Кино - это всегда о страстях. О том, как герои бросаются в омут с головой, обжигаются и снова идут навстречу чувству. Но иногда актёры живут не менее кинематографично, чем их персонажи.
Их браки - это отдельный сценарий, где финал непредсказуем, а новые главы открываются с завидной регулярностью.
Сегодня поговорим о тех, кто превратил поход в ЗАГС в своего рода ритуал - не из цинизма, а из веры в любовь. Да, именно так: каждый новый штамп в паспорте - это не поражение, а надежда.
Владимир Новиков: человек-рекорд, или Когда любовь - это марафон с одним финишем
Начнём с абсолютного чемпиона. Владимир Новиков, родившийся в Минске 21 декабря 1951 года, официально был женат шестнадцать раз. Вдумайтесь: шестнадцать!
Но вот парадокс, достойный сюжета для Рязанова или Данелии - пятнадцать из этих браков были с одной и той же женщиной.
Новиков окончил ВГИК в 1977 году, учился в легендарной мастерской Сергея Бондарчука - того самого, который снял «Войну и мир» и знал толк в эпических масштабах. Возможно, эта школа и научила Владимира не сдаваться, идти до конца, даже если путь напоминает бесконечную петлю.
Со второй супругой Еленой Ивановной актёр прожил более двадцати лет. За это время они расписались пятнадцать раз, развелись четырнадцать и даже венчались. Это уже не просто семейная история - это перформанс, достойный театра абсурда.
Представьте: утром развод, через полгода - снова свадьба, потом опять штамп о расторжении брака. Будто кто-то нажимал на "перемотку" и "повтор" одновременно.
Что это было? Страсть, неспособность жить друг без друга или просто особая форма любви, где расставания - часть ритуала? Может, они каждый раз заново открывали друг друга, как режиссёр монтирует один и тот же материал, находя новые смыслы.
В любом случае, такой брак - это настоящая драма. Не мелодрама, нет. Драма, где нет победителей, но есть упрямое желание остаться вместе, несмотря ни на что.
Детство Новикова тоже было непростым: родители разошлись, когда мальчику было тринадцать. У него была младшая сестра Татьяна. Возможно, ранний развод в семье оставил след - стремление удержать, вернуть, переиграть сценарий. А может, наоборот, научил не бояться расставаний, потому что они не всегда окончательны.
Игорь Старыгин: пять жён и театральная душа
Игорь Старыгин. Родился 13 июня 1946 года в Москве, окончил ГИТИС в 1968 году - курс Василия Орлова.
Его карьера - это география московских театров: с 1968 по 1973 годы играл в Московском ТЮЗе, с 1974 по 1982 служил в театре имени Моссовета, с 1987 по 1995 - в театре-студии «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского, а с 1996 по 2000 - в Московском Художественном академическом театре имени Горького.
Официально Старыгин был женат пять раз. Каждая из этих историй - отдельная глава, где любовь начиналась ярко, но заканчивалась разрывом. Первой супругой стала актриса Людмила Исакова. Их союз распался из-за многочисленных измен Игоря - он не умел хранить верность, как не умеют герои романтических драм, где страсть всегда сильнее долга.
Вторично актёр женился на коллеге Мире Ардовой. Снова театральный роман, снова совместная жизнь на пересечении сцены и быта. И снова причиной развода стали романы на стороне. Как будто Старыгин играл одну и ту же роль - роль человека, который не может остановиться, искателя новых чувств, вечного странника.
В третий раз он связал себя узами брака с танцовщицей Ириной Пуртовой - уже не актриса, другая сфера, другая энергетика. Четвёртой женой стала продюсер Татьяна Сухачёва - деловая женщина, которая, возможно, пыталась внести в его жизнь структуру. Пятой - фотожурналист Екатерина Табашникова. Каждая из этих женщин - разная профессия, разный темперамент. Будто Старыгин искал идеальную партнёршу, пробуя разные амплуа.
Пять браков - это не легкомыслие. Это скорее неутомимая вера в то, что где-то рядом - та самая, единственная. Или же это признание собственной неспособности к монотонности, потребность в смене декораций. Актёр, который прожил жизнь на сцене, возможно, просто не мог жить иначе - без новых ролей, новых партнёрш, новых сценариев.
