Найти в Дзене

Великая Революция — великой не бывает

В истории человечества есть слова, которые, подобно ржавчине, постепенно разъедают смысл того, что они якобы описывают.
«Великая» - одно из них. Особенно когда оно стоит рядом со словом «революция».
Великой бывает любовь или жертва. Бывает великой мысль, оставившая после себя не пепелище, а свет. Но революция? Нет.
Революция - это всегда болезнь. Болезнь, маскирующаяся под лекарство.
Она начинается с благородного порыва и заканчивается усталым, запуганным молчанием. Она обещает небеса, а строит ад. Не из кирпича и серы, а из доносов, подозрений и отрезанных голов. Париж весной 1789 года был полон надежды. Люди верили, что настал конец произволу, что разум победит предрассудок, что законы станут справедливыми не для немногих, а для всех. И в этом порыве была своя чистота. Та самая, что свойственна юности, будь то юность человека или целой нации.
Но чистота эта оказалась хрупкой, как стекло. Её разбила не внешняя сила, а внутренняя жажда. Не свободы, а власти. Не равенства, а мести. Не
Когда мечта ломается - кто слышит стоны тех, кого она перемалывает?
Когда мечта ломается - кто слышит стоны тех, кого она перемалывает?

В истории человечества есть слова, которые, подобно ржавчине, постепенно разъедают смысл того, что они якобы описывают.
«Великая» - одно из них. Особенно когда оно стоит рядом со словом «революция».
Великой бывает любовь или жертва. Бывает великой мысль, оставившая после себя не пепелище, а свет. Но революция? Нет.
Революция - это всегда болезнь. Болезнь, маскирующаяся под лекарство.
Она начинается с благородного порыва и заканчивается усталым, запуганным молчанием. Она обещает небеса, а строит ад. Не из кирпича и серы, а из доносов, подозрений и отрезанных голов.

Париж весной 1789 года был полон надежды. Люди верили, что настал конец произволу, что разум победит предрассудок, что законы станут справедливыми не для немногих, а для всех. И в этом порыве была своя чистота. Та самая, что свойственна юности, будь то юность человека или целой нации.
Но чистота эта оказалась хрупкой, как стекло. Её разбила не внешняя сила, а внутренняя жажда. Не свободы, а власти. Не равенства, а мести. Не братства, а триумфа над тем, кого вчера ещё называли «своим».

Гильотина не кричала. Она просто работала. И этого было достаточно
Гильотина не кричала. Она просто работала. И этого было достаточно

К 1793 году мечта превратилась в машину. Гильотина - это не просто орудие казни; это символ нового порядка, где справедливость стала автоматической, безликой, механической. Деревянный станок с ножом, падающим с точностью часов, - вот к чему пришёл культ Разума.
Люди, которые вчера спорили о правах человека за кружкой вина, сегодня стояли в очереди к эшафоту, чтобы увидеть, как падает голова их бывшего учителя или соседа.
И никто не плакал. Плакать стало непатриотично. Сострадание - контрреволюционно. Молчание - признак вины. А жизнь - это всего лишь материал для строительства «нового мира».

Вот документальный эпизод. Осенью 1793 года в Лионе, городе, посмевшем восстать против Парижа, революционный трибунал приговорил к смерти 1 905 человек за три недели. Но казнили их не по одному - это было бы медленно. Нет, их расстреливали в рвах залпами, по двадцать, по тридцать человек сразу. А когда патроны кончились, их топили в Ро́не, связав попарно: «республиканца» с «монaрхистом», чтобы они тянули друг друга ко дну. Это не метафора. Это отчёт местного чиновника. Архивы хранят его.

Иногда вода уносит не только тела — но и совесть целой эпохи
Иногда вода уносит не только тела — но и совесть целой эпохи

Или вот ещё: в Париже в те же месяцы в тюрьмах города одновременно содержалось более 10 000 заключённых. Многие из них попали туда по доносу соседа, завистника или просто человека, которому нужно было заполнить квоту. Суд длился десять минут. Приговор один: смерть.
А по улицам ходили дети, собирая с кровавой мостовой обрезки волос с казнённых; как трофеи.

Они называли себя «малыми палачами». Взрослые смеялись. Это считалось «патриотичным воспитанием».

А между тем Франция, некогда великая держава, теряла себя.
Армия, лишённая генералов (все они были «подозрительными») бежала с поля боя.
Пруссия и Австрия отбирали провинции одну за другой.
В провинциях - голод, в городах - страх.
А Директория, правившая страной, устраивала балы в Тюильри, где пили шампанское из хрусталя. Один из чиновников того времени, сам революционер, писал в дневнике: «Мы убиваем не тиранов, а будущее».
И парадокс в том, что никто не хотел этого.
Даже Робеспьер, чей голос стал голосом террора, в молодости писал: «Террор - это деспотизм добродетели». Он верил, что чистота идеи оправдывает кровь.
Но идея, требующая крови, уже не идея - она становится религией. А религия, вооружённая гильотиной, - это просто новая форма фанатизма.

Здесь уместно вспомнить одну нашу мысль из той статьи, где мы говорили, что «крайность всегда плохо». Потому что крайность - это отказ от диалога, от сомнения, от человеческой сложности.
А революция - это крайность, возведённая в закон. Она не терпит оттенков. Она не признаёт середину. И поэтому она всегда проливает больше крови, чем должна, и всегда уничтожает больше, чем может восстановить.
Франция того времени - не триумф. Это трагедия.
Она хотела стать светом, а стала пеплом.
Хотела стать свободной - стала рабыней страха.
Хотела равенства - и породила новую касту: тех, кто имеет право казнить.
И всё же, в этом мраке появился тот, кто остановил машину.
Но об этом - позже...
Потому что спасение невозможно понять, не осознав глубины падения.

Слова остаются. А что с теми, кто в них верил?
Слова остаются. А что с теми, кто в них верил?

А пока зададим себе тихий, почти шёпотом, вопрос, который не даёт покоя:
Если революция - это лекарство, то почему после неё народ болеет дольше, чем до неё?

И кто придумал назвать весь этот ад - «Великой»?

Продолжение следует…

#французскаяреволюция #история #философия #революция #либертэ #крайность #князьмысли #дзен