Советское кино любило крупные планы, но редко задумывалось о масштабах фигуры. Камера ловила взгляд, жест, паузу - и в этом магическом пространстве кадра рост актрисы становился чем-то второстепенным, почти невидимым.
Но стоило выключить свет в павильоне, как реальность возвращалась: эти женщины были выше большинства коллег-мужчин, выше режиссёров, выше среднестатистического зрителя.
Их 176-180 сантиметров - это не просто анатомия, это особая оптика существования, когда ты всегда на виду, всегда чуть выше толпы, всегда немного другая.
Поговорим о пяти актрисах, чей рост мог бы стать проблемой, но стал частью легенды.
Фаина Раневская - 180 см: монумент, который научился смеяться
Фаина Георгиевна Раневская, урождённая Фанни Гиршевна Фельдман, родилась 27 августа 1896 года в Таганроге, в состоятельной еврейской семье. Её рост - 180 сантиметров - в начале XX века был почти аномалией для женщины.
Представьте: Мариинская женская гимназия, уроки музыки и вокала, иностранные языки, частная театральная студия Ягелло - и над всем этим изящным образованием возвышается долговязая девушка, которая явно не вписывается в стандарты женственности той эпохи.
1913 год. Раневская смотрит «Вишнёвый сад» в Московском художественном театре - и это как удар молнии. Она видит Раневскую, чеховскую героиню, разорённую помещицу, женщину, которая теряет всё, но не теряет достоинства.
И Фанни Фельдман решает: вот оно, моё имя, мой псевдоним, моя судьба. В этом выборе - весь характер будущей актрисы: взять фамилию проигравшей аристократки и сделать её символом победы.
В 1915 году она, вопреки воле семьи, переезжает в Москву. Дебют - в подмосковном Малаховском летнем театре, место не самое престижное, но начало положено.
Дальше - Камерный театр (1931-1935), Центральный театр Красной армии (1935-1939), Московский театр драмы (1943-1949) и, наконец, Государственный академический театр имени Моссовета (1949-1955, 1963-1983), где она проработает с перерывами два десятилетия.
Раневская - это случай, когда рост работает не против, а на актрису. Её фигура, её голос, её манера держаться создавали эффект монументальности. Она могла одной репликой остановить сцену, одним взглядом заморозить партнёра.
Народная артистка СССР с 1961 года, она умела превращать второстепенные роли в события. Её острословие стало легендой, а цитаты разлетелись на афоризмы. Раневская доказала: когда ты такая высокая, нужно научиться смеяться первой - над собой, над миром, над абсурдом бытия.
Ирина Розанова - 180 см: трагедия в современном формате
Ирина Юрьевна Розанова родилась 22 июля 1961 года в Пензе, но детство прошло в Рязани, куда семья переехала в начале 1962-го.
Родители - актёры Юрий Павлович Розанов (1927-2010) и Зоя Васильевна Белова (1927-2015) - так что театр был в крови. В 1984 году она окончила ГИТИС, курс Олега Ремеза, и начала путь, который приведёт её к званию народной артистки РФ в 2007 году.
Её театральная карьера - это постоянное движение, поиск, невозможность остановиться: театр имени Владимира Маяковского (1984-1988), театр-студия «Человек» (1988-1990), театр на Малой Бронной (1991-1998), «Ленком» (1998-1999). Среди ролей - Ира в «Блондинке» по Володину, Изабелла в «Иллюзии» по Корнелю, Елена Андреевна в «Лешем» по Чехову, Настасья Филипповна в «Идиоте» по Достоевскому.
Настасья Филипповна. Эта роль - ключ к пониманию Розановой как актрисы. Достоевский создал героиню, которая слишком красива, слишком умна, слишком гордая для того мира, в котором оказалась.
Розанова со своими 180 сантиметрами физически воплощает эту «слишком»-ность. Она играет женщин, которые не помещаются в рамки, которые всегда немного выше, острее, трагичнее, чем ожидается.
Личная жизнь Ирины Розановой складывалась драматично - три официальных брака (с режиссёром Евгением Каменьковичем, продюсером Тимуром Вайнштейном и кинооператором Григорием Беленьким) и два серьёзных гражданских союза с режиссёрами Дмитрием Месхиевым и Бахтиером Худойназаровым.
Пять мужчин, все - люди искусства, все - сильные личности. И в этой череде отношений проступает судьба актрисы, которая не умеет быть маленькой, незаметной, удобной. Она слишком высокая для компромиссов.
Ольга Кабо - 180 см: универсальный солдат советского и российского экрана
Ольга Игоревна Кабо родилась 28 января 1968 года в Москве, в семье инженеров Игоря Яковлевича и Аиды Николаевны Кабо.
Её биография - это история человека, который успел всё: в 1985 году окончила специализированную школу с театрально-литературным уклоном при Щукинском училище, в 1989-м - актёрский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой), а в 2002 году, уже будучи известной актрисой, получила диплом исторического факультета МГУ.
