"Акционерное общество «Эйр Астана» («Компания» и, вместе со своей дочерней компанией FlyArystan – «Группа») сообщает, что приняло к сведению объявление о том, что компания BAE Systems планирует продать часть своей доли в Группе посредством ускоренного процесса формирования книги заявок."
/Air Astana: заявление о продаже доли BAE Systems, 17 декабря 2025 года, официальный пресс-релиз/
***
Казалось бы, какая разница нам в России, если британский авиахолдинг решил срочно ещё уменьшить свою долю в казахстанской Air Astana?
Да вот есть разница. Мы её истоки почувствовали в марте 2022 года. У многих было удивление:
Да как так-то! Чего это национальный авиаперевозчик Казахстана так себя ведёт!? У нас ведь дружбонародие, СНГ, Таможенный Союз. А они себя ведут как Европа и США. Оборвали прямое авиасообщение, да и транзитом над РФ больше не летают.
А вот именно от того и именно так.
Эта картинка выше - скриншот из оф. аккаунта Air Astana в "телеге". Они тогда постыдились даже официальный пресс-релиз опубликовать у себя на сайте. Журналисты, работающие по авиационной тематике, пытались выяснять в авиакомпании, - почему же больше нет ни одного рейса в Россию, но никаких конкретных ответов не было.
Огромный пассажиропоток с Air Astana и её дочернего лоукостера FlyArystan просто ушёл в российские авиакомпании. Например, на рейсах между Москвой и Алма-Атой, Москвой - Нурсултаном/Астаной. Самолёты Air Astana в Домодедово больше не появлялись.
Тогда и выяснилось (тем, кому это у нас было интересно), что без граждан Великобритании стратегических решений в Air Astana не принимается. Почти половина акций национального перевозчика Казахстана в 2022 году находилась в руках британской компании, доли такие: казахстанское Акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" - 51%, британский холдинг BAE Systems - 49%. Плюс высший руководящий пост за представителем BAE Systems.
Говорить про всякие бермудско-ирландские регистрации самолётов даже не будем. В 2022 году в РФ то же самое было. В Казахстане и поныне так.
"Компания BAE Systems является ключевым партнёром Air Astana с момента основания. Группа была создана в 2001 году как совместное предприятие Республики Казахстан и BAE Systems. В рамках IPO 2024 года BAE Systems сократила свою долю до 16,95% и с тех пор остается акционером, поддерживающим авиакомпанию, и состоит членом Совета директоров. Мы признаём, что Группа больше не является основным активом в контексте более широкой деятельности BAE Systems, и приветствуем появление новых акционеров в составе Группы на этом важном этапе её развития." - это тоже из свежего пресс-релиза авиакомпании Air Astana от 17.12.2025.
По сообщениям из источников со стороны BAE Systems, в декабре 2025 года доля сокращается ещё на 8%. То есть какое-то представительство сохраняется, вероятно и право голоса на совете директоров - пропорционально проценту акций, и, конечно, право получать информацию обо всей операционной деятельности Air Astana.
Такие вот дела. И Air Astana теперь приветствует появление новых акционеров вместо уходящих британцев.
Означает ли почти полный уход BAE Systems, что Air Astana и FlyArystan снова полетят в Россию, преодолев санкционные хотелки англичан? Да вот ни разу. Юридический статус самолётов-то остается прежним: регистрационные номера, начинающиеся с префикса EI- (авиационный реестр Ирландии) и страховые условия, которые запрещают использовать воздушное пространство России. Если Air Astana пойдёт по пути других казахстанских авиакомпаний SCAT и Qazaq Air, которые сразу регистрировали и страховали самолёты не в офф-шорах, а дома, то российский рынок авиаперевозок снова будет открыт.
Тут главное не продаться снова "западным партнерам", а хотя бы турецким. Хотя, может, западные больше и сами не захотят. Должны же быть причины - почему британцы вдруг решили сворачивать своё присутствие на быстро растущем авиарынке Казахстана? А если это пока не публичные геополитические причины?
Напоследок справка, которая завершает картину всего выше описанного:
Air Astana - группа авиакомпаний. Эксплуатирует парк воздушных судов,
состоящий из 62 самолетов, распределенный между авиакомпанией полного цикла Air Astana и бюджетным перевозчиком FlyArystan, созданным
в 2019 году.
BAE Systems - британская аэрокосмическая, военная и IT-компания со штаб-квартирой в Лондоне. Крупнейший оборонный подрядчик в Европе. Основные производственные мощности компании находятся в Великобритании и США. Компания участвует в нескольких крупных оборонных проектах, включая Lockheed Martin F-35 Lightning II, Eurofighter Typhoon, а также подводные лодки Astute, Dreadnought и SSN-AUKUS. На протяжении своей истории холдинг поглощал авиапроизводителей, смежников и брал все разработки под своё крыло. Там ещё много можно написать. При желании поищите на просторах Интернета. И вот такой инвестор продолжает вести бизнес на территории страны, которая входит в СНГ и ЕАЭС.
В общем, ждем снова самолёты Air Astana в Домодедово, Пулково и т.д. Почему нет, а вдруг?
***
Если вы хотите помочь автору донатом, то ему не надо. Задолбали блогеры, клянчащие деньги у читателей.