Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Стихия и сознание: как человечество, не замечая того, строит дорогу к коммунизму

Мы живем в удивительное время, которое часто кажется сплошным хаосом и откатом. С одной стороны — невиданные технологии: нейросети пишут тексты, роботы собирают машины, интернет связывает континенты. С другой — старые проблемы: войны, неравенство, ощущение тупика и бессмысленности. Почему прогресс ощущается как кризис? Мы словно обладаем ключами от райского сада, но никак не можем найти к нему дверь, а вместо этого машем этими ключами, как кастетом, в драке за последний кусок хлеба. Этот парадокс — не случайность, а точное отражение главного противоречия нашего времени. И чтобы его понять, нам нужен научный метод, который, как рентген, просвечивает насквозь яркую упаковку событий и показывает работающие в глубине механизмы. Этот метод — диалектический материализм. И он говорит нам чётко: человечество, часто спотыкаясь и пятясь назад, объективно, независимо от своей воли, создаёт материальный фундамент для коммунизма. Мы подобны строителям, которые, думая, что возводят очередной торговы
Оглавление

Введение: Парадокс нашей эпохи

Мы живем в удивительное время, которое часто кажется сплошным хаосом и откатом. С одной стороны — невиданные технологии: нейросети пишут тексты, роботы собирают машины, интернет связывает континенты. С другой — старые проблемы: войны, неравенство, ощущение тупика и бессмысленности. Почему прогресс ощущается как кризис? Мы словно обладаем ключами от райского сада, но никак не можем найти к нему дверь, а вместо этого машем этими ключами, как кастетом, в драке за последний кусок хлеба. Этот парадокс — не случайность, а точное отражение главного противоречия нашего времени. И чтобы его понять, нам нужен научный метод, который, как рентген, просвечивает насквозь яркую упаковку событий и показывает работающие в глубине механизмы. Этот метод — диалектический материализм. И он говорит нам чётко: человечество, часто спотыкаясь и пятясь назад, объективно, независимо от своей воли, создаёт материальный фундамент для коммунизма. Мы подобны строителям, которые, думая, что возводят очередной торговый центр, на самом деле по кирпичику складывают дворец будущего, даже не глядя на чертёж.

Марксизм как наука: законы, которые работают, даже если в них не верят

Давайте сразу договоримся. Марксизм — это не религия, не набор догм о том, что «пролетарии всех стран соединятся». Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, словом, всякой материи. И как закон тяготения действует на того, кто верит в идеи Ньютона, и на того, кто верит в плоскую Землю, так и законы исторического материализма работают независимо от того, читали вы «Капитал» или нет. Главный из этих законов — развитие через противоречия. Любая система содержит в себе внутренние противоположности, их борьба и приводит систему к изменению, а часто — к взрыву и переходу на новый уровень.

От абстракции к конкретике: как же эти принципы проявляются сегодня?

Посмотрите на нашу экономику. Производство стало глобальным, коллективным. Один смартфон — это труд инженеров из Калифорнии, добыча редкоземельных металлов в Африке, сборка в Азии, логистика из Европы. Это высочайшая ступень обобществления труда. Но присвоение результатов этого колоссального коллективного труда остаётся частным, узким, часто сосредоточенным в руках горстки акционеров транснациональных гигантов. Вот оно — основное противоречие: общественный характер производства против частного характера присвоения. И это противоречие не просто теоретическое, оно бьёт по всем нам кризисами, безработицей, падением уровня жизни. Система трещит по швам, потому что новые производительные силы уже не умещаются в старые производственные отношения.

Зародыши будущего в теле настоящего: технологии как материальный базис

А что это за «новые производительные силы»? Это не просто более мощные станки. Это качественный скачок. Автоматизация, роботизация, искусственный интеллект и интернет — всё это не просто игрушки. Это материальный базис для общества изобилия, о котором мечтали утописты. Впервые в истории человечество обладает технологиями, которые могут освободить человека от необходимости трудиться ради куска хлеба. Робот может пахать, нейросеть — считать, автоматическая линия — производить. Человек же мог бы сосредоточиться на творчестве, науке, искусстве, самосовершенствовании.

Обобществление труда в мировом масштабе достигло невиданных высот. Цифры говорят сами за себя: по данным многих экономических исследований, доля цепочек создания стоимости, пересекающих границы, составляет львиную долю мировой торговли. Мы производим не как нация, а как человечество. Но управляем этим процессом не как разумное человечество, а как кучка конкурирующих между собой частных корпораций. Это всё равно что пытаться управлять атомным реактором, голосуя на сельском сходе.

