Найти в Дзене

Три судьбы дворовых. Голод и тяжкий труд у сельского барина. Роскошь и ливреи у богатого вельможи. Интриги и фавор при Екатерине II

К 1858 году, по данным ревизии, в России насчитывалось около 1,5 миллиона дворовых людей. Ээто как если бы все жители современной Казани вдруг стали слугами. Они составляли 6-7% от 23 миллионов крепостных, но их роль была огромной. Без них дворянство просто вымерло бы от голода и скуки. В 18 веке их было чуть меньше – около 800 тысяч, но с ростом усадеб число взлетело. А при дворе Екатерины II? Всего пара тысяч, но элитных, как бриллианты в короне. Интересно, что в богатых имениях, как у Шереметевых, дворня достигала 300 душ. Это была целая армия, где каждый знал свое место. Но до сих пор многие историки спорят, считались ли "дворовые" отдельным сословием или просто "привилегированными рабами". Известно, что к 1861-му их стало так много, что реформа ударила по ним больнее всех. Жизнь дворовых людей состояла из калейдоскопа контрастов, сотканный из прихотей, милостей и жестокости. Сколько их было на самом деле – этих невидимых тружеников, обеспечивающих блеск дворянского быта? Историки
Оглавление

К 1858 году, по данным ревизии, в России насчитывалось около 1,5 миллиона дворовых людей. Ээто как если бы все жители современной Казани вдруг стали слугами. Они составляли 6-7% от 23 миллионов крепостных, но их роль была огромной. Без них дворянство просто вымерло бы от голода и скуки. В 18 веке их было чуть меньше – около 800 тысяч, но с ростом усадеб число взлетело. А при дворе Екатерины II? Всего пара тысяч, но элитных, как бриллианты в короне.

Интересно, что в богатых имениях, как у Шереметевых, дворня достигала 300 душ. Это была целая армия, где каждый знал свое место. Но до сих пор многие историки спорят, считались ли "дворовые" отдельным сословием или просто "привилегированными рабами". Известно, что к 1861-му их стало так много, что реформа ударила по ним больнее всех.

А. И. Шарлемань. Рисунки формы лакеев Высочайшего двора. 1855.
А. И. Шарлемань. Рисунки формы лакеев Высочайшего двора. 1855.

Дворовые люди. Их жизнь определялась богатством хозяина

Жизнь дворовых людей состояла из калейдоскопа контрастов, сотканный из прихотей, милостей и жестокости. Сколько их было на самом деле – этих невидимых тружеников, обеспечивающих блеск дворянского быта? Историки расходятся в оценках, но цифры поражают воображение.

Порой, в имениях крупных вельмож, дворовых насчитывалось больше, чем крестьян. После смерти графа А. Г. Орлова в его доме содержалось 370 человек дворовых (это что-то около небольшой деревни). И каждый из них жил по законам, установленным хозяином.

Но что значило быть дворовым в России XVIII-XIX веков? Это зависело от множества факторов. От богатства и характера помещика, от удаленности усадьбы от столицы, от личных способностей и умений самого дворового. Судьба прислуги у сельского помещика, у богатого дворянина и при дворе Екатерины II – это три совершенно разные истории.

ПЕРОВ Василий - Приезд гувернантки в купеческий дом
ПЕРОВ Василий - Приезд гувернантки в купеческий дом

Дворовые у сельского помещика. Работа от заката до рассвета и никакого образования

Небольшое имение. Деревянный дом, окруженный огородами и полями. Здесь нет места роскоши и изысканности. И дворовых здесь немного, всего несколько человек, обычно из числа крестьян, оказавшихся неспособными к тяжелому физическому труду.

Средний помещик имел от 15 до 50 слуг- лакеи, горничные (2–5), повар, кухарка, кучера (2–3), садовник, прачка, няня, плотник, столяр и др.

Крупный помещик имел от 50 до 150 слуг - полный штат: камердинеры, камер-юнгферы, буфетчики, повара, официанты, прачки, конюхи, скотники, садовники, охотники, музыканты и т.д.

У мелкопоместного помещика немногочисленные дворовые были скорее помощниками по хозяйству, чем изысканной прислугой. Горничная одновременно и доярка, лакей – конюх, кухарка – прачка.

У мелкопоместного помещика  немногочисленные дворовые были скорее помощниками по хозяйству, чем изысканной прислугой
У мелкопоместного помещика немногочисленные дворовые были скорее помощниками по хозяйству, чем изысканной прислугой

Старые, больные (то есть крестьяне, неспособные к тяжелому труду), с увечьями или просто чем-то провинившиеся, пополняли ряды дворовых у небогатых помещиков.

