Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Пятый элемент” (1997, The Fifth Element): Люк Бессон воспел женщину и ее силу

Отреставрированную в 4К версию научно-фантастического боевика Люка Бессона “Пятый элемент” показали в кинотеатре. Я с удовольствие посмотрела боевик снова. Удивительно, он не выглядит старым фильмом, фильмом из прошлого. Он прекрасно сделан – и режиссерски, и визуально, и актерски; но что еще крайне важно – сквозным мотивом там идет очень жестокое отношение к жизни (“Зачем спасать жизнь, если я вижу, что вы с ней делаете?!” – спрашивает Лилу, и с ней невозможно не согласиться, потому что идея очень актуальная). У “Пятого элемента” была одна номинация на Oscar-1998 за “Лучший монтаж звука”– и странно, что он не победил; ведь так изобретательно это сделано, как и все остальное. Но его обошел “Титаник” – еще один хит 1997 года. На всякий случай повторю сюжет, а потом напишу, что мне открылось при повторном просмотре. Каждые пять тысяч лет открывается портал, выпускающий Абсолютное Зло, и против него требуется соразмерной силы герой. 18 марта 2263 года настал тот момент, когда Абсолютное З
Оглавление

Отреставрированную в 4К версию научно-фантастического боевика Люка Бессона “Пятый элемент” показали в кинотеатре.

Я с удовольствие посмотрела боевик снова. Удивительно, он не выглядит старым фильмом, фильмом из прошлого. Он прекрасно сделан – и режиссерски, и визуально, и актерски; но что еще крайне важно – сквозным мотивом там идет очень жестокое отношение к жизни (“Зачем спасать жизнь, если я вижу, что вы с ней делаете?!” – спрашивает Лилу, и с ней невозможно не согласиться, потому что идея очень актуальная).

У “Пятого элемента” была одна номинация на Oscar-1998 за “Лучший монтаж звука”– и странно, что он не победил; ведь так изобретательно это сделано, как и все остальное. Но его обошел “Титаник” – еще один хит 1997 года.

На всякий случай повторю сюжет, а потом напишу, что мне открылось при повторном просмотре.

вариант постера к фильму “Пятый элемент” (1997), режиссер и сценарист Люк Бессон |  источник фото imdb
вариант постера к фильму “Пятый элемент” (1997), режиссер и сценарист Люк Бессон | источник фото imdb

Сюжет

Каждые пять тысяч лет открывается портал, выпускающий Абсолютное Зло, и против него требуется соразмерной силы герой.

18 марта 2263 года настал тот момент, когда Абсолютное Зло снова проснулось, а мондошаваны, противостоящая им сила и хранители четырех элементов (камней-символов стихий воды, воздуха, огня и земли), полетели к Земле, чтобы не допустить победы Зла.

Но на корабль мондошаван совершили налет мангалорцы, силы зла. Тем не менее, в корабле мондашаван остался один выживший – если точнее, то часть руки с живыми клетками, из которых в лаборатории института генной инженерии удалось восстановить физически совершенное существо, Пятый элемент, или для простоты – Лилу (в исполнении Миллы Йовович), необходимый для объединения с камнями стихий и активации божественного света.

Пусть Пятый элемент был восстановлен, но предстоит еще найти камни. Советник Президента предлагает отправить на поиски Корбена Далласа (в исполнении Брюса Уиллиса), бывшего спецназовца, очень опытного бойца, но в настоящее время работающего обычным таксистом.

Корбен Даллас (в исполнении Брюса Уиллиса) | скриншот из фильма
Корбен Даллас (в исполнении Брюса Уиллиса) | скриншот из фильма

Сила женщины вселенского масштаба

Люк Бессон написал сценарий "Пятого элемента", когда ему было всего 16 лет и он был под большим впечатлением от комиксов. Это было 400 страниц текста, который сначала планировался как роман.

