Найти в Дзене
Стражи Родины

Почему душманы боялись поднимать брошенные советские магнитофоны: история хитрой ловушки на жадность от спецназа

Думается, что мою сегодняшнюю статью нужно начинать примерно так...: на обочине, словно какой-то мираж посреди выжженной каменистой пустыни, лежит самая что ни на есть мечта любого уважающего себя афганца. И лежит не какая-то там безделушка, а новехонький, блестящий японский двухкассетник. Легендарный Sharp GF-777 или, на худой конец, Sony. Откуда он здесь взялся? Быть может, выпал из подбитого вертолета? Или шурави в спешке бросили/потеряли при отступлении? В этот самый момент время у советского противника словно замедляется. Боец прекрасно понимает - в их местах халявы не бывает по умолчанию. Его инстинкты орут во весь голос: "Не трогай, дурень!". Но жадность... Жадность нашептывает совершенно другое: "Такая штука стоит целое состояние! Не возьмешь ты, возьмет какой-нибудь другой Ахмед, который топает следом, и королем будет уже он, а не ты". Пройдет еще пару мгновений и рука бандита уже сама потянется к ручке магнитофона. Резкий рывок и... бабах - горы сотрясает мощнейший взрыв. Что

Думается, что мою сегодняшнюю статью нужно начинать примерно так...: на обочине, словно какой-то мираж посреди выжженной каменистой пустыни, лежит самая что ни на есть мечта любого уважающего себя афганца.

И лежит не какая-то там безделушка, а новехонький, блестящий японский двухкассетник. Легендарный Sharp GF-777 или, на худой конец, Sony. Откуда он здесь взялся? Быть может, выпал из подбитого вертолета? Или шурави в спешке бросили/потеряли при отступлении?

В этот самый момент время у советского противника словно замедляется. Боец прекрасно понимает - в их местах халявы не бывает по умолчанию. Его инстинкты орут во весь голос: "Не трогай, дурень!". Но жадность... Жадность нашептывает совершенно другое: "Такая штука стоит целое состояние! Не возьмешь ты, возьмет какой-нибудь другой Ахмед, который топает следом, и королем будет уже он, а не ты".

Пройдет еще пару мгновений и рука бандита уже сама потянется к ручке магнитофона. Резкий рывок и... бабах - горы сотрясает мощнейший взрыв.

Что самое интересное, что такие подарочки прятались не только в новомодных "Шарпах" и "Сони", но и в других, крайне любопытных местах. И о том, куда они еще клались и как это вообще работало, мы с вами как раз сегодня и поговорим. Так что устраивайтесь поудобнее - мы начинаем!

Мало кто знает, что в Афганской схватке этот самый "подарочек" порой укладывал противника эффективнее, чем самый меткий снайперский выстрел. Но почему даже самые бывалые моджахеды велись на столь примитивный, казалось бы, трюк? Почему матерые бойцы действовали словно малые дети? Давайте скорее разбираться в этой хитрой игре умов, которую затеяли наши хитрые спецназовцы.

Начнем с того, что примерно к середине афганской кампании привычные методы минирования дорог перестали давать нужный эффект.

Кто бы что ни говорил, но моджахеды - ребята отнюдь не глупые, воевать научились быстро, научились еще задолго до того, как к ним нагрянули советские войска. На караванных тропах высоко в горах, где один сплошной скальник, обычную нажимную мину вроде знаменитой ПМН закопать - задача не из легких. Грунт совершенно не тот. А если и прикопаешь кое-как, опытный глаз все равно почти моментально заметит свеженасыпанную кучу.

К тому же духи выработали четкую тактику противодействия. Впереди каравана часто пускали скот - овец, коз или ишаков, которые своими копытами буквально собирали весь "урожай" взрывчатки. Такие себе БМР-3М на минималках... Или шли специально обученные саперы с длиннющими щупами, методично протыкая каждый подозрительный бугорок на тропе.

Советскому же спецназу ГРУ, чьей задачей было перерезать эти жизненно важные артерии снабжения противника, требовалось что-то принципиально новое. Нужно было найти решение, которое заставило бы врага отключить инстинкт самосохранения и самому активировать ловушку. Не наступить случайно, не задеть растяжку, а именно захотеть взаимодействовать с предметом. Вот тут-то на сцену и вышла психология во всей красе. Благо, что в СССР с этим делом, как и со многим другим, было все в полном порядке...

-2

Работа советского сапера в горах Афганистана

Чтобы понять всю гениальность тогдашнего хода, нужно представить контекст того времени. В выжженных солнцем горах Афганистана хороший японский магнитофон был отнюдь не просто "музыкой". Это был самый настоящий символ власти, статуса и связи с большим миром. Обладатель того самого "Шарпа" моментально становился уважаемым человеком в своем отряде. Ну или на худой конец мог продать эту технику, которая считалась куда ликвиднее чем деньги того времени.

