Сказал Арсен во сне своей жене. Нелли проснулась в холодном поту с четкой уверенностью, что мужа больше нет.
Арсен Габриелян и Нелли Багишян вместе прожили 23 года. Все было за это время – радости и печали, взлеты и падения. Все, как в любой семье, но жизни друг без друга никто даже и представить не мог, а самым главным для обоих были сыновья Александр и Виктор.
Честные и дружные
Семьи Нелли и Арсена в разные годы перебрались на Кубань из Баку. Нелли жила в Лабинске, Арсен в Отрадо-Ольгинском.
В начале 2000-х девушка приехала в гости к родственникам в Гулькевичский район, где и познакомилась со своим будущим мужем. Понравились друг другу, а через год поженились. Еще через год родился Саша, а через три после Саши – Виктор. Что интересно, оба мальчишки родились 8 марта – маме весенним подарком.
- Правда, муж младшего записал на 7 марта. «Сыновья, когда женятся, то будут в гости друг к другу ходить в разные дни, чтобы жены не обижались - так будет правильно», - сказал тогда Арсен, - вспоминает Нелли. – А еще у нас небольшая путаница с именем младшего вышла. Муж, на радостях, когда второй мальчик родился («Я не бракодел!» - говорил он), записал в свидетельстве о рождении вместо «Виталий», как планировали, Виктор. Так и оставили. Дома младшего часто называем Виталей.
Арсен всегда много работал, как начал с 14 лет, так не мог потом ни дня без дела сидеть. В селе все его знали, если кому-то нужна была помощь, знали – Арсен в беде не оставит.
Нелли работает техслужащей в школе.
- Дети всегда у меня были под присмотром, - делится женщина, - за учебу никогда мальчишек не ругала, главное было, чтобы они выросли достойными людьми. Бывало, поругаю за что-нибудь, а ночью иду, целую их, плачу. Думаю, зачем поругала? Ведь никто не знает, что их в жизни ждет.
Это Нелли могла пошуметь, Арсен же никогда не повышал на детей голоса, одного взгляда было достаточно, чтобы усмирить, показать, что кто-то из них был неправ.
Как часто бывает в подобных семьях – у каждого из родителей есть свое повторение. Старший – серьезный и спокойный, больше похож на Нелли, младший – огонь-парень, на Арсена.
Нелли всегда регулировала обстановку в семье – мальчишки с мамой делились многим, а дальше уже только она сама решала, о чем узнает муж, и как ему это преподнести.
- Главное, чтобы ругани в семье не было, - делится женщина.
Так и жили – в доме порядок, любовь и взаимное уважение, розы и подарки жене по праздникам, детям - ни в чем отказа.
Горячий кавказский парень
Когда началась спецоперация, Арсен пошел в военкомат:
- Служил по контракту после армии. Возьмите!
Там ему ответили, что по возрасту не подходит:
- Нужно будет – вызовем.
- Как это я не подхожу? – засело в голове у мужчины.
О том, что муж уходит на войну, Нелли узнала в марте 2024 года, как часто бывает в таких случаях – самая последняя. Отговаривать было бесполезно.
Сказал и через два дня ушел.
Нелли провожала, как и положено жене, без лишних слов, знала, что должна мужу придать уверенности, сил и понимания, что дома будут ждать и гордиться.
Муж на прощание сказал одну фразу:
- Береги детей!
Арсен провел четыре месяца в Волгограде на обучении, получил звание младшего сержанта, взял позывной Якудза и со штурмовой бригадой отправился под Бахмут.
Вот здесь-то и проявился горячий характер Арсена. Якудза стал воевать на всю катушку. Ничего не боялся, а парней старался беречь. Постоянно рвался на передовую:
- Там же мальчишки воюют – ровесники нашим детям! – говорил он Нелли.
Женщина заочно узнала и полюбила сослуживцев мужа.
- Посмотрите, это нам Якудза вкусненького наготовил, - присылали они видео Нелли.
- Ты почему без шапки? – спрашивала женщина у мужа при очередном сеансе
видеосвязи.
- Да парню отдал – нет у него!