Все же решение склонилось в сторону экранизации, но его идею не так-то просто оказалось перенести на экран. Действительно, Бессону понадобилось двадцать два года, чтобы воплотить идею в жизнь.

Пока смотрела фильм, думала, что подростковая фантазия намного свободнее, она не придерживается рамок, что и видно в невероятной искренности и наивности прямолинейного конфликта между вселенским злом и сияющим добром. Для меня такой же смелый полет фантазии – это роман Мэри Шелли "Франкенштейн".

Ну, и кстати, парадокс, раз уж я упомянула Мэри Шелли и ее роман. Шелли в своем романе как будто отрицает необходимость женщины в продолжении жизни, ведь Виктор создает Существо в одиночку, отстраняясь ото всех вокруг (а создание Существа – это ведь настоящая метафора деторождения, вследствие которого Виктор становится отцом, а Существо его ребенком). Люк Бессон же в своей истории мужчин превращает в функции – они должны помогать и выполнять команды, а женщину он наделяет невероятной силой в прямом смысле – она у него является ключевым элементом в победе над Абсолютным Злом.

И вот этот взгляд Люка Бессона мне как раз показался невероятно интересным. Ученые в лаборатории восстанавливают из части тела существо именно женского пола. Ее появление сопровождается характеристикой “совершенство”. Да, она является инопланетным существом, говорящим на непонятном языке и воспринимается как нечто "экзотичное". Метафорически на примере Лилу и окружающих ее мужчин иллюстрируется вечное противостояние мужчин и женщин, говорящих на непонятных друг для друга языках.

Люк Бессон с юмором обыгрывает это непонимание, но не просто так – в конфликтах – а очень виртуозно вписывая в сюжет, увязывая недопонимание и действие. Как примеры – сцены в лаборатории, а потом у священника в квартире.

священник Вито Корнелиус (в исполнении Иэна Холма) | скриншот из фильма
священник Вито Корнелиус (в исполнении Иэна Холма) | скриншот из фильма
– Она свалилась ко мне в такси и болтала всякую тарабарщину, – говорит Корбен.
– Не тарабарщину, а божественный, древний язык, – поправляет его священник Вито Корнелиус. И добавляет: – Будите ее. Только осторожно. Эта девушка – ценнейшее достояние человечества. Она совершенна.

Мне кажется, в этих нехитрых репликах Люк Бессон очерчивает свою позицию относительно силы женщины. Он отрицает утверждение ‘слабый пол’ и наделяет женщину правом выступать в самой серьезной борьбе наравне с мужчинами. Он не предлагает заменять одного на другого, просто заявляет наличие недюжинной силы при всей видимой хрупкости. Иными словами, пусть видимая хрупкость не будет причиной неправильной оценки сил. Справедливости ради, Лилу по сюжету оказывается не такой уж неуязвимой, ей действительно требуется помощь Корбена.

Плавалагуна (в исполнении Майвенн) | скриншот из фильма
Плавалагуна (в исполнении Майвенн) | скриншот из фильма

Что еще интересно, камни стихий на хранение отданы инопланетной оперной певице Диве Плавалагуне, доверенному лицу мондашаван. На момент работы над фильмом Майвенн, актриса, исполнявшая роль Плавалагуны, была женой Люка Бессона. В решении соединить личное и вымышленное, наделить персонажа, который в реальной жизни является близким человеком, ответственной миссией, есть настоящая поэтичность и еще одно подтверждение, что Бессон видит женщин сильными инопланетными существами.

Но то, что брак был расторгнут после знакомства с Миллой Йовович, уже другая история.

Да и вообще – в финале Люк Бессон показывает однозначную победу любви как самого настоящего пятого элемента. В прямом смысле: любовь спасет мир. Наверное, если бы он сочинял историю в зрелом возрасте, финал мог бы быть иным, но подростковая возвышенность сыграла свою роль.

скриншот из фильма
скриншот из фильма