Ну совсем не может, ни на миллиметр, почти в буквальном смысле. И даже сама мама не может ему объяснить, что ничего плохого не случится, если мама на минуточку отлучится.
И это не потому, что ребенок - "король", требующий постоянного маминого присутствия и не желающий слушать какие-либо доводы, а просто потому что он, ввиду своих нарушений, не понимает ни слов, ни обстоятельств, ни событий, ни вообще чего-либо, происходящего вокруг него.
Хотя, положа руку на сердце, ребенок - отнюдь не агрессивный, совсем не вредина и не любитель попортить другим нервы.
Просто, такой вот "необычный" человек, какой есть. Таких бывает много в стационарах нашего социального спецучреждения для детей с ОВЗ, где я работаю (в кружковом отделе).
И, между прочим, в отличие от многих-многих других наших ребят, этот товарищ умеет говорить слог "МА". И не просто так, а по отношению к маме.
Правда, других более-менее осознанных звуков от него никто никогда не слышал. Но уже это самое "МА" - маленький прекрасный момент, вселяющий оптимизм как самой маме, так всем сотрудникам учреждения (медикам, воспитателям, педагогам-специалистам, и даже нам - кружководам), которым посчастливилось поработать с этим мальчиком.
Да, несмотря на то, что ребенок - еще совсем "сыренький" в плане уровня развития каких-либо учебных или творческих навыков, программа обязывает его ходить на ВСЕ существующие у нас занятия, в т.ч. на наши творческие кружки. Такие правила. Короче, как всегда…
Мальчик Т.
Ребенок из стационара, 4 года, ментальные нарушения.
Не разговаривает (если не считать слог "ма"), обращенную речь - практически не понимает, даже мамину(!) речь. А уж если чужая тётя к нему обратится - он тут же заплачет, вцепится в маму и будет карабкаться по ней как человек-паук.
Разумеется, свой трёхнедельный курс в стационаре мальчик Т. проходил в сопровождении мамы, ибо какие-либо навыки самообслуживания у него вообще отсутствуют, а до совершения даже простейших самостоятельных действий - ему как до Луны пешком.
Зато мальчик симпатичный, чистенький, и, несмотря на то, что "памперсный", совсем не "пахнет" (здесь мама - молодец).
В меру подвижный, в меру громкий, кушает - хорошо, по ночам и в тихий час - спит, воспитателям отделения, другим детям и их мамам - особых неудобств не доставляет. Ребенок как ребенок, со своими "особенностями" и "премудростями".
Но!
Несмотря на то, что ходит и бегает он просто замечательно, чаще всего он передвигается по коридорам на маме, сидя рюкзачком у неё на спине. Едет и улыбается.
А своими ножками - нет, не хочу. Мама спускает его на пол, говорит:
- Всё, всё, сынок, мама устала, давай дальше ЗА ручку пойдём.
А он - сразу губы навыворот, сразу в слёзы, снова цепляется за мамино трико и карабкается, обиженно мыча:
- Маааа! Маааа!
И смотрит так жалобно, что мама тает, сменяет гнев на милость и снова сажает его на себя.
В игровой комнате
Мальчик Т. не играет с другими ребятами.
Нет, он их не прогоняет, не кричит на них, а будто бы попросту не замечает. Ему гораздо приятнее сесть на колени к маме, которая в это время смотрит телевизор, сидит в телефоне или разгадывает сканворды за столиком.
А если мама ему предлагает здесь же, за столиком, какую-нибудь простую настольную игру, конструктор или сортеры - мальчик Т. в процессе не участвует. Мама - собирает, а он даже не смотрит: сидя у мамы на коленках, разворачивается к ней лицом, трётся носом и хватает за шею или за одежду. Неинтересны ему игры-игрушки.
На процедурах
Что удивительно, переносит он их вполне достойно, без криков и яростной борьбы. Но только если мама рядом! И не просто рядом, а совсем-совсем вплотную!
- Например, на физиопроцедурах - мама сама садится в кресло, раскрывает объятья, а мальчик Т. - полусидя-полулёжа располагается на маме, и мама его держит.
- А когда по утрам медсестра приходит к ним в палату делать укол, мама ложится с ним рядом на кровать и обнимает. И тогда он даже не кричит и не брыкается.
- А на массаже - мама его держит то за руки, то за ноги. Иначе - никак! Потеряешь физический контакт - и мальчик Т. испугается и разнервничается. И тогда сеанс медным тазом накроется.
