Наверное, нет на свете ни одного другого авиаконструктора, которого так много и незаслуженно критиковали, как Яковлева.
Чем только его не пеняли и что только ему не вменяли:
и что должность замнаркома (по‑современному — замминистра) он получил слишком рано — в 34 года;
и что самолёты его были «не очень»;
и что он был виновен в невыпуске многих перспективных летающих машин других конструкторов;
и что, пользуясь «служебным положением», продвигал только свою авиатехнику (40 тыс. «яков» разных моделей за годы войны — серьёзный довод, даже 109-й «мессер» серьезно отстал);
и в фактическом разгроме КБ Поликарпова и его преждевременной смерти он был виновен;
и генерал‑полковника он получил ни за что и тоже слишком рано (в 39 лет) - ведь даже «сам» Туполев войну закончил только генерал‑майором (хотя мы знаем почему);
и к «авиационному делу» он якобы приложился, когда практически всё руководство НКАП (МАП) отправилось на «отсидку»
— и так далее, и тому подобное.
Большинство всех этих «обвинений» — просто мифы, родившиеся пером борзописцев в эру «перестройки и гласности».
Но никто из «хулителей» не отрицает главного: Яковлев был гениальным авиаконструктором, и большинство его машин были не просто выдающиеся, но и опередившие время.
Кстати, от должности заместителя министра Яковлев отказался ещё в 1946 году, чем несказанно удивил Сталина. Основание — хотел сконцентрироваться на конструкторской работе, а не на чиновничье‑бюрократической рутине в министерстве. Сталин доводы выслушал и просьбу авиаконструктора удовлетворил. В конце концов, лучше хороший авиаконструктор, чем плохой аппаратчик. Верно?
Но сейчас поговорим только об одной его машине — малыше Як‑12. Тем более и повод есть: в издательстве Константина Удалова вышла замечательная книга об этом самолёте.
Чем же так знаменит и интересен Як‑12? Начнём с того, что Яковлев начинал свою конструкторскую биографию именно с лёгких и учебных самолётов. На его знаменитых «утятах» (так называли его учебные УТ‑1, УТ‑2) выросло не одно поколение лётчиков. В конце 1930‑х — он перешел на истребители. После войны — на реактивную технику.
Почему же он опять в послевоенное время вернулся к теме учебных и легкомоторных самолётов? Трудно сказать. Наверное, ностальгия. Ведь каждому хочется снова вернуться в молодые годы, тряхнуть стариной. Так и появились замечательные самолёты: Як‑11, Як‑12, Як‑18 — и много позже другие подобные.
Як‑12 здесь стоит особняком. Архаичный По‑2 (У‑2), хотя и был самолётом‑легендой, не соответствовал задачам. Маломощный, тихоходный, он был хорош в 1920‑х годах, но в послевоенное время не отвечал требованиям времени.
Яковлев создал самолёт другого уровня. Да, он взял тот же проверенный и массовый М‑11, но в форсированной модификации двигатель выдавал уже 160 лошадиных сил вместо 100 «лошадок» у прежнего варианта. Кабина уже была закрытой; вместо устаревшего биплана — моноплан‑высокоплан. По всем параметрам это была более современная машина.
Самолёт получился удачным. Было построено почти 5 тысяч — что неплохо. Строился он до конца 1960‑х годов, а по лицензии в Китае и Польше — ещё дольше.
Этот самолёт ещё летает в некоторых аэроклубах и имеется в частных коллекциях.
Для своего времени это был универсальный солдат, рабочая лошадка.
Кстати, Як‑12 был и кинозвездой. Он активно участвовал в съёмках фильмов, изображая разные самолёты.
Самые известные его роли такие:
• в фильме «Последний дюйм», где Як‑12 «играл роль» Taylorcraft Auster;
• в фильме «Освобождение», где Як‑12 изображал немецкий Fi‑156 «Шторьх». В аутентичной окраске Люфтваффе самолёт смотрелся очень похоже, когда отряд Отто Скорцени освободил Муссолини и вывез его из заточения.
Кстати, действие рассказа Джеймса Олдриджа, по которому в СССР сняли одноимённый фильм, проходило в египетской Хургаде. Тогда это была небольшая рыбацкая деревушка на пустынном берегу Красного моря.
И пару слов о новой книге К. Удалова. Это фактически яркий красочный альбом с массой фотографий, рисунков, схем окрасок и чертежей. Для любителя авиации будет хорошим подарком. Порадуйте себя под Новый год!