Уильямс достигли МКС благополучно. Их миссия продолжается. Однако связь с домашней гаванью теперь иная.
Внизу, на Земле, осознали новую реальность, главный путь к ним теперь закрыт. Нельзя просто отправить следом другой корабль с припасами или помощью. Связующая нить с Землей стала тоньше.
Что чувствуешь, глядя в иллюминатор МКС, зная, что связь с Землей теперь чуть более хрупка?
Стартовая позиция
Космонавтика давно стоит на двух основах: военной и гражданской. Первая получает надежное финансирование. Это оборона страны. Там часто появляются новые ракеты, идет обновление.
Гражданский космос существует иначе. Его опора — проверенная временем ракета. Та самая, что была создана в бюро Сергея Королева. Именно она вывела первый спутник в 1957 году. Она же подняла к звездам Гагарина и множество других миссий. Эта ракета — наша законная гордость.
Она, конечно, немного менялась. Но фундаментальных изменений не случилось. Стартовая позиция, с которой она улетает в небо, тоже оставалась неизменной, классической.
Неожиданные последствия старта
Вы представляете себе эту стартовую позицию на Байконуре? Массивное бетонное сооружение. На нем стоит ракета, зафиксированная мощными фермами. Под ней — огромное пустое пространство. Это газоотводный канал. В него направляется пламя работающих двигателей.
Но перед запуском туда выдвигается стол обслуживания. Это громадная конструкция в несколько этажей. На нем техники готовят к полету нижнюю часть ракеты. Проверяют двигатели, проводят заправку. Затем стол должен отъехать, освобождая путь огненному факелу.
Во время последнего старта корабля «Союз МС-28» произошло неожиданное. Стол обслуживания не ушел вовремя. Мощный старт ракеты разрушил его. Конструкция рухнула вниз, в газоотводный лоток.
Ремонт "дороги"
Это происшествие стало тяжелым ударом. Стартовый комплекс получил серьезные повреждения. Его восстановление потребует некоторого времени и сил.
Стартовый стол № 31 на Байконуре был особенным. Он был единственным, откуда могли подниматься пилотируемые корабли.
Когда-то существовал резерв. Это была легендарная площадка номер один, стартовая позиция Гагарина. Но несколько лет назад решили, что содержать два таких сложных комплекса нецелесообразно. Ее передали Казахстану, хотя сам космодром по прежнему арендован и обслуживается Россией.
Теперь, когда единственный путь оказался поврежден, это решение отзывается особой остротой.
Резерв — наше всё
Подобные происшествия уже случались в истории космонавтики. Стартовые столы разрушались. Ракеты взрывались на взлетной полосе.
Но всегда существовал резерв. Всегда был другой комплекс, куда можно было перенести следующий важный старт. Эта потребность могла возникнуть в любой момент.
Вспомните недавний случай на китайской орбитальной станции. Экипажу пришлось задержаться на орбите. Их спускаемый аппарат был поврежден микрометеоритами. Но на Земле уже ждал резервный корабль. Его быстро отправили в космос, и все космонавты благополучно вернулись домой.
Резерв — это не дополнительная опция, а базовая надобность.
Запасной путь
Эта практика жива и сегодня. Илон Маск на своем частном космодроме также придерживается этого принципа. Помимо основного, у него всегда подготовлен запасной стартовый комплекс. На всякий случай.
Нынешнее происшествие печально, но не катастрофично. Космонавты сейчас трудятся на Международной космической станции. И помимо наших кораблей «Союз» и «Прогресс», их обеспечивают корабли компании Илона Маска.
Сегодня американские партнеры могут временно взять на себя задачи по снабжению станции. Они готовы оказать помощь, в том числе в возвращении экипажа на Землю, если возникнет такая нужда.
Время возвращать долг
История знает подобные эпизоды. Были времена, когда американцы лишились возможности летать в космос. Шаттлы вышли из строя, случались и взрывы. Тогда наша страна взяла на себя все снабжение МКС.
Только наши корабли «Союз» и «Прогресс» отправлялись к станции. Они доставляли туда и наших космонавтов, и американских астронавтов. Грузовые «Прогрессы» также летели только с наших стартовых столов.
Теперь ситуация зеркально изменилась. Прогнозируемо, что основную работу по снабжению временно возьмут на себя американские партнеры. А мы сосредоточимся на восстановлении разрушенного стартового стола.
Остается открытым сложный вопрос. Можно ли перенести рабочие детали со старой гагаринской площадки на поврежденный стол № 31? Ответа пока нет.
Тяжелое восстановление
В Роскосмосе заявили, что работа по ремонту кабины и стартовой площадки ведётся на пределе возможностей.
Уже с первого декабря на Байконур один за другим приходят крупные грузовики. Их кузова скрывают элементы новой сервисной кабины. Восемнадцать машин — и все необходимые компоненты теперь на месте. Специалисты уже проводят грунтовку и покраску конструкции, сообщил заместитель генерального директора Роскосмоса Дмитрий Баранов.
По свежим данным, на Байконур уже прибыл полный комплект для замены кабины. Ожидается, что готовность к пуску будет достигнута в феврале 2026 года.
План работ уже утвердили и он находится под строгим контролем. Стартовый комплекс будет полностью восстановлен к концу зимы 2026 года. Баранов отметил, что слухи о прекращении российской пилотируемой программы не соответствуют действительности.
Ритм восстановления
В работах участвуют более 130 специалистов, заявил начальник испытательного центра Петр Майданов. Каждый день на площадке — это шаг к возвращению в строй.
Еще в ноябре эксперты Алексей Анпилогов и Александр Лазуткин предполагали, что ремонт может занять около месяца. Их оценки теперь проверяются в бетоне и металле на Байконуре.
Научный журналист Михаил Котов, бывший свидетелем того запуска, уверен: эта нештатная ситуация — не конец, а лишь сложная глава в истории пилотируемых полетов.
Теперь мы наблюдаем за тем, как на месте неожиданной поломки вырастает новая надежда. Работа кипит, график держится. А впереди — февраль 2026 года и новый старт.
Эта история — о силе инженерной мысли, которая не знает непреодолимых преград. Она о том, как в ответ на вызов космоса люди отвечают не отступлением, а новым витком развития.
Сможет ли эта временная пауза стать импульсом для нового рывка отечественной космонавтики?