В столовой
Теоретически, мальчик Т. мог бы научиться есть самостоятельно, хотя бы приобрести навык "автоматически закидывать что-то ложкой в рот": всё-таки, руки - на месте, хватать предметы он умеет отлично.
Но с едой, почему-то, всё не так просто вышло.
Поэтому, мальчик Т. не сидит за столом "по-классически", с ложкой в руке и тарелкой под носом. Он неизменно сидит на коленях у мамы, а мама его кормит с ложки. И тогда он съедает всё подчистую и, сытый и довольный, продолжает сидеть на маме, пока она сама свою порцию доедает.
Хотя, мама говорила, что она дома много раз пыталась заставить его есть самостоятельно, сидя на отдельном стуле, держать ложку своей рукой, но ребенок начинал реветь, бросал ложку и снова в маму вцеплялся терминаторской хваткой. И наотрез отказывался от еды, пока мама не возьмет его к себе.
Няня-буфетчица, которая наблюдала мамины старания в столовой, предложила им хороший вариант - приносить им еду в палату. Так и маме самой удобнее, и глаз лишних нет, и вопросов у людей меньше. И правильно!
На занятиях
Как я уже написала, всякие игры, игрушки и пособия - мальчика Т. совсем не интересуют. И тот же психолог или дефектолог - мало что ему может предложить. Ведь даже если педагог будет рассказывать, показывать и изображать, мальчик Т. всё равно едва ли что-то поймёт и воспримет.
Он увлечен мамой! Он сидит у неё на коленях, висит на шее, треплет ей волосы, дергает за нос, трогает за щеки, "буцкает" лоб в лоб… А какие-то посторонние люди и уж, тем более, предметы - где-то за гранью его восприятия… (правда, может минут 5 попялиться в экран на развивающем компьютерном тренажере или на звездочки и рыбок на интерактивном полу в сенсорной комнате, не более того).
А педагог - сколько ни зовёт, сколько ни машет погремушками, "сверкалками" и "хрустелками", мальчик всё равно его не видит и не слышит. Нет контакта! Не потому что дефектолог - плох, а потому что для мальчика не существует никого кроме мамы.
А если "чужая тётя" сама попытается его взять за руку и помочь ему выполнить какое-то действие с пособием - он тут же руку вырвет, расплачется и чуть ли не на голову к маме полезет.
И маме ничего не остаётся, как сгребать его в охапку, прижимать к себе и делать всё практически самостоятельно, как бы его руками… Но при этом, его руки абсолютно пассивны и полностью подчиняются маминым движениям.
Так же и в нашем кабинете
Ну правда, если даже фигурки в дырочки сортера ребенок не может вставлять без мамы, то какие уж там рисование, лепка, и (прости, господи) оригами (как раз один из моих кружков)!
Ясное дело, мамочка на всех творческих занятиях, у всех педагогов, делает всё сама. А сын - лишь как продолжение мамы, которое отделить - себе дороже.
Было раз такое!
Мама себя не очень хорошо чувствовала (у неё на нервной почве жкт расстроился после ночной "сирены"), её "прижало" прямо во время занятия. Ну, мы с коллегой предложили ей побежать в ближайшую к нашему кабинету "служебную маленькую комнатку" (для сотрудников) и дали ключик. Ну, чтобы время не терять.
Вот честно! Мамочка отсутствовала максимум 5 минут! Но за это время - наш мальчик Т. целое ведро слёз пролил!
Как всегда, не обращал внимание ни на нас с коллегой, которые прыгали и сюсюкали вокруг него, ни на сверкающую звездочку, которая при нажатии звучит как музыкальная шкатулка, ни даже на клипчик на телефоне, который коллега отчаянно тыкала ему в лицо.
Мальчик Т. - плакал, подпрыгивая на стуле, и жалобно скулил:
- Маааа! Мааааа! Мааа!
И мама - прибежала, на ходу поправляя одежду мокрыми руками, так и не успев их вытереть. А он - тут же вцепился в маму и полез по ней как по лесенке.
А мама - снова посадила его как рюкзачок на спину, извинилась, что так получилось, сказала "спасибо" и понесла его дальше по занятиям-процедурам.
Вот какой жёсткой, пугающей и поразительной иногда бывает привязанность!
А связана ли она с диагнозом ребенка (который педагогам, естественно, не сообщается) или с мамиными методами воспитания и взаимодействия, или вообще с отношениями в их семье (о которых мы тоже не знаем) - никто никогда не ответит…
А мальчика - и правда жалко, он же хороший. И мама - тоже…
У вас, дорогие читатели, пусть будет всё хорошо и без потерь.