Недавно мы с одним моим подписчиком вскладчину приобрели книгу Дэвида Сэвиджа "Разумная рука" - пдф версию, которая на сайте Lost Art Press стоит 27 американских долларов. - 27 долларов разделили пополам (было бы больше желающих, на каждого получилась бы меньшая сумма), а книгу в пдф формате получил каждый.
Дэвид Сэвидж (1949-2019) - художник, дизайнер, мастер и основатель Rowden Atelier - школы дизайна мебели и мастерской в Северном Девоне, Англия, прекрасный писатель на столярные темы (и не только столярные).
Начинается книга словами врача, диагностировавшего рак у Сэвиджа: «Что ж, мистер Сэвидж, с сожалением сообщаю вам, что результаты ваших анализов неутешительны. Если вы правильно разыграете свои карты, у вас может быть еще два года, в лучшем случае три. Если разыграете неправильно, то это будут месяцы, а не на годы».
И понимание того, что эта книга написана неизлечимо больным человеком, сразу вас захватывает и затягивает. Но книга совсем не мрачная (как могло бы показаться), а какая-то легкая, светлая и гуманная.
«История моей жизни — это целая череда неудач во многих отношениях», — пишет Дэвид Сэвидж. «Вы смотрите не на то, как вы упали, а на то, как вы снова поднялись, на весь этот процесс». Именно это умение подниматься снова и снова и делает жизнь Сэвиджа такой интересной и поучительной, а от его книги
просто невозможно оторваться.
В дальнейшем буду тут на канале выкладывать отдельные цитаты из этой книги, как это я делал с книгой Джеймса Хренова "Записная книжка краснодеревщика", а пока ниже вот предисловие Кристофера Шварца к этой книге (лучше него и не скажешь)
"Девяносто пять процентов книг по деревообработке охватывают лишь 5 процентов процессов, происходящих в мастерской. Книги по деревообработке – даже отличные – предназначены для новичков. Это имеет смысл с точки зрения бизнеса, поскольку белых поясов всегда будет больше, чем чёрных. Но это также создаёт корпус литературы, скучной для тех, кто уже умеет делать ласточкин хвост, затачивать рубанок или пользоваться фрезером.
Кроме того, я убеждён, что нехватка продвинутых и сложных материалов для чтения мешает многим из нас продвинуться дальше хорошо документированных основ. Просто нет проторенного пути между тем, чтобы научиться выравнивать доску, и тем, чтобы стать Сэмом Малуфом.
Может быть, Дэвид Сэвидж сможет помочь.
Когда я впервые увидел работу Дэвида – за годы до того, как встретил его, – моя реакция была типичной:
• Как, чёрт возьми, он это сделал?
• Как человек придумал эти формы мебели?
• Действительно ли они так хорошо выглядят вживую?
Нравится вам дизайн Дэвида или нет (а мне нравится), его работы противоречивы, бескомпромиссны и удивительно гуманны. «Гуманность» — странное слово для предметов, которые иногда выглядят как космический трон из научно-фантастического романа Килгора Траута. Но это правильное слово, так что выслушайте меня.
Дэвид — социалист. Бывший социалист. Неудавшийся социалист. Зависит от того, в какой день вы с ним разговариваете. Несмотря на рискованные и высокооплачиваемые аспекты его профессиональной работы, Дэвид начал жизнь на одной из низших ступеней социально-экономической лестницы. (Я не англичанин, поэтому не могу подобрать подходящие прилагательные. В Америке мы бы сказали, что он происходил из среднего класса.) Благодаря нескольким удивительным и впечатляющим стипендиям он получил превосходное образование в художественной школе. И после череды неожиданных поворотов (включая банкротство – обо всём этом в этой книге) Дэвид оказалось там, где он сейчас – первоклассным столяром, ездящим на работу на «Моргане», но в остальном живущим скромной и неприметной жизнью.
Дэвид не забыл, каково это – быть голодным и немного отчаявшимся. Его мебель может выглядеть причудливой или экстремальной. Но стулья созданы для комфорта. Его столы рассчитаны на интенсивную эксплуатацию. Его шкафы тщательно спроектированы, чтобы ими было приятно пользоваться. Другими словами, гуманны.
И это ещё не всё. Он хорошо относится к своим сотрудникам, клиентам и ученикам. И он на удивление не заинтересован в продвижении себя как личности. Во время планирования этой книги Дэвид отважно пытался привлечь африканского студента в качестве основного автора. На это было две причины. Он отличный столяр. И это выбило бы из колеи белых мужчин среднего возраста, которые покупают книги по столярному делу. Но время (и его рак) не позволили.
Итак, вместо этого у вас есть эта книга, которая почти столь же радикальна. «Разумная рука» — это взгляд на жизнь столяра, находящуюся на уровне, который большинство едва ли может себе представить. Клиенты богаты и эксцентричны. Дизайн должен спрыгивать со страницы. А мастерство должно быть совершенно, совершенно безупречным.
Как достичь этого? И как удержаться на этом уровне? Ответ на эти вопросы – в этой книге.
Да, здесь есть несколько сложных предметов мебели. И Дэвид показывает вам техники, используемые в его мастерской в Девоне, чтобы воплотить свои проекты в жизнь. Само изготовление мебели – даже самой сложной – это лишь малая часть процесса. Большая часть тяжёлой работы требует неожиданных навыков. Слушать. Видеть. Рисовать. И смотреть в зеркало и практиковать выражение: «И это будет стоить 20 000 фунтов». Как вы увидите, это огромная личная борьба – такая же, как и создание этой книги. В тот день, когда ему поставили диагноз рака с неутешительным прогнозом, он начал работу над этой книгой. Он не был уверен, о чём будет книга (я сказал Дэвиду, что напечатаю всё, что он напишет). Но Дэвид знал, что всё получится, и взялся за работу с пылом гораздо более молодого и здорового человека.
Я считаю эту книгу, как и его мебель, почти невозможным подарком. Она неожиданна, сложна и – если вы позволите ей войти в ваше сердце – вознаграждает. Все мы в Lost Art Press гордимся тем, что работали с Дэвидом и сотрудниками Rowden над этим замечательным проектом. И теперь мы рады поделиться им с вами.
Кристофер Шварц"