Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Сниматься с ней не желаю". Три брака, скандал с Гафтом и борьба за жизнь: Непростая судьба звезды «Экипажа» Александры Яковлевой

Она ворвалась в советское кино как метеор — юная, дерзкая, невероятно красивая. Её дебют в легендарном «Экипаже» сделал Александру Яковлеву звездой всесоюзного масштаба в одночасье. Но за ослепительной улыбкой стюардессы скрывалась сложная, ранимая и безумно одинокая душа. Её карьеру погубили слухи о несносном характере, её личную жизнь разрывали между славой и любовью, а финалом стал тихий уход после долгой и страшной болезни. Как сложилась судьба девушки, которой однажды сказал «Я с ней работать не буду» сам Валентин Гафт? Саша Иванес (это её настоящая фамилия) родилась в Калининграде и рано столкнулась с жестоким ударом судьбы. Родители трагически погибли в автокатастрофе, и воспитание осиротевшей девочки полностью легло на плечи бабушки. Именно бабушка, женщина с сильным характером, прошедшая через всю войну, стала для Александры и матерью, и отцом, и первым творческим наставником. Несмотря на то, что сама она окончила всего три класса церковно-приходской школы, у неё не было ни т
Оглавление

Она ворвалась в советское кино как метеор — юная, дерзкая, невероятно красивая. Её дебют в легендарном «Экипаже» сделал Александру Яковлеву звездой всесоюзного масштаба в одночасье. Но за ослепительной улыбкой стюардессы скрывалась сложная, ранимая и безумно одинокая душа.

Её карьеру погубили слухи о несносном характере, её личную жизнь разрывали между славой и любовью, а финалом стал тихий уход после долгой и страшной болезни. Как сложилась судьба девушки, которой однажды сказал «Я с ней работать не буду» сам Валентин Гафт?

Девочка из Калининграда: бабушка как строгий режиссёр

Саша Иванес (это её настоящая фамилия) родилась в Калининграде и рано столкнулась с жестоким ударом судьбы. Родители трагически погибли в автокатастрофе, и воспитание осиротевшей девочки полностью легло на плечи бабушки.

Именно бабушка, женщина с сильным характером, прошедшая через всю войну, стала для Александры и матерью, и отцом, и первым творческим наставником. Несмотря на то, что сама она окончила всего три класса церковно-приходской школы, у неё не было ни тени сомнения: её внучка станет великой актрисой.

-2

С ранних лет жизнь Саши была расписана по минутам. Музыкальная школа по классу скрипки, хореографическая студия, бесконечные репетиции — бабушка готовила из неё «звезду» по своей собственной, строгой программе. Дисциплина была железной. Возможно, именно это детство, лишённое обычных шалостей и беспечности, сформировало в ней тот самый сложный, замкнутый характер, о котором потом будут говорить все коллеги.

После школы она с первой попытки поступила в престижный Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Именно там она взяла звучную сценическую фамилию — Яковлева. Это была фамилия её деда, и она казалась куда более подходящей для будущей знаменитости, чем Иванес.

«Экипаж»: головокружительный взлёт и первое падение

Судьбоносная случайность произошла в 1979 году. На главную женскую роль стюардессы Тамары в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж» была утверждена Елена Проклова. Но в самый последний момент актриса отказалась. Режиссёр Александр Митта в панике искал замену и обратил внимание на 20-летнюю студентку Александру Яковлеву.

-3

Так она попала на съёмочную площадку, где играла вместе с Леонидом Филатовым и Анатолием Васильевым. Фильм стал оглушительным хитом, собрав у экранов десятки миллионов зрителей. Яковлева мгновенно проснулась знаменитой. Её лицо украшало обложки журналов, а фраза «Я стюардесса, а не бортинженер!» разлетелась на цитаты.

Но именно здесь проявилась и обратная сторона её натуры. Успех вскружил голову молодой актрисе. На площадке она начала вести себя как прима, позволяя себе опоздания и капризы. Коллеги за глаза называли её «красивой куколкой со злыми глазами», а сам Митта, хоть и снисходительно звал «куколкой», позже признавался, что работать с ней было невероятно сложно.

-4
Интересный факт: на премьеру «Экипажа» Яковлева пришла вместе со своей бабушкой. Больше всего она боялась реакции строгой родственницы на откровенную любовную сцену. Но бабушка, к её удивлению, выдержала просмотр стоически и фильм одобрила.

Однако в профессиональном плане репутация Яковлева была подорвана. Директор картины, восхищаясь её работой, наотрез отказался впредь иметь с ней дело.

«Чародеи» и война с Гафтом: точка невозврата

Если «Экипаж» сделал её звездой, то следующий крупный проект — сказка «Чародеи» 1982 года — окончательно испортил её репутацию в профессиональной среде.

Режиссёр Константин Бромберг долго искал актрису на двойную роль — добрую Алёну и её злую копию. Яковлеву утвердили с оговорками: все понимали, что «чертовское начало» ей сыграть легко, а вот со светлой героиней могли возникнуть проблемы. Так и произошло.

-5

На съёмках её характер проявился в полную силу. Она могла по три часа сидеть в гримёрке, заставляя мастеров переделывать работу по нескольку раз. Ссорилась с коллегами и членами съёмочной группы. Находила общий язык лишь с осветителем, который знал, как выставить свет, чтобы выгодно подчеркнуть её красоту, да с Александром Абдуловым.