Жизнь их представляла непрерывный труд от заката до рассвета. Уборка дома, приготовление пищи, уход за скотом, работа в огороде, починка одежды – все это ложилось на их плечи.

У мелкого помещика обычно была одна кухарка, выполнявшая все функции — от простых повседневных блюд до редких угощений для гостей
У мелкого помещика обычно была одна кухарка, выполнявшая все функции — от простых повседневных блюд до редких угощений для гостей

Они не получали жалования, их кормили объедками с барского стола и одевали в старую одежду господ. Жили они в тесноте, в людской избе или в чулане под лестницей. Об образовании и каких-либо развлечениях не могло быть и речи. В лучшем случае их могли научить читать молитвы.

Но были и свои плюсы в такой жизни. Отношения между помещиком и дворовыми здесь были более простыми и фамильярными. Хозяин знал каждого по имени, интересовался их нуждами, иногда даже лечил их сам.

Вместе пели песни, вместе горе горевали. Дворовые знали все секреты барина, были свидетелями его радостей и неудач. Иногда случалась и любовь, но редко заканчивалась хорошо.

В дни праздников немногочисленная прислуга сельского барина пела и танцева
В дни праздников немногочисленная прислуга сельского барина пела и танцева

Телесные наказания были обычным делом, но они не отличались особой жестокостью. Шлепок подзатыльника или удар палкой были скорее проявлением раздражения, чем осознанным насилием. И все же жизнь слуги в деревне была тяжелым, беспросветным трудом, а что еще хуже она сопровождалась отсутствием какой-либо надежды на перемены.

Порка дворовых было обыденным делом
Порка дворовых было обыденным делом

Дворовые у богатого дворянина. Сотни душ, строгая иерархия и театр для развлечения

Совсем иная картина представала в богатой дворянской усадьбе. Здесь мы видим настоящий дворец, окруженный парком с прудами и фонтанами. Комнаты украшены дорогой мебелью, картинами и зеркалами, горят свечи и благоухают цветы. И всем этим великолепием управляет армия дворовых. Их здесь десятки, а то и сотни человек.

Каждый знал свое место, каждое движение было отточено до автоматизма. Лакеи в ливреях, горничные в чепчиках, повара, кучера, садовники, конюхи, музыканты, гувернеры, няньки… и даже арапы «для экзотики». Жизнь дворовых регламентирована до мелочей.

Здесь существовала строгая иерархия. Во главе стоял дворецкий, управляющий всем хозяйством и отвечающий за порядок в доме. Затем шли старшие слуги: повара, лакеи, горничные, кучера. И, наконец, самые простые работники: прачки, уборщицы, конюхи, садовники и т.д.

Горничных могло быть от 5 до 15 человек, с чёткой иерархией: личные горничные для каждой дамы семьи, комнатные горничные для уборки парадных и жилых помещений
Горничных могло быть от 5 до 15 человек, с чёткой иерархией: личные горничные для каждой дамы семьи, комнатные горничные для уборки парадных и жилых помещений

Каждый из них выполнял свою определенную функцию. Повара готовили изысканные блюда для господ и более простую пищу для прислуги. Лакеи прислуживали за столом, следили за чистотой одежды и обуви хозяев, выполняли их личные поручения.

Горничные убирали комнаты, стелили постели, причесывали господ и помогали им одеваться. Кучера управляли лошадьми и каретами, возили господ на прогулки и в гости. Он сидел на козлах и обеспечивал безопасную и быструю перевозку хозяина, его семьи и гостей по городу, в имение или на визиты.

Кучер часто носил ливрею, подчёркивая статус хозяина. Это была престижная должность среди дворни. Кучера ценились за мастерство и расторопность, иногда они становились доверенными лицами
Кучер часто носил ливрею, подчёркивая статус хозяина. Это была престижная должность среди дворни. Кучера ценились за мастерство и расторопность, иногда они становились доверенными лицами

В штате богатого помещика часто присутствовал свой лекарь и ветеринар. У таких слуг были свои комнаты, более просторные и удобные, чем у дворовых сельского помещика. Они носили ливреи – особую форменную одежду с барского плеча.

Питались они лучше, чем крестьяне. Обычно им перепадает еда с барского стола. Но и спрос с них был выше. За малейшую провинность полагалась порка на конюшне. Особенно жестоко наказывали за воровство.

Ключевую роль в уходе за маленькими детьми в дворянских (барских) семьях имела нянька (или мамка).Она обычно была крепостной крестьянкой, отобранной из "добропорядочных" семей.

