Найти в Дзене
Navygaming Channel

Взрыв четырех запасных торпед смертелен для субмарин /107/ Некоторые вопросы по старому "делу"

Гибель боевых кораблей в мирное и военное время от рук шпионов и диверсантов - не редкость для военных флотов мира. Другое дело, что не всегда данные случаи, которые воспринимаются как катастрофы находят свое подтверждение. Одно дело, когда у борта всплывают вражеские боевые пловцы и сдаются в плен, как это было в Александрии и при подрыве двух британских линкоров. Другое, когда имеются только предположение о том, что вызвало взрыв, так было при взрыве итальянского "Бенедетто Брина", русской "Императрицы Марии", советского "Новороссийска". С подводными лодками тоже имели место подобные случаи, один из них произошел летом 1942 года на Дальнем Востоке. 18 июля 1942 года две подводные лодки Тихоокеанского фло­та «Щ-118» (V-бис серии) и «Щ-138» (Х-бис серии) бок с бок стояли у стенки судостроительного завода в Николаевcке-на-Амуре. По планам боевой подготовки лодкам предсто­ял долгий совместный выход в море. В связи с этим надле­жало провести ремонт некоторых систем и механизмов. За­тем,
Гибель боевых кораблей в мирное и военное время от рук шпионов и диверсантов - не редкость для военных флотов мира. Другое дело, что не всегда данные случаи, которые воспринимаются как катастрофы находят свое подтверждение. Одно дело, когда у борта всплывают вражеские боевые пловцы и сдаются в плен, как это было в Александрии и при подрыве двух британских линкоров. Другое, когда имеются только предположение о том, что вызвало взрыв, так было при взрыве итальянского "Бенедетто Брина", русской "Императрицы Марии", советского "Новороссийска". С подводными лодками тоже имели место подобные случаи, один из них произошел летом 1942 года на Дальнем Востоке.

18 июля 1942 года две подводные лодки Тихоокеанского фло­та «Щ-118» (V-бис серии) и «Щ-138» (Х-бис серии) бок с бок стояли у стенки судостроительного завода в Николаевcке-на-Амуре. По планам боевой подготовки лодкам предсто­ял долгий совместный выход в море. В связи с этим надле­жало провести ремонт некоторых систем и механизмов. За­тем, пополнив запасы ГСМ и продуктов, прямо с завода суб­марины должны были уйти в плавание. Это предусматрива­лось заранее, поэтому в Николаевск-на-Амуре они прибыли, имея полный запас торпед и артиллерийских снарядов.

Подводная лодка Щ-118
Подводная лодка Щ-118

В 7:00, когда подводники едва успели приступить к зав­траку, базу Тихоокеанского флота в Николаевске-на-Амуре потряс сильный взрыв, возвестив о катастрофе, произо­шедшей на борту ПЛ «Щ-138». Подводная лодка (как потом выяснилось) погибла от взрыва четырёх боевых зарядных отделений торпед. На лодках этого типа они хранились во II отсеке корабля.

Боевая часть торпеды 53-38, которые находились на лод­ке, составляет 300 кг. Соответственно, взрыв зарядных отделений четырех торпед был эквивалентен взрыву 1200 кг тротила. Он прак­тически полностью разрушил прочный корпус «Щ-138» (его толщина составляла 13,5 мм) вплоть до 40-го шпангоута, а это первый, второй и третий отсеки. Сильные повреждения получила кормовая переборка III отсека. Была повреж­дена боевая рубка ПЛ. Отдельные части лёгкого и прочно­го корпусов и оборудования носовых отсеков «Щ-138» поз­же находили на расстоянии около километра от места взры­ва.

Для заметок: В ходе следствия было установлено: "К этому времени на ПЛ Щ-138 во 2 и 3 отсеках продолжали спать командир подлодки капитан-лейтенант Гидульянов, штурман лейтенант Будин, минер лейтенант Вязьмин и лекпом Байко. Командир БЧ-5 инженер капитан-лейтенант Ильичев спал в 6 отсеке, а помощник командира подлодки старший лейтенант Егоров находился на молу. Военный комиссар Щ-138 политрук капитан-лейтенант Коротеев ночевал по необоснованным причинам не на корабле, а в городе".
Подводные лодки «Щ-138» и «Щ-118» после взрыва 18 июля 1942 года
Подводные лодки «Щ-138» и «Щ-118» после взрыва 18 июля 1942 года

Внутри лодки взрывная волна, калеча и убивая всё жи­вое на своём пути, докатилась до концевых отсеков. За не­сколько секунд кормовая часть «Щ-138» затонула прямо у пирса по самую рубку. Из всего экипажа «Щ-138» оста­лось в живых лишь несколько человек, которые находились в последних VI (электромоторный) и VII (кормовой тор­педный) отсеках. Выживших после взрыва было больше, но все они были тяжело ранены или контужены, и поки­нуть быстро тонущую лодку смогли только те из них, кто мог двигаться и смог подняться по трапу узкого входного люка в седьмом отсеке.

