Крис Коламбус, человек, ответственный за наше счастливое детство с "Один дома" и первыми частями "Гарри Поттера", решил, что пора бы подумать о вечном. Но вместо того чтобы снимать слезливую драму о закате жизни, он берется за экранизацию мирового бестселлера Ричарда Османа "Клуб убийств по четвергам".
Жанрово это блюдо можно охарактеризовать как "cozy crime" — уютный детектив, где кровь смывают с паркета дорогим моющим средством, а свидетельские показания дают за чашкой эрл грея. Коламбус берет классическую формулу "убийства в закрытой комнате" (в данном случае — в закрытом элитном поселке) и нашпиговывает ее современными реалиями гериатрии. Это ироничный, местами черный, но удивительно жизнеутверждающий рассказ о том, что старость — это не только ожидание финала, но и отличная возможность безнаказанно лезть в чужие дела, прикрываясь маразмом.
Мстители с пенсионным удостоверением
Добро пожаловать в графство Кент. Здесь трава зеленее, небо голубее, а цены на недвижимость вызывают легкое головокружение. В центре идиллии — роскошный комплекс "Куперс Чейз". Снаружи это выглядит как рай для тех, кто успешно монетизировал свою жизнь и теперь планирует красиво потратить накопленное перед встречей с создателем. Но внутри, среди дизайнерских интерьеров и расписания процедур, скрывается подпольная организация.
По четвергам, когда нормальные люди смотрят телевизор или жалуются на погоду, четверо местных обитателей запираются в комнате для досуга. Изначально этот кружок по интересам организовала Пенни — бывшая сотрудница полиции, которая, уходя на покой, "случайно" прихватила с собой архивы нераскрытых дел. Видимо, вязание носков не давало нужного адреналина. Когда Пенни слегла и впала в кому (грустный, но неизбежный факт в подобном сеттинге), знамя подхватила Элизабет.
Элизабет — это не просто бабушка, которая печет пирожки. Это женщина с прошлым настолько туманным, что там можно заблудиться. Повадки кадровой шпионки МИ-6, стальные нервы и телефонная книжка, в которой есть номера людей, способных уронить правительство небольшой страны, намекают: с ней лучше не спорить из-за очереди в столовой.
Вместе с ней мозговой штурм устраивают еще двое джентльменов. Рон — бывший профсоюзный лидер, человек-громкоговоритель, сохранивший в дряхлеющем теле дух молодого революционера. Ибрагим — утонченный психиатр, который вместо кроссвордов разгадывает человеческие психотравмы. Эдакий Фрейд на минималках, но с большим жизненным опытом.
Однако настоящая "химия" начинается, когда в "Куперс Чейз" заселяется Джойс. Бывшая медсестра выглядит как классический "божий одуванчик", но внешность обманчива. За фасадом наивной простоты скрывается цепкий ум и умение подмечать детали, которые упускают профессионалы. Джойс быстро вливается в коллектив, превращая трио в квартет.
Долгое время "Клуб" развлекался тем, что ковырялся в пыльных папках 30-летней давности, пытаясь понять, кто убил молочника в 1980-м. Но судьба подкидывает им подарок: настоящее, теплое, свежее убийство прямо у порога. Жертва — местный строитель Тони Карран. Персонаж крайне неприятный, с криминальным душком и списком врагов длиннее, чем очередь в поликлинику. Желающих отправить Тони на тот свет было предостаточно, так что выбор подозреваемых у наших героев богатый.
Для четверки пенсионеров это становится звездным часом. Одно дело — теоретизировать над бумажками, и совсем другое — вести полевое расследование, пока не начался час приема лекарств. Официальная полиция, разумеется, тоже тут как тут, но работает она со скоростью улитки в депрессии. Главным подозреваемым назначают партнера убитого — Иэна Вентама. Типичный злодей: дерзкий, беспринципный, жадный. Он мечтает перестроить поместье, перекопать кладбище (плохая примета, кстати) и заработать еще больше денег.
Но "Клуб убийств" быстро смекает: Иэн — это слишком просто. Чем глубже старики копают, тем больше скелетов вываливается из шкафов обитателей "Куперс Чейз". Оказывается, в этом тихом омуте черти не просто водятся, а устраивают вечеринки.