В ее обязанности входили: повседневный уход, а именно кормление, купание, одевание, укачивание, укладывание спать. Также, защита и эмоциональная поддержка: нянька окружала ребёнка лаской, любовью, жалела его, защищала — часто становилась для него ближе, чем родители, которые мало общались с малышами (детей держали отдельно, на верхних этажах дома).

Нянька окружала ребёнка лаской и любовью
Нянька окружала ребёнка лаской и любовью

Но были и те, кому повезло больше. Престижность службы зависела от близости к барину. Камердинер, личный слуга, знал все тайны хозяина, пользовался его доверием, а значит, и властью над остальными дворовыми. Экономка, ключница, распоряжалась хозяйством, держала в руках все нити управления. Они жили в комнатах рядом с хозяевами, пользовались их доверием, получали дорогие подарки и даже могли влиять на решения барина.

Камердинеры, это комнатные слуги, в просторечии их называли «комардины», «камельдины» и т. п. Стремянными назывались слуги на конях, сопровождавшие хозяев во время их поездок верхом, в том числе на охоте.

Роль камердинира при одевании господина была ключевой. Поскольку мужская одежда того времени (особенно парадная) часто требовала посторонней помощи: сложные сюртуки, фраки, крахмальные воротники, жилеты, галстуки и обувь было сложно надеть идеально без ассистента
Роль камердинира при одевании господина была ключевой. Поскольку мужская одежда того времени (особенно парадная) часто требовала посторонней помощи: сложные сюртуки, фраки, крахмальные воротники, жилеты, галстуки и обувь было сложно надеть идеально без ассистента

Казачками назывались мальчики-слуги в усадьбе, одетые в казачий костюмчик. Казачки обычно докладывали хозяевам о приезде гостей, бегали с различными поручениями, разносили угощения.

Форейторами (в просторечии «фалеторами») назывались кучера-подростки, реже взрослые люди худощавого сложения, сидевшие верхом на одной из передних лошадей упряжки.

Престижным считалось служить у богатых дворян ливрейным лакеем. Для дворовых людей ношение богатой ливреи с позументом не было повседневной нормой. Это считалось привилегией и знаком особого статуса. Такие нарядные ливреи полагались в основном слугам богатых и высокопоставленных дворян .

Некоторые господа, особенно те, кто интересовался искусством, создавали в своих усадьбах крепостные театры. Дворовые становились актерами, музыкантами, танцорами. Их обучали профессиональные учителя, они выступали перед гостями и даже выезжали на гастроли в другие имения.

Это был шанс выбиться в люди, получить признание и даже свободу. Но, как правило, лишь единицы достигали успеха. Судьба большинства крепостных актеров была трагичной. Они умирали от болезней, спивались или становились жертвами барской похоти.

Дворовые при дворе Екатерины II. Блеск, интриги и мимолетность фавора

Репродукция картины Федора Рокотова "Портрет Екатерины II". Государственная Третьяковская галерея
Репродукция картины Федора Рокотова "Портрет Екатерины II". Государственная Третьяковская галерея

И вот перед нами Зимний дворец. Блеск золота, сияние хрусталя, роскошь нарядов. Здесь все подчинено строгим правилам этикета, каждый жест, каждый взгляд имеет свое значение. И здесь тоже есть свои дворовые. Это камердинеры, камер-фрау, фрейлины, лакеи, повара, кучера – целая армия людей, обеспечивающих жизнь императрицы и ее двора.

Попасть сюда – значит вытянуть счастливый билет. Жалование здесь намного выше, чем в провинциальных усадьбах. Дворовые носят дорогую одеждe с барского плеча, учатся танцам, музыке, иностранным языкам. Они общаются с знатными людьми, бывают на балах и приемах. Это шанс сделать карьеру, получить дворянский титул, разбогатеть.

При дворе также содержали целый штат шутов, многие из которых были опальными дворянами или иностранцами. Шуты развлекали императриц грубыми потехами, розыгрышами и кривляньем. Императрицы могла часами смотреть на их драки или дурачества. При Екатерине II шуты были неофициальными, а традиция угасла к 19 веку.

Картина Валерия Якоби "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны"
Картина Валерия Якоби "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны"

Здесь – золотые горы: хорошее жалованье, роскошная одежда, обучение танцам, языкам, манерам. Жизнь – как в сказке. Но сказка эта с горьким привкусом.

Жизнь прислуги при дворе таила немало опасностей
Жизнь прислуги при дворе таила немало опасностей

Потому что здесь не все так просто. При дворе плетутся интриги, идет борьба за влияние, царит зависть и лицемерие. Один неверный шаг, одно неосторожное слово и можно оказаться в опале, лишиться всего. Особенно опасны были фавориты императрицы. Они обладали огромной властью, их все боялись и заискивали перед ними. Но фавор – вещь мимолетная. Сегодня ты приближен к богу, а завтра – изгнан из дворца.

