Найти в Дзене

Поддельные каникулы: как фотограф Райнер Ридлер снимает людей в мире искусственных раев

Сегодня мы привыкли к тому, что отпуск — это набор обязательных картинок: пальма, бокал, вид из окна отеля. Но иногда кажется, что реальность начинает подстраиваться под эти картинки, а не наоборот. Австрийский фотограф Райнер Ридлер работает именно с этим ощущением. Его интересует человек во всех проявлениях — от лени и досуга до сексуальности и работы. Он смотрит на нас не как моралист и не как судья. Скорее, как внимательный наблюдатель, который фиксирует те моменты, где привычный мир слегка трещит по швам. Критики часто называют Райнера Ридлера исследователем периферии. Причём и в прямом, географическом смысле, и в переносном — социальном. Его герои живут не в центре красивых открыток, а где‑то рядом: в спальных районах, на окраинах курортов, в странных зонах отдыха, которые редко попадают в официальные проспекты. Ридлер словно выхватывает реальность в тот момент, когда она перестаёт быть гладкой. Там, где рекламная картинка начинает рваться, он и нажимает на кнопку. В итоге зрител
Оглавление

Сегодня мы привыкли к тому, что отпуск — это набор обязательных картинок: пальма, бокал, вид из окна отеля. Но иногда кажется, что реальность начинает подстраиваться под эти картинки, а не наоборот. Австрийский фотограф Райнер Ридлер работает именно с этим ощущением.

Его интересует человек во всех проявлениях — от лени и досуга до сексуальности и работы. Он смотрит на нас не как моралист и не как судья. Скорее, как внимательный наблюдатель, который фиксирует те моменты, где привычный мир слегка трещит по швам.

-2

Фотограф, который любит «периферию»

Критики часто называют Райнера Ридлера исследователем периферии. Причём и в прямом, географическом смысле, и в переносном — социальном. Его герои живут не в центре красивых открыток, а где‑то рядом: в спальных районах, на окраинах курортов, в странных зонах отдыха, которые редко попадают в официальные проспекты.

-3

Ридлер словно выхватывает реальность в тот момент, когда она перестаёт быть гладкой. Там, где рекламная картинка начинает рваться, он и нажимает на кнопку. В итоге зрителю достаётся не готовый ответ, а зеркало. Фотограф не говорит «это хорошо» или «это ужасно», он просто предлагает посмотреть повнимательнее.

-4

Человек как набор привычек и желаний

Лень, досуг, работа, сексуальность — Ридлер рассматривает всё это как ключи к пониманию человека. По его снимкам видно, что именно в этих сферах мы проявляемся ярче всего. Кто‑то готов часами лежать под искусственным солнцем, кто‑то фанатично следует моде на «правильный отдых», кто‑то предпочитает жить в мире простых иллюзий, лишь бы не сталкиваться с реальностью.

-5

При этом фотограф не превращает своих героев в карикатуры. Да, гротеск у него есть: бассейн у подножья бетонной пирамиды, искусственный снег посреди пустыни, миниатюрные копии мировых чудес. Но за всей этой абсурдностью всегда проглядывает живой человек со своими надеждами, усталостью и желанием хоть как‑то отдохнуть.

-6

«Поддельные каникулы»: путешествие по искусственным мирам

Самая известная серия Ридлера — «Поддельные каникулы» (Fake Holidays), над которой он работал в 2004–2007 годах. Это фотографическое путешествие по паркам отдыха в разных странах, где людям предлагают не реальный мир, а его тщательно упакованную версию.

-7

Где‑то это тематические парки по кинофильмам — почти привычная история. Но куда интереснее выглядят места, где под крышей существует целый «альтернативный мир»:

  • авиационный зал с «Эйфелевой башней» рядом с пирамидой Хеопса;
  • снежные горы внутри огромного купола в стране, где за его пределами царит жара и пустыня;
  • искусственные пляжи с «океаном» из бассейна, у подножья стилизованных ацтекских пирамид.
-8

На таких курортах финансовая невозможность поехать в настоящие Париж, Египет или Мексику соединяется с простой человеческой ленью: зачем напрягаться, если можно получить всё сразу, пусть и в уменьшенной версии? Готовность поверить в самую примитивную декорацию — лампу вместо солнца, фотообои вместо вида из окна — и есть главный герой этого проекта.

-9

Почему эта серия работает именно сейчас

«Поддельные каникулы» легко перешагнули своё время. Сегодня, когда многие путешествуют больше, чем поколения до нас, иллюзий тоже стало больше. Мы легко принимаем за «место силы» уголок, где удачно стоит фотозона, и иногда уже не различаем: мы отдыхаем или просто собираем материалы для отчёта в соцсетях.

-10

Ридлер, по сути, опередил этот тренд. Он показал людей, которые с радостью подменяют опыт проживания на опыт потребления декораций. При этом он не ругает их и не смеётся громко. Его взгляду свойственна редкая рассудительность: да, это всё выглядит немного абсурдно, но в этом абсурде есть искреннее желание счастья, пусть и упакованного в пластик.

-11

Небольшое послесловие

Фотографии Райнера Ридлера заставляют задуматься, где именно проходит граница между настоящим опытом и “фотозоной под видом жизни”. Готовы ли мы сами согласиться на поддельные каникулы — или всё‑таки предпочитаем неровные, но настоящие впечатления?

-12

А вы как относитесь к таким искусственным мирам — паркам с псевдо‑достопримечательностями, тропическим пляжам под крышей, снегу посреди пустыни? Было бы любопытно оказаться там ради интереса или такие места вызывают отторжение? Поделитесь в комментариях своим опытом и ощущениями.

-13

Если вам близки истории о фотографии, культуре и странных уголках современного мира, поддержите канал лайком и подпиской — так я пойму, что стоит чаще рассказывать о сильных фотопроектах. А тем, кто хочет видеть больше подробных материалов и редких серий, будет особенно полезна платная подписка или поддержка через кнопку «Поддержать автора» — это помогает тратить больше времени на поиск интересных героев и их работ.

-14