Кабо - это тип советской, а потом российской актрисы-универсала: она играет в театре, снимается в кино, работает каскадёром, поёт. В 2007 году дебютировала как певица с песней «Я не солгу» композитора и поэта Елены Суржиковой.
С 1989 по 2002 год - актриса Центрального академического театра Российской Армии. Роли: Нина в «Маскараде», Беатриче в «Много шума из ничего», Вера Филипповна в «Сердце не камень», Элиза в «Скупом», Дездемона в «Отелло». С 2002 года - в театре имени Моссовета: Фелисьяна в «Учителе танцев», Роксана в «Сирано де Бержерак», Кира Августовна в «Серебряном веке».
Обратите внимание на Роксану. Это героиня, которую любят два гения - поэт Сирано и красавец Кристиан. Но Роксана сама - фигура масштабная, женщина, которой нужен идеал, соединение ума и красоты. Кабо со своим ростом воплощает эту требовательность, эту невозможность довольствоваться половиной мечты.
Кроме сцены, Кабо создаёт литературно-концертные программы: «Я искала тебя» о Марине Цветаевой, «Память о солнце» об Анне Ахматовой, «...И мой Пушкин». Она читает поэзию так, будто проживает чужие жизни, и её рост в этих моноспектаклях работает как визуальная метафора - она возвышается над залом, как возвышались эти поэты над своей эпохой.
Людмила Чурсина - 177 см: аристократка советского экрана
Людмила Алексеевна Чурсина родилась 20 июля 1941 года в Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан). В 1963 году окончила Театральное училище имени Щукина, и началась карьера, которая принесёт ей звание народной артистки СССР в 1981 году.
Её театральный путь - это маршрут по главным сценам страны: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова (1963-1965), Ленинградский театр драмы имени Пушкина (1974-1984), а с 1984 года - Центральный театр Советской Армии, ныне Центральный академический театр Российской Армии.
Роли Чурсиной - это галерея сильных, трагических, надломленных женщин: Настасья Филипповна в «Идиоте» по Достоевскому (1984), леди Макбет в «Макбете» Шекспира (1986), Мария Фёдоровна в «Павле I» по Мережковскому (1989). 177 сантиметров - это не просто рост, это королевская осанка, это способность держать сцену силой присутствия.
Леди Макбет - пожалуй, самая показательная роль для понимания того, как работает высокий рост в трагедии.
Шекспировская героиня - это воплощение амбиции, жажды власти, готовности переступить через всё.
Чурсина со своей статью, фигурой, голосом создаёт образ женщины, которая физически доминирует над мужем, толкает его на преступление, а потом сходит с ума от невыносимости содеянного. Рост здесь становится частью трагедии - чем выше взлетела, тем больнее падение.
Зинаида Кириенко - 176 см: тихий Дон и шумная жизнь
Зинаида Михайловна Кириенко, урождённая Зинаида Георгиевна Широкова, родилась 9 июля 1933 года в Махачкале. В 1958 году окончила ВГИК, мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В 1959-1960 годах работала в Московском драматическом театре на Малой Бронной, в 1961 году перешла в Государственный театр киноактёра. В 1977 году получила звание народной артистки РСФСР.
Всесоюзную известность принесла роль Натальи в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Наталья Коршунова - жена Григория Мелехова, женщина, которую не любят, но которая любит отчаянно, безнадёжно, до смерти. Кириенко играет эту обречённость с пронзительной простотой.
Её 176 сантиметров здесь работают на контрасте - казачка, степная женщина, крепкая, статная, но внутри - хрупкость, незащищённость, тоска по невозможному счастью.
Кириенко снималась в картинах «Судьба человека», «Любовь земная», «Два капитана», «Лекарство против страха», «Любить по-русски 2» и других. В начале 2000-х сыграла в фильмах «Мой дух к Юрзуфу прилетел» (2000), «Письма к Эльзе» (2002), «Глубокое течение» (2005), «Счастье по рецепту» (2006), «Одна любовь души моей» (2007).
Интересная деталь: в «Любить по-русски 2» её героиня носила имя Зинаида Георгиевна Широкова - актриса взяла для персонажа своё настоящее имя, отчество и фамилию родного отца.
Это редкий случай, когда вымысел и реальность сплетаются так тесно, что граница стирается. Кириенко всегда была исполнительницей песен и романсов, её голос - низкий, грудной, с надрывом - идеально соответствовал её росту и фигуре.
Она была однокурсницей Людмилы Гурченко, Натальи Фатеевой и Виталия Матвеева - легендарный курс, давший советскому кино целое созвездие звёзд. Скончалась Зинаида Михайловна 12 февраля 2022 года в Москве в возрасте 88 лет, пережив эпоху, которую сама помогала создавать.
Они играли королев и простых женщин, трагических героинь и комедийных персонажей, но всегда - с достоинством, с силой, с тем особенным присутствием, которое невозможно подделать. Они были выше - во всех смыслах.