При Екатерине II фаворитизм достиг пика и стал частью системы управления. Императрица использовала фаворитов для лояльности элиты и реализации реформ
При Екатерине II фаворитизм достиг пика и стал частью системы управления. Императрица использовала фаворитов для лояльности элиты и реализации реформ

Положение при дворе во многом зависело от расположения "звезд", от личной привлекательности. Придворные интриги не обходили стороной никого, даже любимчиков императрицы могли оклеветать и убрать подальше от государыни.

Влияние на Екатерину II имели не только знатные дворяне, но и обычные люди. И чем ближе был слуга к императрице, тем больше он приобретал вес. От камердинеров могло зависеть многое — от карьеры и жизни, до помилования.

Но, несмотря на все трудности и опасности, служба при дворе привлекала многих. Это был шанс увидеть мир, получить образование, сделать карьеру. Это был шанс стать не просто дворовым, а личностью. Быть дворовым при дворе Екатерины II, все равно, как балансировать на канате: красиво, захватывающе, но очень опасно.

За черной кулисой истории, где гремели балы, плелись интриги и вершились судьбы империй, дворовые люди оставались в тени.

Гоф-фурьер проверял, нет ли заболевших среди служителей, проверял их внешний вид и готовность к дежурству
Гоф-фурьер проверял, нет ли заболевших среди служителей, проверял их внешний вид и готовность к дежурству

Общие черты. Бесправие, талант и подражание

Несмотря на различия в условиях жизни, всех дворовых объединяло одно – бесправие. Они были собственностью хозяина, вещью, которую можно продать, обменять, подарить. У них не было земли, прав, свободы.

Но рабство не убивало талант. Из дворовых выходили прекрасные музыканты, актеры, художники, архитекторы. Многие крепостные театры превосходили по уровню столичные. Дворовые умельцы создавали уникальные вещи, которыми восхищались даже за границей.

Дворовые, как губка, впитывали в себя культуру господ. Они учились танцевать, говорить по-французски, разбираться в искусстве. Они подражали своим хозяевам во всем, от манер до одежды. Иногда это подражание доходило до абсурда.

Дворовые, как губка, впитывали в себя культуру господ, они могли создавать уникальные вещи, которыми восхищались даже за границей.
Дворовые, как губка, впитывали в себя культуру господ, они могли создавать уникальные вещи, которыми восхищались даже за границей.

Заключение

Эта статья – попытка заглянуть за кулисы истории, чтобы рассмотреть ускользающую фигуру дворовых во всех ее социальных и психологических ипостасях. Мы увидели, что мир дворовых – это не монотонная серая масса, а калейдоскоп судеб, где смешались трагедия и надежда, унижение и достоинство, невежество и проблески таланта.

Жизнь дворового человека определялась прежде всего волей хозяина. У скупого помещика – голод и непосильный труд, у богатого барина – сносное существование и даже образование, при дворе – блеск и интриги. Но в любом случае – полная зависимость, отсутствие земли, имени, будущего. Он являлся лишь отражением своего господина, его продолжением, его тенью.

И все же, несмотря на бесправие и унижения, в дворовых людях теплился огонек человечности. Они умели любить и ненавидеть, мечтать и страдать, бунтовать и прощать. Многие из них стали искусными мастерами, талантливыми музыкантами, преданными слугами, а некоторые даже выбились в люди, оставив след в истории.

Прасковья Жемчугова (1768–1803), пожалуй, самая известная крепостная актриса и певица
Прасковья Жемчугова (1768–1803), пожалуй, самая известная крепостная актриса и певица

Дворовые – это не просто прислуга, это часть России, ее плоть и кровь. Они – свидетели ее взлетов и падений, ее величия и нищеты, ее противоречивой души. В их судьбах отразились все пороки и добродетели русского общества, его неиссякаемая энергия и трагическая обреченность.

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на канал! Здесь мы рассекречиваем тайны прошлого и делаем историю захватывающей, как детектив. И не забудьте поставить лайк – это ваша маленькая благодарность за мой труд. А в комментариях поделитесь: какая судьба дворовой прислуги впечатлила вас больше всего?

Спасибо всем, кто поддерживает донатами — вы лучшие!

Источники и литература:

Читайте также на канале

Кто на самом деле правил домом помещика? Дворецкий и жесткая иерархия крепостных слуг

Как помещики в XIX веке обманывали государство и прикарманивали казенные леса

Свобода без свободы. Кого реформа 1861 года не освободила