Преподаватели-практики РКИ для детей, работая по известным пособиям, рано или поздно касаются грамматики на своих уроках: "голубое платье - Катя в голубом платье" - послушали, прочитали много раз, обсудили одежду свою, других детей, игрушек, поиграли, много раз повторили, всем всё понятно, кажется, что материал полностью усвоен. Через неделю — ноль. Знакомая картина? Почему так? Нейролингвистика даёт чёткий ответ. Моя практика: У меня есть одна ученица. Когда ей было 10, мы брали правила, старались делать задания на грамматику - она делала, играли, повторяли, я думала, что правила она усваивает, но она все постоянно забывала и не использовала правила в своей речи, или использовала, но неверно. Я не понимала, что я делала не так.
Давайте рассмотрим особенности развития детишек разных возрастов "по науке" и я поделюсь наблюдениями из своей практики.
Дошкольный возраст (до 7 лет): мозг запоминает морфемы целиком. Мозг дошкольника не способен усвоить абстрактные понятия, запомнить чередование гласных звуков в конце слова. Дети воспринимают морфемы целиком. Их мозг ещё не готов делить слово на части, выхватывать окончания и анализировать, почему они меняются в зависимости от контекста, от сочетания с другими словами или от их роли в предложении. Но ведь, тогда речь будет безграмотная, будут ошибки! Игнорируем ошибки и ни в коем случае не исправляем, ведь работая с малышами, для нас главное — расширение лексического запаса. Конечно, род, число мы вводим, но только на уровне представлений через многократные повторения (песни и карточки в помощь) — и словарь растёт естественно и активно. Нейропластичность на пике делает этот период золотым для фонетики, но губительным для внедрения таблиц окончаний. Моя практика: С малышами - чистая иммерсия. Обогащение словаря. Результат: они говорят свободно (но неправильно), морфемы в активном запасе, ошибки я не исправляю. Не всегда их речевой аппарат готов четко произносить все звуки в словах, меня интересуют только морфемы, чем больше слов, тем лучше. Самый благоприятный возраст для запоминания новых слов.
Младший школьный возраст (8–12 лет): пробуждение анализа через игру. С 8 лет мозг начинает "чувствовать" паттерны. Пик имитации сочетается с первыми озарениями: ребёнок видит закономерности и сам их группирует, возможно даже использует в своей спонтанной речи. Но формулировать правило, читать таблицы пока рано — это убивает мотивацию. Префронтальная кора ещё не готова к метаязыку, но паттерны усваиваются блестяще. Моя практика: 10–15 карточек — книга — книги, один стол — столы, ручка — ручки; песни, которые ребенок уже самостоятельно читает и учит стихи наизусть, в которых много раз повторяются конструкции типа: "едут медведи на велосипеде, едут коты в жёлтом такси, едут раки на большой собаке, слон - на скейтборде, пчела на носу..." и т.д. Поём, учим наизусть, как "ветер с моря дул...". Без тестов или заданий на раскрытие скобок, красных ручек и подсчета ошибок — только наблюдение, похвала и огромное количество наглядности. Ошибки — норма обучения, их исправление демотивирует. Нейролингвисты сходятся: подростки осваивают метаграмматику надёжно, когда развивается рефлексия. Ранние таблицы вызывают когнитивную перегрузку, механическое запоминание и быстрое забывание.
Подростковый возраст (13+ лет): пора системного анализа и таблиц. Наконец-то! С 12–13 лет префронтальная кора дозревает для абстракций. Благоприятный период для склонений, согласований: мозг стабильно держит систему. Богатый словарь, который мы расширяли с 5 до 12 лет, позволяет правилам "прилипнуть". Моя практика: Сейчас моей ученице, о которой я писала выше, сейчас 14 лет, и мы уже целый год идём по учебнику РКИ для взрослых. Начали его, когда ей было 13. Мы буквально заново начали грамматику, как будто никогда её не изучали. Сейчас она не просто с легкостью и небывалой осознанностью усвоила правила, она использует правильные конструкции в своей спонтанной речи и может объяснить, почему она использовала тот, или иной падеж.
Подведём итоги?
Грамматику в РКИ для детей вводим поэтапно, ориентируясь на мозг.
До 7 лет: Иммерсия морфем.
8–12 лет: Индуктивные паттерны.
13+ лет: Дедуктивная грамматика.
Конечно, все дети разные, пишите в комментариях, с чем согласны, с чем нет. Всем добра!