Найти в Дзене

— А зачем ты его рожала, если теперь вечно жалуешься? — спросила сестра

Оглавление

Катя произнесла это между делом. Отхлебнула кофе, поправила волосы — и выдала. Как будто мы обсуждали погоду или сериал какой-нибудь.

Я держала телефон у уха, из которого доносился голос учительницы: «Светлана Игоревна, заберите Артёма, он снова...». А сестра сидела напротив и смотрела с таким выражением — ну вот, опять.

Подождите, — сказала я в трубку. — Еду.

Положила телефон. Посмотрела на Катю.

Ты сейчас серьёзно?

А что такого? — она пожала плечами. — Ты каждый раз жалуешься. Тёма то, Тёма сё. Устала, не высыпаюсь, нервы. Ну так не рожала бы, раз так тяжело.

***

Артёму двенадцать. СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагноз поставили в семь, когда он пошёл в школу и стало понятно, что «просто активный мальчик» — это не просто.

Он не может сидеть на месте. Буквально — не может. Тело требует движения, мозг перескакивает с мысли на мысль. На уроках вертится, роняет вещи, отвлекается каждые три минуты.

Учителя звонят мне минимум раз в неделю. «Заберите», «поговорите», «примите меры». Меры я принимаю пять лет. Психологи, неврологи, препараты, терапия. Сорок тысяч в месяц — помимо обычных расходов.

Муж ушёл, когда Тёме было четыре. Сказал: «Не могу больше, он меня с ума сводит». Алименты платит — двенадцать тысяч, как по часам. На этом его участие заканчивается.

А Катя — моя старшая сестра. Пятьдесят два года, двое взрослых детей, которые давно живут отдельно. Муж-бизнесмен, квартира в центре, отпуск два раза в год.

Она приезжает ко мне «поддержать». Пьёт мой кофе, рассказывает про свои поездки и между делом объясняет, как я неправильно живу.

***

Кать, — я встала, начала искать ключи от машины, — мне ехать. В школу вызывают.

Опять?

Да. Опять.

И что на этот раз?

Не знаю ещё. Сейчас узнаю.

Катя поставила чашку на стол. С таким видом — показательно-терпеливым.

Свет, я тебе как сестра скажу. Ты его распустила. Вот и результат.

Я замерла с курткой в руках.

Распустила?

Ну да. Потакаешь ему во всём. Он и сел на шею. Мои-то в его возрасте по струнке ходили.

У твоих нет СДВГ.

Да какой СДВГ! — она отмахнулась. — Выдумки это всё. Модный диагноз для тех, кто воспитывать не умеет. Раньше никаких СДВГ не было — и ничего, все вырастали нормальными.

Раньше таких детей просто не диагностировали. Считали хулиганами и двоечниками.

Ну вот! А сейчас на каждого ярлык вешают. И мамочки радуются — ой, у нас диагноз, мы не виноваты. Удобно.

Я застёгивала куртку и чувствовала, как внутри поднимается что-то горячее. Не злость даже — усталость. Тяжёлая, накопленная за годы.

Кать, мне правда надо ехать.

Езжай-езжай. А потом опять будешь звонить и плакаться, как тебе тяжело.

Я остановилась у двери.

Знаешь что? Больше не буду.

Что не будешь?

Звонить и плакаться. Обещаю.

***

В школе меня ждала завуч. Елена Борисовна — женщина с поджатыми губами и папкой в руках.

Светлана Игоревна, ситуация критическая.

Что случилось?

Артём сорвал урок. Бегал по классу, кричал, уронил горшок с цветком. Учительница не смогла его успокоить.

Он что-нибудь сломал? Кого-то ударил?

Нет, но...

Значит, побегал и покричал. Для него это норма, вы знаете.

Елена Борисовна поджала губы ещё сильнее.

Светлана Игоревна, мы не можем постоянно делать скидки. Другие дети тоже имеют право на нормальный учебный процесс.

Я понимаю. Что вы предлагаете?

Перевести его на домашнее обучение. Или в коррекционную школу.

Коррекционная школа. Для детей с умственной отсталостью. А у Тёмы IQ сто двадцать два — выше среднего.

Елена Борисовна, у моего сына нет умственных нарушений. Только поведенческие особенности.