Но главный конфликт разгорелся с Валентином Гафтом, игравшим Аполлона Сатанеева. Педантичный и крайне ответственный Гафт терпеть не мог непрофессионализма. А Яковлева постоянно забывала текст, сбивалась, из-за чего приходилось переснимать дубли по многу раз.

Кульминацией стала сцена, где Гафт по сюжету должен был душить героиню Яковлевой. В какой-то момент напряжение достигло пика. Актриса в очередной раз ошиблась, и Гафт, не выдержав, применил к ней силу по-настоящему. После этого он развернулся и ушёл со съёмочной площадки, бросив режиссёру легендарную фразу: «Я с ней работать не буду! Делайте что хотите».

Бромберг оказался в отчаянии: менять актрису означало загубить весь отснятый материал и бюджет. Нашёл соломоново решение: все дальнейшие сцены Гафта и Яковлевой снимали отдельно, с использованием дублёров и монтажных склеек. Саму Александру этот скандал, по воспоминаниям очевидцев, нисколько не смутил. Она продолжала вести себя как ни в чём не бывало.

-6

После «Чародеев» дорога в большое кино для Яковлевой начала стремительно сужаться. О её сложном характере говорили всё громче, и режиссёры, ценя её красоту и талант, стали бояться приглашать на роли.

Личная жизнь: три мужа, фиктивный брак и поздняя любовь

В личной жизни Александры Яковлевой было не меньше драм, чем в профессиональной. Ещё на первом курсе института она вышла замуж за однокурсника Валерия Кухарешина. В этом браке родились двое детей — дочь и сын. Но семейная идиллия длилась недолго. Через шесть лет супруги, поняв, что слишком разные, развелись.

-7

Затем в её биографии появилась загадочная и громкая страница, связанная с журналистом Александром Невзоровым. Тот как-то в эфире неосторожно обмолвился о своей симпатии к актрисе, и пресса моментально «поженила» их. Ходили упорные слухи об их браке, но сама Яковлева всегда это категорически отрицала, называя ситуацию нелепым недоразумением и утверждая, что у них не было даже романа.

Настоящей любовью стал эстонский каскадёр и спортсмен Калью Аасмяэ. Они познакомились на съёмках, и страстный роман закончился браком. Ради него Яковлева пошла на редкий для актрисы шаг — сменила фамилию. Казалось, она нашла своё счастье.

-8

Но и здесь судьба приготовила испытание. Калью не мог прижиться в Советском Союзе, тосковал по родине. А Александра, построившая карьеру в Москве, не могла и не хотела всё бросить и уехать в Эстонию. Этот конфликт привёл к краху отношений. Интересно, что о разводе Яковлева долгое время публично не объявляла, стараясь сохранить для поклонников образ успешной и счастливой женщины.

После этого в её фильмографии случилась ещё одна яркая роль — миссис Эбби в культовой комедии «Человек с бульвара Капуцинов». Поговаривали, что попасть в фильм ей помогла протекция Андрея Миронова, с которым её связывали слухи о мимолетном романе. Сама актриса эти разговоры всегда опровергала. Эта работа стала её последним заметным появлением на большом экране.

Забвение и возвращение: чиновник, режиссёр и молодой возлюбленный

90-е годы, развал СССР, кризис в кино — для многих актёров это было тяжёлое время. Для Александры Яковлевой, чья репутация была уже изрядно подпорчена, — тем более. Роли не предлагали. Содержать двоих детей было не на что. Отбросив гордость, она вернулась в родной Калининград и пришла на приём к мэру.

-9

Тот пошёл навстречу, и экс-звезда советского кино на долгие 24 года стала чиновником — заместителем министра по культуре. Казалось, она навсегда распрощалась со своей прежней жизнью. Она исчезла из поля зрения публики, и о ней почти забыли.

Но в 2016 году произошло невероятное возвращение. Яковлева объявила о своём разводе с Аасмяэ (хотя он давно был фактом) и… представила публике своего нового избранника. Им оказался Денис Бондаренко, бывший моряк, а на тот момент менеджер, который был младше её на целых 30 лет.

-10

Именно он стал её ангелом-хранителем и главной поддержкой. По его настоянию она вернулась в профессию — занялась режиссурой, пробовала снимать документальное кино. Казалось, жизнь наладилась и подарила ей шанс на позднее, но настоящее счастье.

Последняя битва: тихий уход

Однако счастье оказалось недолгим. Актриса признавалась, что давно чувствовала неладное в организме, но из-за отсутствия сильных болей к врачам не обращалась. Тревогу забила лишь тогда, когда стали отказывать ноги.

Диагноз был страшным и беспощадным: онкологическое заболевание в последней стадии. Врачи давали всего несколько месяцев. Но Яковлева, воспитанная бабушкой в духе несгибаемой стойкости, снова показала свой характер. Она боролась. Прошла через все круги ада тяжелейшего лечения. И — совершила чудо. Опухоль отступила.
-11

Но организм, истощённый болезнью и терапией, не выдержал. Весной 2022 года, в возрасте 64 лет, Александры Яковлевой не стало. Она ушла тихо, не на пике славы, не в лучах софитов, а после долгой и мужественной борьбы.

Её судьба — это история невероятного взлёта и такого же стремительного падения, обусловленного не только внешними обстоятельствами, но и сложным, ранимым внутренним миром.

-12

Она так и осталась той самой «куколкой» из «Экипажа» — красивой, яркой, но сломанной жизнью, которая так и не смогла найти простого человеческого счастья. Её талант признавали все, но выдержать её характер смогли лишь единицы. И в этом — вся трагедия Александры Яковлевой.