Ещё один ключевой аспект — демократизация творческого потенциала. Философ Эвальд Ильенков писал о том, что гениальность — не дар богов, а возможность, которую эпоха может либо дать, либо отнять. Леонардо да Винчи был бы невозможен без мастерской Верроккьо и духа Возрождения. Сегодня интернет — это гигантская мастерская Верроккьо, доступная миллиардам. Он открывает доступ к знаниям, инструментам для творчества, платформам для сотрудничества. Теоретически, это позволяет взрастить не одного гения, а целое поколение всесторонне развитых людей. Но на практике этот потенциал чаще всего используется для создания очередного рекламного баннера или развлечения, чтобы отвлечь от реальных проблем.

Великое противоречие: почему прогресс оборачивается проблемами

И здесь мы подходим к самому болезненному моменту. Прогрессивные по своей сути технологии попадают в прокрустово ложе капиталистических отношений и страшно извращаются. Нейросеть используется в первую очередь для точечной рекламы, слежки за работниками и создания deepfake-видео. Космические ракеты, символы мечты о других мирах, превращаются в носители ядерных боеголовок или дорогие игрушки миллиардеров. Роботизация, призванная освободить, ведёт не к сокращению рабочего дня для всех, а к увольнениям одних и к адской нагрузке на тех, кто должен обслуживать этих роботов.

Получается чудовищная диалектика: чем больше у нас возможностей для освобождения, тем сильнее кажутся цепи. Технологии, которые объективно работают на коммунизм (устранение рутинного труда, обобществление, доступ к знаниям), субъективно переживаются нами как угроза, как источник стресса и нестабильности. Система использует орудия будущего для консервации прошлого.

Тупик ультраимпериализма: высшая стадия как агония

Этот процесс особенно ярок на стадии ультраимпериализма — глобального господства финансового капитала и транснациональных корпораций. Финансовый капитал, этот паразитический нарост на теле реальной экономики, подчинил себе логику развития. Целью стало не создание нового, а извлечение спекулятивной прибыли. Талантливый программист создаёт не полезную программу, а новый криптотокен для финансовых махинаций. Интеллектуальная энергия миллионов уходит в песок «экономики кликов».

Это порождает глубокий кризис сознания. Если система не может предложить человеку великую цель (а капитализм может предложить только потреблятство), человек уходит в себя. Отсюда эпидемии одиночества, радикальный индивидуализм («спасай себя сам»), эскапизм в виртуальные миры, гедонизм как смысл жизни. Западное общество, построившее материальные предпосылки коммунизма, демонстрирует его идеологическую невозможность при старых отношениях. Оно богатеет технологически, но беднеет духовно и социально, распадаясь на атомы.

Почему «отступление» после СССР было неизбежно и временно

Крах СССР в 1991 году многими был воспринят как окончательная победа капитализма и «конец истории». Но с точки зрения диалектики, это было не окончание, а всего лишь сложный виток спирали развития. Диалектика скачка часто включает в себя момент отступления для нового разбега. Почему это было неизбежно? Советская модель при всех её грандиозных успехах столкнулась с собственными противоречиями.

-2

История знает аналогии. После поражения Парижской Коммуны в 1871 году буржуазия тоже торжествовала. Казалось, идеи социализма раздавлены навсегда. Но именно это поражение стало уроком, который привёл через полвека к Октябрьской революции. Распад СССР — это такое же горькое, но поучительное отступление. Он показал слабости одной конкретной модели, но не отменил объективных законов, ведущих человечество к обобществлению. Капитализм, празднуя «победу», лишь отсрочил, но усугубил свой собственный финальный кризис, взяв на себя бремя управления всем миром со всеми его противоречиями.

Ошибочные пути: почему буржуазные движения не спасут мир

В условиях этого кризиса рождается множество движений, которые пытаются указать путь. Экологические активисты бьют в колокола по поводу климата, движения за социальную справедливость выступают против неравенства, технократы верят, что алгоритмы всё исправят. Но все они, оставаясь в рамках буржуазного сознания, предлагают лечение симптомов, а не болезни.

Либеральный активизм и технократия — это попытка отремонтировать фасад дома, в котором рушится фундамент. Можно требовать «зелёной» энергетики, но если ею будут владеть те же ТНК, она станет лишь новым источником прибыли, а не спасением планеты. Можно бороться за права отдельных групп, но если не менять систему, порождающую неравенство как таковое, победа одной группы часто будет означать поражение другой. Эти движения, не имея классового, системного анализа, обречены на бег по кругу или на превращение в модный тренд, который система легко переварит и продаст в виде сувенирной футболки.

Главный диалектический урок: без сознания прогресс слеп

И вот мы подходим к самому главному выводу, который даёт нам диалектический материализм. Стихийное развитие производительных сил само по себе коммунизм не построит. Оно лишь создаёт для него материальные предпосылки и обостряет противоречия до предела. Производительные силы уже бунтуют против тесных для них производственных отношений, и это выражается в кризисах. Но чтобы старые отношения рухнули, а новые утвердились, нужен субъективный фактор — сознательное, организованное действие людей, понимающих этот процесс.

