Найти в Дзене

Дом у Таицкого водовода: как деревянный классицизм Гесте пережил два столетия

Представить, как выглядела повседневная застройка Царского Села двести лет назад, можно лишь в одном месте — у сохранившегося деревянного дома начала XIX века на Леонтьевской улице. Изящный, почти игрушечный, с мезонином, он воплощает идею типового городского жилья своего времени. Идею, которую сформировал Вильям Гесте — или Василий Иванович, как его называли в России. Гесте, шотландец по происхождению, прибыл в Россию при Екатерине II по приглашению Чарльза Камерона, работая у него чертёжником. Уже при Александре I он занялся «рассмотрением и переделыванием городовых планов» — и именно под его руководством Царское Село стало приобретать черты упорядоченного городского пространства. Застройка формировалась кварталами: Эта низкая, спокойная среда создавалась с идеей равенства и гармонии. Гесте оставил след и в Петербурге: именно он создал знаменитые чугунные мосты через Мойку — Зелёный, Красный и Поцелуев мосты. Большая удача, что дом на Леонтьевской улице сохранился. Большинство его де

Представить, как выглядела повседневная застройка Царского Села двести лет назад, можно лишь в одном месте — у сохранившегося деревянного дома начала XIX века на Леонтьевской улице. Изящный, почти игрушечный, с мезонином, он воплощает идею типового городского жилья своего времени. Идею, которую сформировал Вильям Гесте — или Василий Иванович, как его называли в России.

Дом Ф. Каноббио. автор фото Красный / источник Википедия
Дом Ф. Каноббио. автор фото Красный / источник Википедия

Гесте, шотландец по происхождению, прибыл в Россию при Екатерине II по приглашению Чарльза Камерона, работая у него чертёжником. Уже при Александре I он занялся «рассмотрением и переделыванием городовых планов» — и именно под его руководством Царское Село стало приобретать черты упорядоченного городского пространства.

Застройка формировалась кварталами:

  • деревянные дома — основа жилой среды,
  • каменные — по углам кварталов, для акцента.

Эта низкая, спокойная среда создавалась с идеей равенства и гармонии. Гесте оставил след и в Петербурге: именно он создал знаменитые чугунные мосты через Мойку — Зелёный, Красный и Поцелуев мосты.

В.И. Гесте. План застройки Соборной площади со стороны Леонтьевской улицы. 1809 г.
В.И. Гесте. План застройки Соборной площади со стороны Леонтьевской улицы. 1809 г.

Большая удача, что дом на Леонтьевской улице сохранился. Большинство его деревянных «современников» давно утрачены. А этот образец «классицизма в дереве» пережил войны, революцию и всего один капитальный ремонт — в середине XX века.

-3

Недавняя реставрация вернула дом в активную городскую жизнь, придав ему статус объекта культурного наследия федерального значения. Он расположен неподалёку от Екатерининского и Александровского парков, на улице, названной в честь А. И. Леонтьева — управляющего дворцовым хозяйством в конце XVIII века.

Дом был построен в 1815 году для Франциска Каноббио, человека, чья деятельность была жизненно важной для Царского Села.

-4

Ф. Каноббио служил смотрителем Таицкого водовода — грандиозного гидротехнического сооружения, известного также как Бауэров канал.

Основные факты о водоводе:

  • длина — около 15 километров,
  • строительство — 14 лет,
  • служил водной системой города почти сто лет,
  • снабжал водой фонтаны, пруды и городское хозяйство,
  • работал самотёком, с перепадом высот в 25 метров.

Начало водовода находилось в Таицкой мызе, у подножья Дудергофских высот — местах с «чистейшими ключами». Одни его участки были открытыми, другие — закрытыми; ближе ко дворцу располагались накопительные бассейны и гроты.

Каноббио, выпускник Института корпуса инженеров путей сообщения и ученик знаменитого Бетанкура, обеспечивал постоянное техническое обслуживание этой сложной системы.

Жил он в построенном для него доме недолго — всего четыре года. После его смерти дом перешёл к семье брата. Владельцы менялись на протяжении XIX века, а после революции дом разделили на три квартиры.

Во время реставрации фасады восстановили во всех деталях. Внутри сохранили видимые фрагменты старинных бревен — своеобразные артефакты эпохи Александра I. После работ здесь открылся ресторан «Музей для друзей», где бережно поддерживают атмосферу Царского Села двухсотлетней давности. В меню — блюда по рецептам императорской кухни, восстановленным по архивным документам.

А из полуциркульного «венецианского» окна мезонина дом будто смотрит в прошлое — на здание бывшей Мариинской женской гимназии, где когда-то училась Анна Ахматова.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала