ВСТУПЛЕНИЕ
Буквально на днях, бегая по дорожке в спортивном клубе, услышал за спиной довольно громкую беседу двух мужиков:
- Блин какое же "гумно" у нас снимают, ну что ж такое!
- Да, точно! Вот ты смотрел последний фильм "Название фильма"?
- Нет, а что за фильм?
- Да вот, про "сюжет фильма", 10-го года...
- Нет, я вообще российское кино не смотрю...
Вот и поговорили... Знаете это как случай в Политбюро в советское время, когда один из выступающих громогласно произнес:
"Я Пастернака конечно не читал, но скажу!"
Так и здесь. Ну что греха таить любят наши люди самих себя поругать и обесценить, в особенности почему-то поколение старшее (уж извините). Захотелось мне объяснить коллегам по спортивному снаряжению, что вы хотя бы кино посмотрите или на съемках хоть раз побывайте, посмотрите как люди впахивают, да думаю лучше еще подход сделаю, да может моему читателю лучше что-то интересное поведаю. На размышление, так сказать.
И сегодня мы поговорим не о том "плохое" у нас кино или хорошее, а о том в каких различных условиях развития стоит российский и американский кинематограф. Поехали!
ПОГОДА
Неожиданно, да?
Действительно погодные условия играют огрооомную роль в качестве и скорости кинопроизводства. Связано это с тем, что какой бы фильм вы не посмотрели, но натурные съемки (то есть на улице, природе) занимают как правило около половины фильма, а то и больше. Зрителям в принципе нравится смотреть на красивую природу, пейзажи и т.д.
А теперь вспомните погоду в наших широтах. Если мы, например, хотим "красиво поснимать" в Москве, то сколько у нас есть времени? Ну где-то с мая по сентябрь, в лучшем случае октябрь. И даже в это время у нас достаточно короткий световой день.
Расходы техника
Возьмем для сравнения Майами
То есть снимай сколько твоей душе угодно! И таких городов в США уйма: Чикаго, Нью-Йорк, Остин, Альбукерке...
Вы мне скажете, а как же Сочи? Товарищи, а вы там были? В Сочи и летом можно приехать отдыхать и просидеть почти весь отдых в номере. К тому же, если вы захотите поснимать кино в Сочи, вы столкнетесь с другой проблемой:
КИНО-ТЕХНИКА
Страна у нас большая, но профессиональной техники не так чтобы много. Основные ренталы (арендодатели съемочного оборудования) находятся у нас в Москве. И в Москве их много. В Питере... чуть поменьше. А вот в других городах...
Помню, мы приехали в 2021 году снимать в Сочи. Посмотрели, вроде есть сайты по аренде камер и света. И приехали. Благо съемка была не супер коммерческая. Ибо один сайт нам не ответил, другие уже давно съехали а третьи сказали - неее, мы вам на локацию не повезем, далеко... Сами приезжайте! А кто был в Сочи знает - это вам не доставка из Маркета, чтобы в Сочи куда-то доехать - это пробки и порой перекрытия дорог.
Вообщем нашли в итоге у мальчика-частника, который просто держит у себя дома камеру и по кайфу снимает "для себя"...
В штатах, как вы сами понимаете, технику можно найти в каждом закоулке, потому что ее там производят! Соответственно: пришла в голову идея, собрали друзей, взяли камеру и пошли снимать! И тут мы приходим к третьему понятию.
ИНФРАСТРУКТУРА
Про то, что техники маловато на всю страну, в целом вопрос можно решить. все просто везут огромные коробы из Москвы. Но ты имея в наличии хорошую камеру, не можешь снимать скажем так... где хочешь. У нас практически везде, где бы ты не снимал, тебе нужно разрешение, иначе к тебе подойдут охранники, полиция или местный, которому что-то не нравится. Следовательно ты тратишь огромное количество сил на утверждения, разрешения и прочее. И постепенно силы на твое кино заканчиваются. И зачастую тебе приходится полагаться на...
РУССКИЙ АВОСЬ
В американском кино каждый человек на съемочной площадке имеет одну функцию. Одну! Не две, не сорок две, а всего лишь одну. То есть, грубо говоря, если один пишет фломастером, то колпачок от него закрывает уже другой. Если "хлопушка" (ассистент режиссера) хлопает, то он хлопает. Не приносит кофе, не договаривается с артистами, не спрашивает оператора, где снимает. Он выходит, хлоп, ушел. Переработка - переплата. Все. У нас в следствии менталитета, настроек мозга и общего характера проявлений, конечно все иначе. У нас человек на площадке может совмещать до трех должностей одновременно. Плохо ли это? Ну... это своеобразно. С одной стороны мы экономим на зарплатах, с другой стороны человек гораздо быстрее выгорает. А когда смены на площадке по 18 часов (да-да!), то и кино ему надоедает гораздо быстрее.
ИСТОРИЯ
Да, без этого никуда. Потому что почти все причины препятствия нашему кино исходят от нашей истории. Наш кинематограф зародился очень рано, почти наравне со Штатами в дореволюционную эпоху. И кинематограф тот, был велик, прекрасен и известен на весь мир. Но! Революция 1917г., Первая Мировая... какое уж тут кино... выжить бы.
Вроде встали на ноги. Советский союз. Великая Отечественная. Победа! Снова встаем на ноги. Великое советское кино.
90-е. Развал. Какое кино, ребята, тут бы поесть, да семью накормить.
Помню после развала, заглянул на киностудию Горького, так там объективы валялись никому не нужные, треснувшие. Под обвалами.
Понимаете, к чему я веду? Огромную часть нашей жизни, которую мы могли бы посвятить развитию своего кинематографа, мы просто выживали. И как игрушка-неваляшка вставали снова и снова. И безусловно это оставило свой отпечаток на нашем производстве, которое шаг за шагом набирает обороты.
Для сравнения Штаты хоть и вели боевые действия, но никогда! на своей территории. То есть сохраняя инфраструктуру, технику и возможности развития. Нам же каждый раз как заново приходится все восстанавливать.
ВМЕСТО ФИНАЛА
Предчувствуя замечательные комментарии под этой статьей, я бы хотел еще раз акцентировать внимание на... деньгах. Ибо все что я перечислил, это огромные траты денег.
- Плохая погода? - нужно либо ждать (тратить деньги), либо брать много-много света и высветлять все так, будто это солнечный весенний денек.
- Технику увезти в другой город? Деньги! Огромные коробы оборудования и люди, которые это все перевозят.
- Негде снимать? Там где хочется нельзя, там где можно некрасиво и разрушено после всей истории Страны.
И это далеко не все трудности с которыми приходится сталкиваться нашим кинематографистам. Трудностями, которых в США попросту нет. И получается, что мы сравниваем теплое с мягким. Сравниваем кино авторское, с душой и проблемами и жанровое четкое производство.
И спасает нас только русский авось, прекрасный и беспощадный. Ибо, как говорится Фортуна non penis, in manus non recipe.
Подписывайтесь и комментируйте!