Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

В Москве опять отменяют трамваи, но в этот раз - по хорошему поводу. Из-за новой беспроводной линии маршрут № 9 уходит в историю!

17 декабря в Москве грохнули очередной маршрут электротранспорта: под раздачу попал трамвай № 9, который работал с сентября 2012 года и соединял МИИТ со станцией метро Белорусская. В сегодняшней заметке я хочу зафиксировать историю этого маршрута и показать вам сделанные мной собственноручно фотографии, которые уже стали историческими и теперь можно глазеть на них и ностальгировать о том, как похорошела Москва при Собянине. Итак, в июне 2008 года из-за строительства делового центра у метро Белорусская было закрыто трамвайное кольцо, и Лесная улица осталась без трамваев - маршруты 7 и 19 стали ходить до метро Новослободская. Я тогда не посещал Лесную улицу целенаправленно, но пару раз бывал там проездом со своей мыльницей и сделал фотографии, которые изначально были так себе, а потом я ещё и криво сжал их, уничтожив качество... Хорошо, что не удалил, ведь теперь они стали исторической ценностью. Четыре года трамвайные пути лежали на Лесной улице без дела, а 22 сентября 2012 движение тра

17 декабря в Москве грохнули очередной маршрут электротранспорта: под раздачу попал трамвай № 9, который работал с сентября 2012 года и соединял МИИТ со станцией метро Белорусская. В сегодняшней заметке я хочу зафиксировать историю этого маршрута и показать вам сделанные мной собственноручно фотографии, которые уже стали историческими и теперь можно глазеть на них и ностальгировать о том, как похорошела Москва при Собянине.

Итак, в июне 2008 года из-за строительства делового центра у метро Белорусская было закрыто трамвайное кольцо, и Лесная улица осталась без трамваев - маршруты 7 и 19 стали ходить до метро Новослободская.

Татры Т3 № 2817 и 2911 в моей любимой бело-жёлтой окраске на конечной останвоке Лесная улица. Лето 2008.
Татры Т3 № 2817 и 2911 в моей любимой бело-жёлтой окраске на конечной останвоке Лесная улица. Лето 2008.

Я тогда не посещал Лесную улицу целенаправленно, но пару раз бывал там проездом со своей мыльницей и сделал фотографии, которые изначально были так себе, а потом я ещё и криво сжал их, уничтожив качество... Хорошо, что не удалил, ведь теперь они стали исторической ценностью.

Четыре года трамвайные пути лежали на Лесной улице без дела, а 22 сентября 2012 движение трамваев было восстановлено. Вместо разворотного кольца была использована схема "Челночного движения", аналогичная метрополитену: поезд заезжает в тупик, водитель переходит в другую кабину и едет в обратную сторону. Чтобы запустить всё это хозяйство, на Московском трамвайно-ремонтном заводе взяли несколько старых чехословацких Татр и переделали их в трамваи МТТА-2, у которых двери были с обеих сторон и которые сцеплялись по системе многих единиц попой к попе. Возобновлённый маршрут получил номер 9. Вот несколько фотографий, сделанных в день возобновления трамвайного движения на Лесной улице.

А рядом с Лесной улицей располагался 4-й троллейбусный парк. Он был таким маленьким, что все троллейбусы не помещались на его территории, и их приходилось ставить на окрестных улицах на радость транспортным фанатам. Когда среди них я сфотографировал редкий грузовой троллейбус КТГ-2 киевской сборки в стильной окраске, радости у меня были полные штаны!

Впоследствии двухсторонних МТТА-2 было построено более 30 штук и они попадались не только на 9 маршруте, но и на некоторых других, обслуживаемых трамвайным депо имени Баумана. А в 2017 году у Белорусского вокзала появилось разворотное кольцо, необходимость в двухголовых поездах отпала, и красивые Татры разбрелись вообще по всей Москве. Теперь их можно было увидеть даже на Варшавском шоссе! Листайте.

После продления трамвайной линии к Белорусскому вокзалу с созданием там разворотного кольца место МТТА-2 на 9 маршруте заняли "Морковки", они же КТМ-23. Листайте.

И вот, нам сообщают, что 17 декабря 2025 маршрут трамвая № 9 отменяется, но, к счастью, повод хороший: вместо него теперь будет курсировать "пятёрка" от Белорусского вокзала до Рижского по восстановленной трамвайной линии на Трифоновской улице, а КТМ-23 уступят место "Львятам", которые по восстановленному участку на Трифоновской улице и по кольцу у Рижского вокзала будут ехать на аккумуляторах.

Аккумуляторный Львёнок на Комсомольской площади. Октябрь 2025
Аккумуляторный Львёнок на Комсомольской площади. Октябрь 2025

Сам я ещё не посетил новую трамвайную линию, но фотографировал Львят на маршруте № 90, который недавно превратился в гигантский распиаренный Т1. Кто-то критикует эту затею московских властей, а я лично поддерживаю! Пускай развивают, пускай пиарят трамвай, ведь для города это самый лучший вид общественного транспорта! При грамотной организации трамвай способен заменить даже метрополитен.

-8

Спасибо, конечно, Собянину с Ликсутовым за новый маршрут, за восстановление уничтоженной Лужковым трамвайной линии, ведь для нашего города это очень полезное направление развития. Но закрытие троллейбуса и снос десятков исторических домов, а также застройку Москвы всяким архитектурным мусором лично я всё равно буду держать в уме, и вам об этих безобразиях забывать не советую.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Пишите комментарии и ставьте пальцы вверх - вам не сложно, а каналу это поможет в продвижении по дебрям рекомендательной ленты Дзена.

До скорого!