Но для того чтобы все работало, наши спецназовцы разыгрывали целые театральные постановки. Имитировали поспешное бегство, словно их гонит превосходящий противник, и "случайно" теряли по пути самые ценные вещи: ящики с патронами (всегда дефицит!), новенькое оружие или ту самую бытовую технику, от которой у местных текли слюнки.

Случайно, ага... Как бы странно это ни звучало и тем более ни выглядело в то время, все это было и все это работало, вот что странно.

Но все же главный секрет крылся вовсе не в самом магнитофоне, а в том, что лежало непосредственно под ним. Знакомьтесь - мина МС-3, она же "Сюрприз". И название, скажу я вам, более чем подходящее.

-3

Это дьявольски хитрое устройство, которое работало совершенно не так, как обычные мины. В отличие от привычных образцов, которые взрываются при наступании, МС-3 срабатывала по принципу разгрузки. И пока на ней покоится груз весом от трех килограммов (а хороший двухкассетник весил куда больше), она мирно спит. Но стоило только поднять предмет, как пружина моментально выталкивала боек, и происходил тот самый бабах, подрыв, простите.

Моджахед видит "Шарп", да, конечно же, тот максимально тщательно проверяет, нет ли растяжек вокруг и прочей штуковины не сулящей ничего хорошего. И казалось бы, все вроде бы чисто.. Тогда-то он и поднимает долгожданный трофей... и МС-3 делает свое черное дело. Шансов уцелеть при взрыве 200-граммовой тротиловой шашки прямо в руках попросту никаких.

Все, Финита ля комедия...

Но погодите разбегаться, ведь магнитофоны, как оказалось, были только началом. Когда противник раскусил этот трюк, наши придумали такое, от чего защититься было практически невозможно.

Естественно, после целой серии таких вот "неожиданных" подрывов полевые командиры моджахедов взвыли не по-детски. Прошел строжайший приказ по всем отрядам: "Ничего не трогать!". За поднятую с земли банку американской тушенки или даже магазин от автомата могли расстрелять свои же.

Не мудрено, что благодаря новым заметкам в их импровизированный устав дисциплина у духов моментально подтянулась. Что сделали наши инженеры в ответ на эту новую тактику? Они пошли по пути куда более интересному.

- Ах, вы больше не трогаете вещи? - подумали в ГРУ. - Прекрасно, тогда вы будете бояться наступать на самые обычные камни.

В ход пошла изощренная маскировка, достойная выпуска отдельной медали - медаль за маскировку... звучит!

Мало кто знает, что именно в этот момент обычные противопехотные мины начали обмазывать эпоксидной смолой, после чего их просто обваливать в местной пыли и каменной крошке, а уже после этого к ним приклеивать куски стеклоткани и мелкие камушки. В итоге получался идеальный "булыжник/серия булыжников", который внешне абсолютно ничем не отличался от тысяч других камней, валяющихся на горной тропе.

Более того, пройдет время и ту же самую МС-3 начнут использовать в связке с обычным придорожным камнем. Да, нужно было найти увесистый камень, после чего тот так же лежал на мине как груз. Стоило идущему в ночной темноте моджахеду случайно пнуть (задеть) этот самый камень ногой, сдвинув его с места хотя бы на пару-тройку сантиметров, и все, снова происходил мощнейший взрыв.

Только представьте уровень паранойи который вскоре воцарился во вражеском стане! Теперь они боялись буквально всего: не только "подарков", разбросанных по дорогам, но и собственной земли под ногами. Каждый шаг мог запросто стать последним.

-4

Глядя на все эти ухищрения советского спецназа, начинаешь понимать простую истину: побеждает отнюдь не тот, у кого пушка больше или все тех же танков, а тот, кто лучше всех знает психологию противника.

Кстати говоря, циничная арифметика того противостояния говорит нам вот о чем: уничтожить врага - это, как ни странно, полдела. Куда эффективнее - тяжело покалечить его, оставив при этом в живых...

Подбитый боец, причем высоко - высоко в горах - это самая настоящая катастрофа для всего отряда. Ему нужны носилки, ему нужно много воды, медикаменты, его нужно тащить на себе. А это означает, что из боя моментально выключается сразу двое, а то и четверо здоровых мужиков, которые вынуждены нести товарища и не где-то там по ровным равнинам, а по самым настоящим горным тропам.

Не удивительно, что в таких вот условиях скорость каравана падает практически до нуля, и тот мигом становится крайне легкой добычей для наших вертушек. Именно по этой причине мины-сюрпризы зачастую рассчитывались именно на тяжелое увечье, а не на мгновенное уничтожение всей группы.

Такая вот жестокая, но крайне эффективная математика была у тогдашнего противостояния...

Ставьте палец вверх и не забывайте подписаться на канал, ведь впереди еще множество историй, о которых попросту не пишут в учебниках!

Кстати, как вы считаете - оправданы ли такие методы ведения БД против врага, который и сам не знал никакой жалости? Или это уже чересчур? Пишите свое мнение в комментариях, очень интересно почитать ваши мысли на этот счет.