Для справки: "В результате взрыва погибли 35 человек и 8 были ранены,
остались невредимыми 4 человека (военком Щ-138 ночевал на берегу, 2 человека находились на пирсе вблизи лодки и 1 вышел невредимым из лодки). В живых остались 12 моряков. От 31 человека рядового и младшего командного состава на берегу были найдены лишь фрагменты тел".

Вместе с «Щ-138» от взрыва её торпед сильно постра­дала и "соседка" -подводная лодка «Щ-118», пришвартованная к ней левым бор­том. Во время взрыва находившийся на её борту экипаж завтракал. Стояла тёплая летняя погода, поэтому входной люк I отсека и центрального поста в рубке были открыты. Открыты были и двери в переборках между отсеками.

Аварийно-спасательные работы на «Щ-138», конец июля - начало августа 1942 года
Аварийно-спасательные работы на «Щ-138», конец июля - начало августа 1942 года

Взрыв разрушил прочный корпус «Щ-118» в районе II отсека, оставив пробоину размером 5х1 метров между 20-30 шпангоутами. Значительные повреждения получи­ла переборка по 22 шпангоуту, между вторым и третьим отсеками. Из-за больших размеров пробоины вода, хлы­нувшая внутрь «Щ-118», быстро затопила с I по V отсеки лодки. Часть личного состава успела покинуть борт через рубочный люк и люк первого отсека. Находившиеся наверху командир лодки и командир БЧ-5 "Щ-118" взрывом были отброшены в воду. Однако, оставшиеся 20 человек, находившиеся в момент аварии в корме, су­мели под напором воды загерметизировать кормовую пе­реборку V, дизельного, отсека. Таким образом, на подвод­ной лодке остались незатопленными VI и VII отсеки. Сама «Щ-118» продержалась на плаву не намного дольше взор­вавшейся, и скоро легла на грунт рядом с ней. Выбравшиеся на берег члены экипажа «Щ-118» сооб­щили, что на их ПЛ могут оставаться выжившие.

Спустя несколько минут, к «Щ-118» подошёл водолаз­ный бот, с которого начали обследование кормы ПЛ; водо­лазы методом перестукивания установили связь с остав­шимися в отсеках подводниками. Одновременно было при­казано подготовить плавкран. В течение всего пяти часов, с по­мощью водолазов, кормовую часть «Щ-118» застропили стальными тросами, подъёмным краном приподняли из воды до уровня входного люка VII отсека, и все находив­шиеся внутри «Щ-118» моряки смогли покинуть лодку.

Спасательные работы на Щ-138
Спасательные работы на Щ-138

Всего в результате взрыва погибли 43 человека: 35 под­водников из экипажа «Щ-138», в том числе командир ПЛ, и 8 моряков на «Щ-118», включая двух офицеров из управ­ления 3-й бригады, находившихся в момент взрыва на этой лодке.

Первой подняли «Щ-118». Уже 9 августа 1942 года ее передали заводу №199 в Комсомольске-на-Амуре для ре­монта и модернизации. В результате полученных повреж­дений на ПЛ пришлось полностью восстанавливать весь корпусный набор и надстройку в районе 18-30 шпангоу­тов. На «III-118» установили новые цепной ящик, топливные цистерны № 1 и 2 и булевые цистерны левого борта, аккумуляторную яму и торпедопогрузочное устройство! Одновременно с ремонтом, переделали кормовые горизон­тальные рули, установили новые перископы и долгождан­ную систему безпузырной торпедной стрельбы. Вообщем, лодка стала даже лучше чем была, )). Ремонт суб­марины завершился 31 декабря 1942 года. В январе «Щ-118» вновь вернулась в Советскую Гавань в состав своего диви­зиона. Она участвовала в войне с Японией, а из состава фло­та была выведена только через 14 лет в 1956 году.

После подъема «Щ-118» в начале августа начались ра­боты АСС Тихоокеанского флота по подъёму «Щ-138». Осталось от неё немного, по сути лишь половина. С помо­щью понтонов и частичного продувания трёх последних отсеков: V, VI и VII остатки корпуса «Щ-138» подняли на поверхность.

