Снова хочу вернуться к историческим изысканиям некого Алексея Кунгурова, статью которого я сначала обнаружил в Живом Журнале у блогера под ником von_hoffmann. Впрочем, статья эта же нашлась и в некоторых других уголках интернета.
Непонятно почему, но этот Алексей Кунгуров решил доказать, что почти всё сообщаемое ранее о Блокаде является выдумкой. При этом, сам он в вопросах военной истории и военном деле не разбирается совсем, что видно после прочтения хотя бы пары абзацев. Всё им написанное вроде бы и не стоит усилий, чтобы опровергать, ибо уровень некомпетентности зашкаливает. Но поскольку его не просто читают отдельные граждане, но ещё и цитируют, то надо с этим бороться. Лучше бы, конечно, этим занимались врачи соответствующего профиля, но, санитары пока ещё не пришли, а писать он продолжает.
Давайте перейдём к цитатам упомянутого пациента:
Смущает постоянная игра в поддавки со стороны войск Германии. Фон Лееб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.
Для начала странная цифра в 70 км. Видимо, автор имел в виду протяжённость фронта от Финского залива, вдоль Невы и до Ладожского озера. Немножко странно, но ладно. Гораздо интереснее цифра «до 40 дивизий», что в переводе означает, не более чем 40. Если так, то он совершенно прав.
Например, в сентябре 1941 года к началу т.н. штурма, немцы имели непосредственно против Ленинграда 9 пехотных, 2 танковых и 1 моторизованную дивизию, плюс 1 моторизованная занимала позиции по Неве. Причём уже 17 сентября против города остались только пехотные соединения, а пехота была сильно потрёпана.
Летом 1942 года без двух дивизий, блокирующих Ораниенбаумский плацдарм, фронт перед городом и по Неве до Ладоги (включая береговую оборону) занимали (с учётом резерва) 4 пехотных дивизии и 1 бригада.
То есть автор не ошибся, дивизий действительно было меньше сорока, но есть нюанс.
Цитируем далее:
Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван, и впереди них не было никого.
Конечно, художественные фильмы — это замечательный источник информации. Я даже не буду объяснять, что сцена в кино показана очень неточно и реально всё было совсем не так, не тогда, не там и без танков. Если даже в показанной ситуации фронт бы и был прорван (а он как раз держался и именно в боях за Стрельну стёрлись последние силы немцев), то двигались при этом немцы в противоположном направлении от города. То есть двигались они от Урицка на Стрельну, с целью захватить Петергоф. Любой может посмотреть на карте.
В своих мемуарах Фон Лееб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций.
Тут автор даже почти прав в первой части своего заявления. Гитлер действительно отменил первоначальный план о захвате Ленинграда. Поэтому целью группы армий «Север» было плотное окружение по линии Колпино-Пушкин-Пулково-Ропша-Петергоф. После город собирались принудить к сдаче обстрелами и бомбёжкам, холодом и голодом.
А вот примеров, чтобы немцы оставили какие-то позиции под Ленинградом по приказу, история не знает. Выбивали их — такое было, но, чтобы сами…
Идём дальше. Просто шедевр (уточню, что речь идёт про работу завода по время Блокады):
Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1, самоходки САУ-152, к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и ИС-2.
Такое комментировать — только портить.
Кстати, ИС-2 действительно выпускали на Кировском заводе — по 5 штук в мае и июне 1945 года.
Далее автор цитирует из советских ещё источников:
В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. снарядов и мин, более 3 тыс. полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.
И тут его несёт:
Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.
Первый вопрос – по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное – 58 бронепоездов – всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).
Второй вопрос – это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям!
Стоит отметить, что танки на паромах возят ещё как. И через Ладогу возили, например, для 61-й бригады. А ещё умудрялись тяжёлые КВ со снятыми башнями, переправлять по льду. Про бронепоезда не скажу, а вот паровозы через Ладогу тоже переправляли на паромах.
С этими цифрами картина такая.
Всего в 1941 году произвели 711 танков КВ-1 (444 после начала войны), 100 КВ-2 (все до начала войны), 50 Т-50 (в июле-августе) и 102 Т-26 (в июле-августе).
Производство танков на Кировском заводе было не прекращено после эвакуации, которая началась в июле. Уже даже после начала Блокады из имеющегося задела за сентябрь и октябрь ещё произвели 111 танков. Но потом в Ленинграде новых машин не собирали. Однако танки ремонтировали, поэтому они регулярно выезжали из заводских ворот.
В целом, легко убедиться, что эти поставки вооружение производились до начала Блокады, после же того, как город был окружён, вооружение шло войскам Ленинградского фронта. Поэтому на фронте было очень много КВ и 76-мм полковых пушек, которые в городе делали.
Танки КВ из Ленинграда никуда не отправляли после начала Блокады, хотя через Ладогу их переправляли. Просто в Ленинграде они на тот момент были особо не нужны, а вот в 54-й армии, пытавшейся прорвать Блокаду, очень в них нуждались.
С артиллерией картина, как легко догадаться аналогичная. 3000 тысячи полковых и противотанковых орудий. Выпуск полковых орудий на Кировском заводе начался лишь после начала войны и изготовили до ноября 2475 штук. Опять же большая часть произведена до начала Блокады. Что касается противотанковых пушек, то это импровизированные лафеты, на которые поставили хранившиеся на складах стволы 45-мм танковых и казематных пушек. Использовались они только на Ленинградском фронте.
Из блокадного кольца действительно в декабре 1941 года из Ленинграда (вроде бы под Москву) было направлено 269 полковых пушек, 924 миномёта, 2 292 бронебойных снаряда. Причём это было готовое вооружение, поскольку пушки в декабре уже не производились, а миномёты ещё не производились. И поскольку этого вооружения было изрядно, то ничего странного в том, что его отправили на Большую землю нет. Да и сложности транспортировки нет, ибо полковушки везли на буксире по десятку за автомобилем. В Ленинград через Ладогу машины везли по льду хлеб и прочее, что нужно городу и фронту, обратно прихватили пушки.
Словом, во всей этой истории с вооружением ничего такого «конспирологического» нет. На эвакуированных заводах оставалось и оборудование, и люди, и сырьё, и задел. Что могли изготовить — изготовили. Были излишки — отправили туда, где они нужнее.
Словом, очень хотелось автору что-то сенсационное выдать, но получилось лишь продемонстрировать полное незнание вопроса и неспособность логически мыслить.
На этом, пожалуй, с ним и закончим, а в завершении порекомендую вам ещё статью:
Странные заявления Марка Солонина про Блокаду