Наткнулась в интернете, на одного из экспертов в области логопедии из соседней ветке. Вообще этот специалист заинтересовал меня скорее от того, что у него даже на большие статьи почти нет прочтений. Знаете блогеры дзена часто жалуются, что один блогер, часто крупный из сферы, отбирает показы у других. При этом общий объем подписчиков у блога был вполне себе внушительным. Однако достаточно часто читаю статьи новых, начинающих авторов, что имеют мало подписчиков, но статьи их крутятся куда быстрее и дочитываний набирают хорошее количество. В общем автор заинтересовал меня скорее технической стороной, чем материалом. Вообще с материалом у него было весьма странно. Иногда мне казалось, что статьи написаны если не полностью ИИ, то явно с его помощью. Информация часто клишированная, избитая и взятая из интернета, такое чувство, что самого автора, как практика в ней словно не было, ни его мнения, ни его рассуждения на фоне изученных клинических случаев -ничего. А это старинный момент, поскольку обычно данные критерии видны, даже у начинающих экспертов. Я давно прослыла не самой приятной личностью. И тут много факторов. Во-первых я сама мама ребёнка - инвалида, что прошла все мытарства и испытала всю любовь к "недоспециалистам". моя сфера выбрана мной скорее вынуждено, я не стремилась в неё в раннем детстве и не мечтала о ней. Именно поэтому я крайне жестка в суждениях и мнениях. Потом стаж блогерства тоже накладывает свой отпечаток. Среда Дзена - весьма токсична, если статья заходит, то хэйта не избежать. За годы работы я прекрасно научилась отличать конструктивный хэйт, от не конструктивного, научилась вступать в дискуссии и выводить "хейтеров по принципу, кто первым надел халат, тот и врач на чистую воду", научилась отстаивать свою позицию. Ну и скажем честно, хейтеры, тоже отлично стимулируют, я очень много учусь и продолжаю это делать, поскольку чтобы своё мнение иметь, нужно создать себе базу для построения того самого умозаключения. Так вот не смотря на свою токсичность, я далеко не всегда веду себя именно так. К примеру, я вижу новых молодых специалистов, что реально пытаются изучать тему и пытаются создавать свои, хорошие, на мой взгляд материалы и я всегда поддерживаю таких людей. Хорошо, что они появляются и действительно стараются вникать в проблемы и исследовать их, а не работать под копирку по созданным кем-то протоколам с чем они сами с тем во что они вникать не хотят.
Так вернёмся к теме статьи тот самый автор, чью техническую сторону я наблюдала написал статью об эхолалии, в которой рекомендует подавлять вербальную речь, сформированную подобным образом, пресекать и убирать, сводить на нет патологические речевые конструкции, давайте разбираться откуда он взял данные мысли и насколько они корректны?
Начнём с изучения 2х школ и подходов. Сравним систему западного подхода к коррекции и воспитании особых детей и отечественную систему. Начнем с Западной системы. Под каким девизом там растят сложного ребёнка. Открою горькую правду, там уже много десятилетий если не веков все работает по принципу "жизненного удобства". Никто не планирует класть свою жизнь на алтарь болезни собственного ребёнка. Да, сложный, да, больной. Давайте подлатаем, чтобы ребёнок стал удобным и не мешал родителям жить и работать, не вытягивал их из общества, никак не влиял на модель экономического развития. Давайте создадим АВА терапию- систему гашения нежелательного поведения. Чтобы родителям не приходилось краснеть за своего сложного малыша. Ну вот это непонятное повторение фраз из мультика, отдельных слов фырчание-мычание - это вообще как смотрится, как рядом с таким ребёнком жить, это нужно подавить, убрать, спрятать. Тогда всем будет проще и удобнее и родителям и самому ребёнку, что притихнет в углу. Он получит свою аутистическую изолированность, а они свой покой. Меня удивляет, что об этой мысли не кричат в каждом АВА центре, хотя эта идея лежит на поверхности. В Европе никогда и никого не лечили, там оптимизировали и экономили на психически больных. Америка весело отчитывалась сколько средств на медицинский персонал они сэкономили за счёт повсеместного внедрения трепанации, убивающих волю больных и делающих их удобными и маложивущими. И эти же прекрасные деятели создали АВА терапию и по ней рекомендуют подавлять проявления "нежелательного для родителей боящихся осуждения" повторения речи.
