Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Пенджикент: чем известен самый старый город Таджикистана

Сегодняшний Пенджикент – небольшой райцентр в Согдийской области Таджикистана. От Душанбе и Худжанда он отделен высокими горными перевалами, зато до Самарканда тут рукой подать. Конечно, сейчас общению с соседями мешают государственные границы. Но когда-то город считался предместьем столицы исторической Согдианы. По причине своего жаркого климата Средняя Азия вовсе не изобилует удобными местами для поселения. Поэтому все подходящие для жизни области были освоены земледельцами еще 5-4 тысяч лет назад. Но этнический состав местного населения стал меняться, когда после засухи 2,2 тысяч лет до н.э. в Среднюю Азию начали мигрировать арии. Их потомки смешались с аборигенами и основали согдийскую цивилизацию. В те времена был построен Саразм, расположенный на половине пути между будущими Самаркандом и Пенджикентом. Это было, без сомнения, самое древнее поселение в регионе вообще. Но его жители не смогли справиться с последствиями изменения климата, и городище было заброшено. В 6-5-м веке бегл

Сегодняшний Пенджикент – небольшой райцентр в Согдийской области Таджикистана. От Душанбе и Худжанда он отделен высокими горными перевалами, зато до Самарканда тут рукой подать. Конечно, сейчас общению с соседями мешают государственные границы. Но когда-то город считался предместьем столицы исторической Согдианы.

По причине своего жаркого климата Средняя Азия вовсе не изобилует удобными местами для поселения. Поэтому все подходящие для жизни области были освоены земледельцами еще 5-4 тысяч лет назад. Но этнический состав местного населения стал меняться, когда после засухи 2,2 тысяч лет до н.э. в Среднюю Азию начали мигрировать арии. Их потомки смешались с аборигенами и основали согдийскую цивилизацию.

В те времена был построен Саразм, расположенный на половине пути между будущими Самаркандом и Пенджикентом. Это было, без сомнения, самое древнее поселение в регионе вообще. Но его жители не смогли справиться с последствиями изменения климата, и городище было заброшено.

В 6-5-м веке беглецы переселились выше по долине реки Зеравшан, и основали новые пять деревень. Позднее, уже при империи Ахеменидов, они слились в один город, который так и назвали Пенджикентом, что на иранских языках означает «пять деревень» или «пять поселений».

Это был самый восточный город Согдианы, где начинался так называемый Великий лазуритовый путь. Этот ценный минерал добывали в копях на севере Афганистана, а в дальнейшем везли в разные страны, вплоть до Средиземноморья. Поэтому Пенджикент очень быстро разбогател, несмотря на относительно изолированное положение и наличие поблизости крупного Самарканда.

В 5-6-х веках представители здешней элиты любили заказывать для своих дворцов прекрасные фрески. Сейчас они полностью исследованы, и выставляются в музеях Душанбе и Санкт-Петербурга. Мотивы самые разные: от изображений легендарного иранского героя Рустама до религиозных сюжетов и батальных сцен. Именно эти картины являются одними из главных артефактов согдийской цивилизации.

Древний Согд был политически децентрализован, в каждом городе свои традиции, там могли почитать разные религии, а управляли всем собственные аристократические семьи. Так, например, несмотря вассальную зависимость от Самарканда, в доисламские времена в Пенджикенте почитали индийского бога Шиву, а владыками города уже были тюрки. Правда, порой им приходилось делить власть с коренными иранцами.

Так, в 706-м году тюрка Чекин Чур Бильге сменил его зять Деваштич. Поначалу он был союзником и вассалом Арабского халифата, но в дальнейшем поднял восстание и возглавил сопротивление завоевателям. Несмотря на поражение его бунта, этот человек считается в Таджикистане народным героем.

После этого местное население стало уходить в горы или более укрепленный Самарканд. Тем не менее, в 10-м веке в Пенджикенте была собственная мечеть – это означало, что он на тот момент оставался городом. Но чем дальше, тем больше превращался в кишлак, и в таком статусе вступил в 20-е столетие.

-3

В советское время через Пенджикент проходила дорога к Фанским горам – одном из главных центров горного туризма во всей Средней Азии. В 1976-м году бард Юрий Визбор написал о них такую песню:

Я сердце оставил в Фанских горах,
Теперь бессердечный хожу по равнинам.
И в тихих беседах, и в шумных пирах
Я молча мечтаю о синих вершинах...

Поэтому город содержали в порядке. Несмотря на свою провинциальность, он выглядел и чувствовал себя вполне неплохо, здесь имелось и европейское население. Археологи заинтересовались им вскоре после войны, а с конца 1970-х раскопками руководил археолог Борис Маршак. Он остался здесь даже после получения независимости Таджикистаном, и обеспечил продолжение работ и сохранность драгоценных фресок.

Тем не менее, после распада СССР начался бардак. В самом Пенджикенте стояли войска, которые ничего серьезного не допускали. Но в соседних колхозах нападали на турок-месхетинцев и просто богатых людей, а их имущество потом делили. Только ближе к концу 1990-х волнения сошли на нет, но большинство русских и других европейцев уже уехали.

-4

И сейчас Пенджикент, хоть и провинциальный, но довольно симпатичный таджикский город. Там не только можно познакомиться со среднеазиатской экзотикой, но и увидеть руины полутора тысячелетней давности.