- Ну, отдал и отдал – молодец!
В июне Арсен приезжал домой два раза - командир отпустил за хорошую службу.
А потом штурмовиков перебросили под Клещеевку.
- Прошло девять дней, как ребята ушли на задание, на связь Арсен не выходил. Ночью мне снится сон: муж белый весь, какой-то опухший, говорит: «Мне плохо, Нелли». Я проснулась в ужасе. Поняла, что он неживой и дает мне знак.
Арсен, мы приехали за тобой!
Нелли не знала, с чего начинать поиски мужа, хорошо, что во втором его телефоне, который был дома (видимо, Арсен его оставил именно на такой случай), были номера сослуживцев. Женщина стала звонить, искать, спрашивать. Все молчали.
Через какое-то время на Нелли вышел замполит:
- 98% что Арсен погиб. Не можем пока эвакуировать.
- Но я чуть-чуть надеялась, что это неправда, ведь у всех военных форма одинаковая, может быть, ребята обознались? Но зная своего героического мужа и помня, как он воевал в Бахмуте, я понимала, что он все-таки погиб.
Чуть позже ребята, с которыми воевал Якудза, рассказали Нелли о его последнем бое. Дрон настиг Арсена сзади, но даже лишившись ног, он продолжал сражаться, истекая кровью. Напарник погиб, его тело эвакуировали, а до Якудзы добраться не могли.
Год жена ждала и искала тело мужа.
После известия Нелли попала в больницу, как и старший сын – слишком тяжелым было известие, человеческие организмы не выдержали.
Ангелом-хранителем семьи оказалась Нина Фролова: сдача ДНК, поездки и звонки в центр приема, обработки и отправки погибших, все организационные вопросы – все это Нелли прошла вместе с Ниной.
В один из вечеров Нелли уже по привычке набрала номер телефона центра и услышала:
- Поступил, приезжайте на опознание.
- Мы буквально несколько дней назад до звонка были в Ростове – его еще не было. Когда мне Нелли позвонила, мы выехали в эту же ночь. Подъезжая к моргу, Нелли сказала: «Арсен, мы приехали за тобой».
На него уже полностью была заполнена карточка, нам предоставили его личные вещи: жетон, жгут. Жетон был не армейский, мы знали, что Арсен делал дубликат, но засомневались. Когда Нелли показали тело, она закричала: «Да, это мой!» - вспоминает Нина Фролова.
Надо жить дальше
Похоронили Якудзу в Лабинске. Туда перебрались жить и работать сыновья Нелли, да и сама она собирается в будущем году переезжать ближе к родным. Тем более что младший сын оказался шустрым – и жениться успел, и доченька в марте должна родиться.
- Не могу здесь находиться, каждый угол в доме напоминает о муже. Снится мне постоянно - то картошки жареной попросит, то кофе. А мне потом просыпаться не хочется, хочу снова его увидеть. Я, наверное, делаю неправильно – не отпускаю его своими слезами, но пока по-другому не могу, - делится женщина. - Умом понимаю, что его нет, но в душе не хочу верить. Прихожу к могилке и молчу. Для меня он уехал на заработки, как когда-то.
После похорон стало немного легче.
- Люди с 2023-го не могут получить своих любимых, а мой дома, - блестя глазами, говорит Нелли.
Нелли поддерживает связь с сослуживцами мужа – поздравляет их с праздниками, узнает, как дела. Для нее они стали за это время родными. Да и они с ней связи не теряют.
- Раз выдалась такая возможность, хочу поблагодарить всех, кто за этот год протягивал мне руку помощи – это и мои дорогие коллеги из СОШ №17, и мои родственники, и Мелик Назарян, и сослуживцы Арсена, и Нина Фролова. Без вас этот год я бы просто не пережила. Спасибо огромное Елене Белавиной за прекрасную фотосессию, - говорит Нелли.
Сейчас женщина полностью сконцентрирована на своей семье, надеется, что здоровье восстановится, и тогда она еще и внуков понянчит.
Держитесь, Нелли, вокруг столько людей, которым Вы нужны. Будет в Вашей жизни новый виток!
Елена Бондарь