А теперь наш менталитет и отечественный подход. У нас большая и богатая страна. И пусть мы не очень умеем этим богатство распоряжаться, сами по себе ресурсы накладывают отпечаток на менталитет. Западу мы не понятны, и тем самым опасны. Знаете фразу "штепсель американской мечты не подходит к российской розетке", так вот он действительно не подходит. Не будет наш человек счастлив от большого количества денег, не будет он счастлив от "мнимого" принятия обществом, ему важно качество, а не количество, нужна идея и высшая ценность, нужна жертвенность ради настоящих, а не поддельных идеалов, иначе все будет как-то мрачно, скучно и не по нашему. Наши психологи, неврологи и психиатры всегда хотели лечить, а не зарабатывать. Ни в угоду удобства семьи, а в угоду самого пациента. Да, и семья не ждала удобства, она хотела реально помочь родному человеку, даже если эта помощь дастся не легко и ради неё придётся много чем пожертвовать. Наши советские учёные трепанацию опробовали, и пришли в ужас. Да, пациент становился покладистым, но не от положительной, а от резко отрицательной динамики. Тут же данные методики были осуждены и запрещены к применению на нашей территории. Не понятно почему сейчас полностью потерян данный контроль и и западные "технологии" подобного ключа тянут к нам с удвоенной силой. Но вернёмся к сути, нарушениям речи на базе патологий мышления. Так вот в системе отечественной логопедии, ни в коем случае нельзя подавлять и пресекать патологическую речевую активность. Более того, ни один логопед афазиолог не сможет исправить речь, без речи. Скажите, но какая же речь - эхолалиия, она же не нормальная - так вот это речь, и речевая активность, пусть и патологическая. Самая большая проблема клинического логопеда - молчащий, аутичный пациент. Сидящий в углу и крутящий в руках предметы, удобный, но безнадёжный. Первое, что начинает делать клинический логопед, это растормаживать речь, расторможенная речь всегда бессвязна, богата эхолалией и логореей, но это речь, это речевая активность с которой уже можно работать. Пациент становится ярким и неудобным, из него льется бессвязный поток, но это путь к восстановлению. Теперь на этот поток специалист будет применять рабочие приёмы, адаптировать поток в жизнь. Эхолалия уйдёт сама, я уже много раз наблюдала это у своих маленьких пациентов. И это дети далеко не 2х лет. Есть еще одна патологическая форма - эхопракися, повторения праксиса речи и опять же залипание ребёнка на определённом звуке, но и это не нужно подавлять, это тоже нужно адаптировать.
Мне порой просто страшно, что творится в логопедической сфере, ну как можно настолько не иметь критического мышления к изученному материалу. А ведь это практики, люди со стажем, кто работает с детьми не первый год. Работают по АВА протоколам в России? Мне кажется А.Р. Лурия в гробу бы перевернулся увидь он такую "полезную" коррекцию эхолалии. Да, союз распался, но мы люди со своим менталитетом остались. Пора уже хоть немного включать голову, а не заниматься зарабатыванием капиталов, ну уж точно не в сфере больных детей.
В АВА Есть хороший приём преобразования эхо фразы, помогающий её разрезать. Обычно специалист цепляется за существительное, выделяет его из потока и даёт на него нагрузку - хороший прием. Но опять же, не системно, не от азов к выходу из нарушения, скорее для удобства, чтобы хотя бы что-то донести до ребёнка на базовом уровне.
Как мыслящие "специалисты" мы должны изучить разные течения и идеи, осмыслить их, практиковать. ( Даже по лечебной трепанации в СССР провели исследования). Нельзя же как попугаи, бездумно, внедрять приёмы целиком не понимая зачем и для чего они нужны, с какой целью создавались.
В общем с одной стороны я радуюсь за сферу, что моя тематика становится близка не только мне, а с другой мне грустно, что ярких представителей в сфере мало, и они теряются среди тех, кто пришёл не думать, мыслить и создавать, а окупать и приумножать доход.
Я ведь, когда-то работала в банке, гоняла миллионы и миллиарды по счетам, общалась с людьми скажем так, относительно успешного финансового круга. Да и сейчас общаюсь, и связи остались. Так вот, господа, скучно все это. Мне, как русскому человеку, скучно. Открою «доступную разуму» тайну капиталы не приносят счастья даже самим капиталистам. Наши олигархи не особо испытывали восторг от очередного миллиарда. Связи это хорошо, недавно мой хороший знакомый, сын олигарха, дал мне телефон своего подчиненного в области айти, чтобы тот помог мне при помощи искусственного интеллекта нарисовать картинки со сложным оптическим запросом, для подключения критического мышления ребят с аутизмом. Мне весьма неплохо помогли, по старой дружбе. Как появится время буду осваивать новые программы. Вот это реально важно, и это реально нужно, и сейчас я чувствую себя на своём месте. Пожалуйста, занимаясь логопедией и дефектологией не забывайте об этом! Наша сфера не та в которой можно быть беспечными, не та что служит монетизации, наша сфера создана, чтобы помогать, путь эта помощь и не всегда лёгкая и приятная. Мы не создаём волшебную таблетку, мы лечим болезни принимая их, во всей сложности недуга.
ПС. Недавно ко мне обратилась мама ребенка с диспраксией. "Как исправить недуг"?- Спросила она. В форумах предлагают западные методики, что реализуются только там и стоят тысячи долларов. Когда-то, когда я сама была мамой сложного ребёнка мне тоже рассказывали отличие западного томатиса от нашего, как творящего чудеса. А эффект, какой? Спросила я тогда? Ребёнок тяжёлый, стал издавать звук шшшш, после терапии в несколько миллионов, ещё на те, а не современные, деньги. Правда потом этот звук пропал, но мама поедет снова... Я тут оставлю без комментариев, поскольку можно еще пару статей написать на данную тему. В соседней ветке есть логопед Лариса Геннадьевна Нуриева и у неё постановка речевых укладов и выход из диспраксии дан в видео и совершенно бесплатно! И ко мне идут родители, что поставили по её видео и запустили речь. И это не реклама, это мой личный опыт и мнение. Мои укладки так же бесплатно описаны в диссертации, они немного другие, но суть одна.
Мы ж не звери, я сейчас буду выпускать курс и постараюсь сделать его доступным в том числе и по цене. Не потому что мне не нужны деньги, а потому что я работаю с семьями в которых растут дети - инвалиды и я не хочу, чтобы люди брали на это кредит. Мы живём в хорошей стране, среди людей, пора бы начать уважать наш менталитет, и развивать пытливость ума, и душевную простоту, которой мы так славимся. Пора брать лучшее из нашего опыта и базы и ценить это!
А что думаете Вы по данному поводу?
Я в социальных сетях.
ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups
Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova
МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.