Особенности! — она всплеснула руками. — Он классу учиться не даёт — это вы называете особенностями?

Я называю это диагнозом. Официальным, подтверждённым. И по закону вы обязаны создать ему условия.

Какие условия?! У нас тридцать человек в классе!

Это не моя проблема. Это проблема системы образования. А мой ребёнок имеет право учиться в обычной школе.

Тёму я забрала из кабинета психолога. Он сидел на стуле, качал ногами, грыз карандаш.

Мам, я не специально.

Знаю, сынок. Поехали домой.

В машине он молчал. Смотрел в окно, теребил ремень безопасности.

Мам, меня выгонят?

Нет. Не выгонят.

А тётя в очках сказала, что я ненормальный.

Внутри полыхнуло.

Кто сказал?

Тётя в очках. Которая за столом сидит.

Завуч. Сказала двенадцатилетнему ребёнку, что он ненормальный.

Я развернула машину.

***

Елена Борисовна, — я вошла в кабинет без стука, — вы сказали моему сыну, что он ненормальный?

Она побледнела.

Я... я такого не говорила...

Артём не врёт. Он вообще врать не умеет — это тоже особенность СДВГ, если вам интересно. Так вы говорили или нет?

Я сказала, что его поведение ненормальное...

А ребёнок услышал, что ненормальный — он. Вы понимаете разницу?

Светлана Игоревна, не надо на меня кричать!

Я не кричу. Пока не кричу. Но если ещё раз что-то подобное повторится — я напишу заявление в департамент образования. И в прокуратуру. За унижение несовершеннолетнего.

Вы мне угрожаете?!

Я вас предупреждаю. Официально. При свидетелях, — я кивнула на секретаршу, которая замерла с чашкой в руках. — Мой сын имеет право на уважительное обращение. Как и любой другой ребёнок. Независимо от диагноза.

Вышла. Руки тряслись, но голос не дрогнул.

***

Вечером позвонила Катя.

Ну что там? Опять скандал?

Разобралась.

И как? Выгнали его?

Нет. Не выгнали и не выгонят.

Ну-ну, — она хмыкнула. — Свет, ты пойми, я добра тебе желаю. Просто смотреть больно, как ты мучаешься. Может, правда, отдай его куда-нибудь? В интернат специальный? Тебе же легче станет.

Я села на диван. Тёма был в своей комнате — делал уроки, точнее, пытался. Каждые пять минут вскакивал, ходил кругами, потом снова садился. Так было всегда.

Кать, ты сейчас предлагаешь мне сдать ребёнка в интернат?

Ну, не сдать... Временно. Пока он не повзрослеет.

Он не «повзрослеет» из своего диагноза. Это на всю жизнь. СДВГ не лечится — только корректируется.

Ну вот видишь! На всю жизнь! А ты что, всю жизнь будешь по школам бегать и нервы мотать?

Да. Буду. Потому что это мой сын.

Свет, ну ты же губишь себя! Посмотри на себя — похудела, под глазами круги, постарела на десять лет!

Спасибо, Кать. Очень поддержала.

Я правду говорю! Ты себя не видишь, а я вижу! Тебе мужика надо, жизнь нормальную. А ты всё с этим возишься...

«С этим» — это с моим сыном. Которого зовут Артём. Которому двенадцать лет. Который, между прочим, твой племянник.

Ой, да какой он мне племянник! Я его вижу раз в год!

Потому что ты не хочешь видеть. Тебе неприятно. Неудобно. Он же ненормальный, да?

Катя замолчала.

Свет, ты сейчас на меня злишься, но потом поймёшь, что я права. Ты положила жизнь на этого ребёнка — и что получила взамен? Только проблемы.

Я получила сына. Который любит меня. Который каждый вечер обнимает и говорит «спасибо, что ты есть». Который рисует мне открытки на каждый праздник. Который, несмотря на всё, старается — изо всех сил старается быть хорошим.

Ну и что толку от этих открыток? Тебе денег они не принесут.

А твои дети? Много денег тебе принесли?

Мои дети нормальные! — взвилась Катя. — Выучились, работают, семьи создали!

И как часто они тебе звонят? Когда последний раз приезжали?

Молчание.

