Найти в Дзене
School of Education

💡 Образование как бизнес: 6 критериев успешного образовательного продукта

Как управленческие решения влияют на жизнеспособность образовательных программ? Почему одни программы становятся элементами образовательной системы, а другие остаются краткосрочными инициативами? Чтобы ответить на эти вопросы, мы взглянули на создание образовательных продуктов как на административную задачу и определили 6 принципов устойчивого продукта: 1. Актуальность для целевой аудитории Для руководителя образовательной организации важно видеть продукт не абстрактно, а через призму конкретной аудитории: учащихся, родителей, взрослых слушателей или корпоративных партнеров. Устойчивый продукт решает понятную задачу и встроен в образовательный контекст. При этом массовость не является обязательным условием: нишевая программа может быть экономически оправданной при небольшом наборе, если корректно рассчитана модель и выбрана аудитория. Какие управленческие вопросы стоит задать на старте? 🔵для кого предназначена программа; 🔵какую проблему она решает; 🔵какую практическую ценность

💡 Образование как бизнес: 6 критериев успешного образовательного продукта

Как управленческие решения влияют на жизнеспособность образовательных программ? Почему одни программы становятся элементами образовательной системы, а другие остаются краткосрочными инициативами?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы взглянули на создание образовательных продуктов как на административную задачу и определили 6 принципов устойчивого продукта:

1. Актуальность для целевой аудитории

Для руководителя образовательной организации важно видеть продукт не абстрактно, а через призму конкретной аудитории: учащихся, родителей, взрослых слушателей или корпоративных партнеров.

Устойчивый продукт решает понятную задачу и встроен в образовательный контекст. При этом массовость не является обязательным условием: нишевая программа может быть экономически оправданной при небольшом наборе, если корректно рассчитана модель и выбрана аудитория.

Какие управленческие вопросы стоит задать на старте?

🔵для кого предназначена программа;

🔵какую проблему она решает;

🔵какую практическую ценность получает обучающийся.

2. Окупаемость и маржинальность

С точки зрения управления важно различать востребованность и финансовую эффективность. Программа может быть популярной, но убыточной, если не учтены затраты на ее реализацию.

Что учитывать в юнит-экономике:

🟣 разработку и обновление контента;

🟣нагрузку преподавателей, тьюторов, кураторов;

🟣расходы на платформы, администрирование и маркетинг;

🟣сопровождение обучающихся и работу с обратной связью.

Без этого невозможно принимать обоснованные решения о масштабировании или изменении формата.

3. Метрика «путеводной звезды» (North Star Metric)

Это главный ориентир — зачем вы вообще запускаете продукт? Это может быть процент трудоустройства, узнаваемость бренда, повторные покупки или, например, доход от одного пользователя. Без NSM сложно управлять продуктом: нет понимания, куда его развивать, на чем делать акцент и как приоритизировать ресурсы.

4. Удовлетворенность обучающихся

Студенты оценивают не только пользу, но и ощущения от процесса обучения. Даже если курс приносит прибыль, он может «проседать» в удержании, NPS или отзывах.

Для руководителя важно управлять не только содержанием, но и:

🟢доступностью и понятностью процесса;

🟢системой сопровождения;

🟢ощущением прогресса у обучающихся;

🟢общей образовательной средой.

5. Управление рисками

Образовательный продукт всегда связан с рисками: техническими, юридическими, репутационными. Использование нестабильных платформ, устаревших материалов или некорректной документации может привести к жалобам, возвратам и проверкам.

С управленческой точки зрения важно:

🟣закладывать риски на этапе проектирования;

🟣 регулярно обновлять содержание;

🟣обеспечивать соответствие нормативным требованиям.

6. Связь с целями организации

Программа должна быть встроена в общую стратегию организации: поддерживать развитие бренда, усиливать ключевые направления, снижать отток или формировать кадровый резерв.

Даже финансово успешный продукт может быть управленчески неэффективным, если он не создает долгосрочной ценности и отвлекает ресурсы.

На программе «Управление и лидерство в образовании» мы работаем с образовательным продуктом как с управленческим объектом: тем, что одновременно влияет на качество обучения, устойчивость команды и финансовое состояние организации.

Узнать больше