Чтобы легализовать свою деятельность и получать инсайды, хитрая четверка берет в оборот молодую констебля Донну. Девушка амбициозна, но ее талант задвигают на второй план коллеги-мужчины. Пенсионеры предлагают ей сделку: они дают ей раскрытие на блюдечке, а она обеспечивает им доступ к уликам. Начинается гонка со временем, где на кону большие деньги, старая месть и репутация. И, поверьте, эти старики готовы пойти на всё, ведь, честно говоря, терять им особо нечего — кроме разве что послеобеденного сна.
Звезды светят, но не греют
Перед нами хрестоматийный пример того, как классический голливудский подход "закидаем экран звездами, авось прокатит" с треском разбивается о полное неумение работать с тонким литературным материалом. Продюсеры, видимо, решили, что если собрать в одной комнате кавалеров Ордена Британской империи, магия случится сама собой. Спойлер: магия взяла отгул.
Начнем с хорошего, ведь цель этого обзора — не просто разнести всё в пух и прах (хотя это и приятно). Актерский ансамбль вызывает чистый, незамутненный восторг. Наблюдать в одном кадре Хелен Миррен, Пирса Броснана и Бена Кингсли — это всё равно что случайно попасть на закрытую вечеринку легенд, где вход только по пропускам "За заслуги перед кинематографом". Они находятся на своих местах, как дорогие вазы в музее: Миррен стальна, иронична и опасна; Броснан отыгрывает уставшего бунтаря с шармом бывшего агента 007; Кингсли — само воплощение интеллектуальной рефлексии.
Визуально картина тоже "вылизана" до блеска. Интерьеры "Куперс Чейз" выглядят настолько уютно и притягательно, что возникает непреодолимое желание немедленно состариться, получить пенсию (желательно британскую) и переехать в Кент доживать свой век среди этих идеальных газонов и мягких кресел. Но, увы, на красивых обоях и громких именах далеко не уедешь, если сюжетный двигатель глохнет каждые десять минут.
Главная беда режиссера Криса Коламбуса — попытка впихнуть невпихуемое. Роман Ричарда Османа — это типичное "медленное чтение". Там нужно влюбляться в детали, в странные причуды Джойс, в тихую трагедию мужа Элизабет. В фильме же нас бросают "с места в карьер" без парашюта.
Экспозиция? Забудьте, это для слабаков. Героев представляют парой дежурных фраз, и если первоисточник прошел мимо вас, то на богатый внутренний мир персонажей будет глубоко наплевать. Повествование дерганое, как кардиограмма после крепкого эспрессо: то на экране бесконечно тянется сцена чаепития, то сюжет вдруг начинает нестись с такой скоростью, что мозг не успевает фиксировать, кто кого убил и почему подозреваемый — Дэвид Теннант. Кстати, Теннант здесь играет просто функцию "скользкого типа", что для актера его уровня — преступление похлеще убийства.
Если поставить "Клуб убийств" в один ряд с конкурентами, картина начинает выглядеть совсем блекло. Сериал "Убийства в одном здании" предлагает глубоких, объемных персонажей с реальными неврозами. "Достать ножи" бьет хлесткой сатирой и деконструкцией жанра. Коламбус же застрял где-то посередине, в серой зоне посредственности: для комедии тут катастрофически мало смешного, а для детектива — всё слишком предсказуемо, пресно и нудно.
Главная ирония заключается в том, что Ричард Осман — известный шоумен и мастер квизов, он знает, как держать аудиторию в напряжении загадкой. Но в экранизации детективная линия превратилась в необязательный фон. Когда в квартиру к беззащитному пенсионеру проникает преступник, ожидаешь саспенса, адреналина, хотя бы легкого испуга? Нет, герои просто включают свет. Это "наивное" поведение пытаются выдать за фирменный британский уют, но по факту это банальное отсутствие драйва и режиссерская импотенция.
Сценаристы, пытаясь осовременить историю, щедро сыпанули "социалочки": тут вам и проблемы мигрантов, и сексизм в полиции. Но выглядит это не как органичная часть мира, а как обязательные галочки в продюсерском списке "что нужно для номинации". Эти темы всплывают и исчезают, не оставляя следа, и к середине фильма на судьбу несчастных строителей-неудачников становится ровным счетом наплевать.
За два часа физически невозможно раскрыть четырех сложнейших персонажей и провести многослойное расследование с "двойным дном". В итоге получился скомканный дайджест. Элизабет превратили в суперженщину, которая всегда знает ответ (потому что сценарий так велит), а остальные герои — Рон, Ибрагим и особенно Джойс — остались лишь бледными тенями на её фоне. Хотя в книге, говорят, у каждого был свой уникальный "голос".
Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!