Вот именно, Кать. Твои «нормальные» дети живут своей жизнью и вспоминают о тебе на Новый год. А мой «ненормальный» — единственный человек, который каждый день говорит мне, что любит.

Это другое!

Это именно то. Знаешь, я поняла сегодня одну вещь. Ты приезжаешь не поддержать меня. Ты приезжаешь убедиться, что у тебя всё лучше. Что твоя жизнь — правильная, а моя — нет. Что ты — молодец, а я — неудачница с проблемным ребёнком.

Свет!

Больше не приезжай, Кать. Я устала от твоей «поддержки». Устала слышать, что я сама виновата, что распустила, что не так воспитала. Устала оправдываться за своего ребёнка перед родной сестрой.

Ты меня выгоняешь?!

Я закрываю дверь. Для тех, кто не умеет входить без грязи на ботинках.

***

Через месяц школа прислала письмо. Официальное, на бланке.

«Уважаемая Светлана Игоревна! В связи с вашим обращением в департамент образования...»

Я не писала в департамент. Но собиралась — и видимо, завуч это поняла.

«...Артёму Дмитриевичу выделен тьютор для индивидуального сопровождения на уроках. Занятия начнутся с первого октября».

Тьютор. Человек, который будет сидеть рядом с Тёмой на уроках, помогать сосредоточиться, успокаивать, если понадобится. То, о чём я просила три года.

Понадобилось пригрозить прокуратурой, чтобы услышали.

Тёма, когда узнал, запрыгал по комнате:

Мам, правда?! Ко мне будет приходить специальная тётя?!

Или дядя. Не знаю ещё.

Круто! А она будет меня ругать?

Нет, сынок. Она будет тебе помогать.

Он обнял меня. Крепко, как умел только он — всем телом, изо всех сил.

Мам, ты самая лучшая.

***

Катя молчала два месяца. Потом прислала сообщение: «Свет, давай поговорим. Я была неправа».

Думала три дня. Потом ответила: «Хорошо. Но разговор будет на моих условиях».

Встретились в кафе. Нейтральная территория.

Свет, я не хотела тебя обидеть, — начала Катя. — Просто... не понимала. Думала, ты преувеличиваешь.

А теперь?

Почитала про СДВГ. В интернете много всего... Не знала, что это так серьёзно.

Я молчала. Ждала.

И... извини за то, что сказала. Про «зачем рожала». Это было жестоко.

Да. Было.

Ты меня простишь?

Не знаю, Кать. Пока — не знаю. Но могу дать шанс.

Что мне сделать?

Перестать советовать. Перестать критиковать. Если не можешь помочь — просто молчи. Или спроси: «Чем я могу помочь?» Не «ты неправильно воспитываешь», не «сама виновата». Просто — «чем помочь».

Я могу попробовать.

Попробуй. А я посмотрю.

***

Прошло полгода.

Тёма учится в той же школе. С тьютором стало легче — звонки от завуча прекратились. Оценки подтянулись: четвёрки по математике, даже одна пятёрка по рисованию.

Он всё ещё вертится на уроках, всё ещё теряет вещи, всё ещё забывает, о чём говорил минуту назад. Но он старается. Каждый день — изо всех сил.

Катя приезжает раз в месяц. Привозит пирог или фрукты. Сидит с Тёмой, пока я отдыхаю. Научилась не комментировать.

Недавно сказала:

Свет, я вчера в парке видела мальчика — прямо как Тёма. Носится, кричит, мама за ним бегает. Раньше бы подумала — распустили ребёнка. А теперь думаю — может, у него то же самое? Может, маме помощь нужна?

Я улыбнулась. Первый раз за долгое время — искренне.

Может быть, Кать. Может быть.

Вечером Тёма показал мне рисунок. На нём — два человечка, большой и маленький. Держатся за руки.

Это ты и я, — объяснил он. — Ты самая сильная мама на свете. Потому что никогда не сдаёшься.

Я обняла его. Уткнулась носом в макушку.

Не сдаюсь. Пять лет не сдаюсь. И не сдамся — никогда.

Потому что он — мой сын. Мой любимый, сложный, особенный сын. И никакие сёстры, учителя и завучи не заставят меня в нём усомниться.

А вы готовы отстаивать своего ребёнка, даже если весь мир говорит, что он «неправильный»?