Кто может стать этой силой? Тот класс, чьи интересы объективно совпадают с требованием времени — с обобществлением средств производства и рациональным плановым управлением экономикой в интересах всех. Современный рабочий — это рабочий у станка, который вынужден продавать свой труд для выживания; его благополучие не зависит от частных акций, а зависит от состояния общества в целом. Рабочих объединяет то, что они создают реальные ценности, но не управляют процессом их распределения.

Задача момента: от стихийного развития к научному руководству

Следовательно, наша задача сегодня — не ждать, пока «история сама всё сделает». Она сама сделает только хаос и разрушение старого. Наша задача — работать над тем, чтобы переход был осознанным, а не катастрофическим. Что это значит на практике?

Во-первых, теоретическая работа. Конкретный анализ конкретной ситуации. Как сегодня могут выглядеть элементы планового хозяйства? Как соединить демократию с эффективным управлением в эпоху информационных технологий? Марксизм — это руководство к действию, а не свод ответов. Ответы мы должны найти сами, применяя метод к новым реалиям

-3

Во-вторых, организация. Сознание должно обрести форму. Это значит искать точки соприкосновения, создавать структуры взаимопомощи, отстаивать общие интересы в трудовых коллективах, объединяться не по признаку модного протеста, а по признаку общего классового положения

Это, в-третьих, агитация и просвещение. Нужно повсеместно, на современном языке, разъяснять суть происходящего. Показывать, что наши общие проблемы — не результат плохих политиков или жадности отдельных олигархов, а закономерный итог работы всей системы.

Заключение: История не спросит, верили ли мы в неё

Подводя итог, можно сказать: объективный ход истории ведёт человечество к необходимости коммунизма как к единственному способу выжить и развиваться дальше. Производительные силы уже кричат об этом. Но субъективная воля людей — сможем ли мы понять этот зов, организоваться и совершить необходимый сознательный скачок — это вопрос, на который ответа пока нет. Распад СССР был не концом пути, а суровой школой. Современные кризисы — не хаос, а родовые схватки нового мира, который пробивается сквозь трещины старого. Мы можем остаться пассивными наблюдателями этой драмы, а можем взять в руки инструмент научного анализа и стать её сознательными участниками. История, как закон тяготения, будет действовать независимо от наших симпатий. Но то, каким будет результат её действия — новое восхождение человечества или его падение в новое варварство — зависит уже от нас, от нашей способности очнуться от сна стихийности и взять свою судьбу в собственные руки.

Часто задаваемые вопросы и быстрые ответы на них

  1. Что конкретно сегодня является «зародышем коммунизма»?
    Это технологии и процессы, которые объективно обобществляют труд и создают изобилие: глобальные производственные цепочки (один продукт — труд всего мира), интернет (общее знание), автоматизация (возможность освободить от рутины), платформенная экономика (координация миллионов людей, хоть и в искажённой форме). Это «кирпичики» будущего, которые сегодня сложены в стену старой тюрьмы.
  2. Значит ли это, что можно просто ждать, и коммунизм наступит сам?
    Ни в коем случае. Без сознательного действия переход будет похож не на строительство дома, а на землетрясение. Технологический базис — это необходимое условие, но недостаточное. Нужен субъективный фактор — организованная сила, которая направит этот потенциал на общее благо.
  3. Почему распад СССР не отменил этого закона?
    Потому что законы общественного развития, как и законы физики, не отменяются поражением одной из попыток их использовать. СССР был первой грандиозной попыткой построить новое общество. Его распад показал ошибки и слабости этой конкретной попытки в конкретных исторических условиях (капиталистическое окружение, внутренние бюрократические деформации). Но он не отменил самого противоречия между общественным производством и частным присвоением, которое только усилилось в глобальном масштабе.
  4. Какова роль искусственного интеллекта в этом процессе?
    ИИ — это мощнейший катализатор противоречия. С одной стороны, это вершина производительных сил, инструмент, способный решать сложнейшие задачи и полностью изменить труд. С другой, при капитализме он используется для усиления контроля, слежки, манипуляций и вытеснения людей с рабочих мест без предоставления им гарантий. Он как скальпель: в руках хирурга станет спасением, в руках убийцы — орудием. ИИ обнажает вопрос: кто будет хозяином технологии — все или кучка собственников?
  5. Что значит «сознательное действие» на практике для обычного человека?
    Это не значит срочно идти на баррикады. Это, во-первых, работа над своим сознанием: учиться видеть за сиюминутными новостями глубинные процессы, читать, анализировать, задавать вопросы. Во-вторых, это солидарность в повседневности: защищать вместе с коллегами свои трудовые права, участвовать в кооперативах, помогать соседям. В-третьих, это поиск единомышленников и обсуждение, что мы можем сделать здесь и сейчас в своём городе, на своей работе. Это маленькие, но осознанные шаги.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429