Михаил Ефремов: пять браков и театральная династия
Михаил Ефремов - актёр театра, кино, телевидения, сценарист, режиссёр и телеведущий. Родился 10 ноября 1963 года в Москве в театральной семье.
Отец - легендарный Олег Ефремов, основатель «Современника» и художественный руководитель МХАТа. Мать - актриса театра «Современник» Алла Покровская. Для Михаила театр - это не профессия, это ДНК, воздух, которым он дышал с рождения.
Был женат пять раз. Первый брак был фиктивным - возможно, студенческая история, штамп ради прописки или какой-то бытовой необходимости. Это не в счёт, это техническая деталь биографии.
Второй супругой стала журналист Ася Воробьёва - женщина из мира слов, близкого к театру, но не театра.
В третий раз Ефремов женился на актрисе Евгении Добровольской - снова коллега, снова человек, понимающий специфику актёрской жизни. Четвёртой стала актриса Ксения Качалина, пятой - звукорежиссёр Софья Кругликова.
Сергей Маковецкий: один брак длиною в жизнь (почти)
Сергей Васильевич Маковецкий - актёр театра, кино, телевидения, озвучивания и дубляжа. Родился 13 июня 1958 года в Киеве. Носит фамилию матери, Анны Маковецкой, потому что отец Василий бросил семью ещё до рождения сына. Это важная деталь - человек, выросший без отца, часто либо повторяет этот сценарий, либо, наоборот, стремится создать крепкую семью. Маковецкий выбрал второе.
Окончил Театральное училище имени Щукина в 1980 году - курс Аллы Казанской.
Познакомился с Еленой, когда ему было двадцать пять - начинающий актёр, полный надежд и амбиций. Елене тогда было сорок два года. Она работала в его театре, была разведена и сама воспитывала сына от первого брака. Разница в возрасте - семнадцать лет. Для многих это было бы препятствием, но не для них.
Маковецкие были вместе больше сорока лет. В этом браке общих детей не появилось, но Сергей стал вторым отцом для сына Елены. Это история верности, редкой в актёрской среде. Это история о том, что любовь - не всегда буря, иногда это тихая гавань, куда возвращаешься после штормов.
Маковецкий не попал в этот список из-за количества браков - он здесь как контрапункт, как напоминание о том, что бывает и по-другому. Что можно встретить человека и остаться с ним навсегда. Что штамп в паспорте может быть один, но значить больше, чем десять.
Андрей Мягков: любовь со второго курса
Андрей Васильевич Мягков - актёр театра, кино и озвучивания, театральный режиссёр, писатель. Наиболее известен по ролям в фильмах Эльдара Рязанова - «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс». Родился 8 июля 1938 года в Ленинграде.
По настоянию отца окончил Ленинградский технологический институт - сначала профессия, потом мечты. Но мечты всё равно победили. Познакомился со своей женой, актрисой Анастасией Вознесенской, в Школе-студии МХАТ, где оба учились.
Будучи студентами второго курса, Мягков и Вознесенская отправились в ЗАГС. С тех пор практически никогда не расставались - разве что когда у Андрея Васильевича были съёмки.
Один брак. Одна женщина. Одна любовь на всю жизнь. Мягков, как и Маковецкий, - исключение из правила. Он не стал героем этого списка из-за количества походов в ЗАГС, но он здесь как символ того, что актёрская профессия не приговор. Что можно сниматься в фильмах о любви и жить в этой любви каждый день.
Их история - это почти сказка, почти «Ирония судьбы» наоборот. Не случайная встреча в чужой квартире, а осознанный выбор, сделанный в двадцать лет и пронесённый через десятилетия. Мягков играл романтических героев, но главную роль своей жизни он сыграл дома, рядом с Анастасией.
Кино учит нас, что любовь бывает разной. Иногда она - взрыв, иногда - тлеющие угли. Иногда - бесконечный круговорот расставаний и воссоединений, иногда - прямая дорога без поворотов. И в каждом случае это настоящее, это жизнь, это то, ради чего стоит вставать по утрам и снова идти - куда бы ни вела дорога. Даже если она ведёт в ЗАГС. В шестнадцатый раз.