Найти в Дзене
Минтранс России

182 года петербургским омнибусам

18 декабря 1843 года в Петербурге началось регулярное движение омнибусов по постоянному маршруту. Запряженные парой лошадей небольшие вагоны стали первым общественным транспортом нашей страны.
Справедливости ради стоит отметить, что первые омнибусы (в переводе с латинского означает «для всех») вместимостью 5-10 человек появились в Северной столице еще летом 1830 года. Курсировали они от Казанского моста к Крестовскому острову и Старой Деревне. Однако движение было сезонным и нерегулярным.
С 18 декабря 1843 года петербуржцы могли с уверенностью отправляться на остановки, так как транспорт стал ходить строго по расписанию. Первый парк омнибусов состоял из 29 вагонов. Движение с интервалом 30 минут осуществлялось по маршруту от Гостиного двора до 5-й линии Васильевского острова.
Организацией регулярных перевозок петербуржцев руководил директор Первого кадетского корпуса генерал-лейтенант Шлиппенбах. Омнибусы раскрасили в яркие цвета, а по бортам нанесли надпись «Карета Невского п

18 декабря 1843 года в Петербурге началось регулярное движение омнибусов по постоянному маршруту. Запряженные парой лошадей небольшие вагоны стали первым общественным транспортом нашей страны.

Омнибус на конечной остановке у Александровского сада, фотография начала XX века.
Омнибус на конечной остановке у Александровского сада, фотография начала XX века.

Справедливости ради стоит отметить, что первые омнибусы (в переводе с латинского означает «для всех») вместимостью 5-10 человек появились в Северной столице еще летом 1830 года. Курсировали они от Казанского моста к Крестовскому острову и Старой Деревне. Однако движение было сезонным и нерегулярным.


Невский проспект, фотография начала 1900-х годов.
Невский проспект, фотография начала 1900-х годов.

С 18 декабря 1843 года петербуржцы могли с уверенностью отправляться на остановки, так как транспорт стал ходить строго по расписанию. Первый парк омнибусов состоял из 29 вагонов. Движение с интервалом 30 минут осуществлялось по маршруту от Гостиного двора до 5-й линии Васильевского острова.


Константин Антонович Шлиппенбах, портрет 1842 года.
Константин Антонович Шлиппенбах, портрет 1842 года.

Организацией регулярных перевозок петербуржцев руководил директор Первого кадетского корпуса генерал-лейтенант Шлиппенбах. Омнибусы раскрасили в яркие цвета, а по бортам нанесли надпись «Карета Невского проспекта».


Омнибус на Невском проспекте перед домом №54, фотография 1908 года.
Омнибус на Невском проспекте перед домом №54, фотография 1908 года.

Стоимость проезда в первых омнибусах составляла 10 копеек. Для сравнения один фунт (около 400 грамм) картофеля тогда стоил полкопейки-копейку. Пуд (16 кг) ржаной муки обошелся бы в 40 копеек, а гречневой крупы – 75 копеек. Тогдашний аналог современного автомобиля - ездовая лошадь оценивалась в 40-60 рублей.


Посадка в омнибус у Гостиного двора, гравюра 1873 года.
Посадка в омнибус у Гостиного двора, гравюра 1873 года.

Первые вагоны были открытыми вместимостью от 10 до 16 человек. Сиденья располагались поперек друг напротив друга. Со временем внешний вид омнибусов менялся. Появились более вместительные конструкции со вторым ярусом на крыше, которые позволяли перевозить до 40 пассажиров. В народе такой омнибус прозвали «40 мучеников».


Без тряски по таким дорогам не обойтись.
Без тряски по таким дорогам не обойтись.

Путешествие на новом виде транспорта было тем еще «развлечением». Ездить приходилось по дорогам, мощеным булыжниками и брусчаткой. Из-за сильной тряски пассажиры часто слетали со своих мест. Поэтому в народе омнибусы прозвали «обнимусами».


Император Николай I правил страной с 1825 по 1855 год.
Император Николай I правил страной с 1825 по 1855 год.

Существует легенда, что однажды император Николай I решил удостовериться в доступности омнибусов. Государь доехал до Адмиралтейской площади и тут кондуктор заявил: «Ваше Величество, позвольте получить гривенник за проезд!». Николай I кошелек с собой не носил и покинул вагон под честное слово вернуть деньги завтра. На следующий день с утра кондуктора в депо ожидал камер-лакей с 10 копейками долга и 25 рублями сверху «чаевых».



Карта петербуржских маршрутов омнибусов в 1850-е годы.
Карта петербуржских маршрутов омнибусов в 1850-е годы.

К 1851 году в городе действовало уже 4 маршрута. В зависимости от маршрута повозки окрашивали в различные цвета. Например, зеленые ходили по Невскому, малиновые - от Дегтярной улицы на Петербургскую (ныне Петроградскую сторону), а синие – от Бассейной улицы (сейчас это улица Некрасова) до Покровской площади (площадь Тургенева).


В 1910-е годы омнибусы соседствовали на улицах с первыми автобусами.
В 1910-е годы омнибусы соседствовали на улицах с первыми автобусами.

В Санкт-Петербурге омнибусы просуществовали до 1914 года. Причина закрытия именно этого вида транспорта – начало Первой Мировой войны. Государство реквизировало лошадей для нужд армии.