Подводную лодку Щ-118 быстро восстановили и вернули в состав флота
Подводную лодку Щ-118 быстро восстановили и вернули в состав флота

Неизвестно зачем, но после подъема лодку намеревались на понтонах отвести в Советскую Гавань. 16 августа 1942 года её вывели из Николаевска. Но через два дня, 18 августа, едва выйдя в Амурский лиман, подводная лодка вновь затонула. - на этот раз из-за начавшегося шторма. Не выдержали стропы у понто­нов, которые обеспечивали плавучесть корпуса ПЛ. При повторном затоплении внутри лодки осталось три челове­ка, не успевшие покинуть погружающийся корпус. Но лод­ка затонула на глубине всего 9 метров, и моряки благопо­лучно вынырнули даже без дыхательных аппаратов.

Попытки вновь поднять лодку предпринимались дваж­ды, но из-за погодных условий обе закончились безрезуль­татно. Удалось это только в июле 1943 года силами 73-го аварийно-спасательного отряда ТОФ. По итогам работы специальной комиссии «Щ-138» была признана неремон­топригодной и позже была исключена из состава флота.

В причине гибели «Щ-138» никто не сомневался: нали­цо был факт взрыва боеприпаса во II отсеке субмарины. Но вот однозначного мнения о том, что стало причиной самого взрыва торпед, нет до сих пор.

-6

Экспертная комиссия флота, изучавшая обстоятельства взрыва на «Щ-138», рассматривала пять версий. Первая - ошибки, допущенные личным составом при обслуживании торпед. Вторая - неправильный режим вентиляции акку­муляторной батареи во II-м отсеке, который мог вызвать в этом отсеке образование и взрыв воздушно-водородной смеси. Третья версия - это самопроизвольный взрыв тор­пед. Четвертая и пятая версии предполагали действия, на­правленные на умышленное уничтожение или нанесение ущерба ПЛ, то есть диверсию. Для военного времени это, наверное, в принципе, неудивительно, и должно рассматриваться в первую очередь. Интересна одна из них: взрыв за­ряда установленного снаружи корпуса лодки в районе вто­рого отсека, где хранились торпеды. По расчётам экспертов для этого потребовался бы заряд весом около 12 кг.

Но из всех версий комиссия остановилась на одной: «Взрыв боезапаса во II отсеке «Щ-138» мог произойти только с помощью специального подрыва заряда весом не менее 600 граммов, приложенного вплотную к торпеде или вложенного в оболочку запального стакана снаряда. Таким образом, катастрофа 18 июля 1942 года была вызвана на­сильственным, диверсионным актом».

Было установлено, что торпеды явно не санкционировано были приведены в боевое состояние перед диверсией, то есть сняты с предохранителей. Это стало ясно после проведённого эксперимента по подрыву торпеды, боевая часть которой была не снята с предохранителя. Взрыв боевых зарядных отделений во 2 отсеке по причинам их детонации от взрыва газов, короткого замыкания
аккумуляторной батареи или от других случайных источников произойти не
мог. Окончательно приготовленные торпеды размещенные в носовых торпедных аппаратах не взорвались; никакие работы внутри корабля, в т. ч. с
торпедами, личным составом не проводились. Исходя из факто комиссия получила основания считать, что взрыв произведен диверсионным путем внутри подводной лодки - было подорвано одно из боевых зарядных отделений именно стеллажных торпед во 2 отсеке.

Любопытно, что хотя по результатам работы специальной комиссии флота, расследующей аварию, основной причиной траге­дии была объявлена диверсия, факт этот по сей день оста­ется спорным. И в последнее время все чаще встречаются мнения, которые отличаются от той, которая оказалась в то время самой очевидной.

Памятник погибшим морякам с Щ-138
Памятник погибшим морякам с Щ-138

Согласно этой версии основным виновником происшествия был признан лей­тенант Павел Семенович Егоров, помощник командира «Щ-138», кото­рый якобы мог подложить во II отсек взрывное устройство. Вспомним, во время взрыва лейтенанта на борту подводной лодке не было, он был на берегу. В качестве главного аргумента вины П.С.Егорова чаще всего приводится тот факт, что этот человек 18 июля 1942 года, после взрыва на борту «Щ-138» застрелился не оставив никаких предсмертных писем и записок. Согласно некоторых данных - "застрелился у себя на квартире при попытке его ареста вечером в день катастрофы".

Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что исключение лейтенанта П. С. Егорова из списков бригады было произведено секретным приказом командира 3-й бригады ПЛ за № 0098. Похоронен он был отдельно от братской могилы всех 43 погибших при взрыве моряков, причем похоронен скрытно, место могилы неизвестно до сих пор. Выходит, что раз застрелился, значит виновен. А раз похоронен отдельно, значит, тем более виновен. Все мате­риалы дела о взрыве на «Щ-138» скрыты в архивах, и озна­комиться с ними все еще не представляется возможным.

Однако есть ряд исследований, которые изучают сам факт вербовки этого офицера иностранными спецслужбами( в первую очередь японскими и немецкими). И по результатам этих исследований делался вывод, что это было бы маловероятным.

Например, Лисин С.А. отмечал, что при освещении причин трагедии не учи­тывается общая обстановка в стране. Шла война, страна находилась на военном положении, требовалась повышенная бдительность.

Лисин писал: "...Не прекращающиеся аресты гражданских и военных лиц, беспричинно обвиня­емых то в шпионаже, то в каком-нибудь пособничестве кому-нибудь, благо Япония недалеко. Добавим сюда печаль­но знаменитый приказ «ни шагу назад». Трибуналы ни на миг не оставались без работы. Ряды штрафных батальонов исправно пополнялись новым составом - лётчиком, кото­рый покинул горящий самолёт над территорией врага, пе­хотинцем, который, не умея плавать, уцепившись за соло­минку при переправе через реку, утопил свой тяжелый ППШ, людьми, вышедшими из окружения или танкистом, который один выжил из экипажа своего танка. Раз остался жив, а остальные сгорели, значит виноват".

Работа Лисина пришлась как раз на первое десятилетие XXI века, и тут надо учитывать общую склонность исследователей к тому, чтобы "разыграть карту шпиономании и репрессий". Согласимся, для этого были основания. В тоже время, в статье Куваева Д.В. (2017 год) на это тоже обращается внимание, но со стороны как раз органов контрразведки.

"...Диверсия могла быть произведена лицом из личного состава Щ-138, тем
более, на данной лодке имели место мелкие диверсионные акты в 1941 и
1942 годах, при проведении заводских ходовых и государственных испытаний. Это были, вывод из строя перископа путем нанесения механических повреждений острым предметом, попадание воды в провизионное хранилище через неплотно задраенную горловину, перекрытие ряда клапанов и другие мелкие механические повреждения. Вредитель органами контрразведки флота был не выявлен....

Таким образом, органы контрразведки не сделали окончательного вывода о том, кто конкретно совершил подрыв и почему. Мог ли преступником быть Егоров, возможно мог, но этому доказательств так и не нашли. тот же Куваев отмечает, что "ясно одно, диверсию осуществил агент иностранной спецслужбы (возможно завербованный японской разведкой на почве мести или преследующий иной враждебный мотив), из числа специалистов в области минно-торпедного вооружения". Но тогда почему застрелился П.С.Егоров?

Лисин предлагает свой взгляд: "...Потому что шпион, обвиняемый в шпионаже в пользу Японии? Или от осозна­ния масштабов катастрофы, прогремевшей на весь город? Рядом с ним НКВД регулярно выщипывает людей, кото­рых человек знал не первый день и год. И эти люди исчеза­ют в неизвестности. А тут 18 июля такая катастрофа. Взрыв! Гибель новой, подчеркиваю, новейшей ПЛ! Гибель ещё одной лодки, «Щ-118». Гибель людей. Массовая гибель! Они на лодке, а он нет. В момент взрыва! Идеальная ситу­ация, чтобы состряпать уголовное дело. Так почему чело­век покончил с собой? От вины или сознания безысходно­сти в царившей вокруг обстановке шпиономании... Разве он первый или последний, который нашел из критической ситуации такой выход? На мой взгляд, диверсия со стороны японских спецслужб маловероятна. Нанести урон нашему ВМФ было бы проще не в базе Тихоокеанского флота, а в море. Например, скрытой постановкой мин с рыболовных траулеров вблизи наших баз. Благо опыт такой у японцев уже имелся. В 1938 году летом, почти у самой гавани Владивостока, ПЛ «Щ-102» задержала невзрачный рыболовный сейнер, в трюме которого обнаружили морские мины. Цель визита этого «рыбачка» сомнений не вызывала..."
У памятника
У памятника

Можно найти рациональное и в этих высказываниях, сослаться на психологические особенности человека, который был подавлен и испуган, и это сыграло только "на руку" противнику, но... Нельзя не согласиться, и с тем, что японцы могли бы спланировать подобную акцию, в том числе так, чтобы исполнитель диверсии сам погиб при взрыве. Но в настоящее время нет и доказательств в пользу этой версии, ни против нее.

Послевоенный допрос одного из руководителей разведподразделений Морского Генерального штаба Японии показал, что: "... собственными агентурными позициями на Николаевской-на-Амуре ВМБ резидентура не располагала, задачи по организации диверсий не решала, в сборе разведывательной информации опиралась на сеть наблюдательных
пунктов вдоль советско-маньчжурской границы, экипажи японских и
корейских торговых и рыболовецких судов, данные радиоперехвата..."

Тут важнее понимание того, что даже в "тыловой базе" флота, находящейся за тысячи километров от линии фронта следовало сохранять бдительность. К сожалению это требование крайне актуально и сейчас.

P.S.Если понравилось - кнопка для желающих поддержать автора - ниже, называется "Поддержать", )).