Вас приветствует Инклюзивная СРЕДА!
Задумывались ли вы когда-нибудь, как усваивает учебную информацию ребенок с нарушением слуха? Мы привыкли считать, что главные каналы передачи информации – визуальный и аудиальный. Однако, согласно теории компенсации психических функций Л.С. Выготского, потеря или снижение слуха автоматически перераспределяет нагрузку на другие органы чувств. На первый план выходит комплексное использование всех сохранных анализаторов ребенка: зрения, осязания, кинестетической чувствительности.
В современной педагогике обучение детей с нарушением слуха строится на фундаментальном принципе — мультисенсорном подходе. Именно через эту синестезию зрительных и тактильных ощущений происходит наиболее полное и глубокое усвоение знаний. Особую сложность традиционно представляют дисциплины, оперирующие абстрактными категориями, в первую очередь - математика. Как сделать цифры, числа и действия с ними доступными и понятными для детей с нарушениями слуха, особенно с сочетанными нарушениями, в частности, слепоглухотой?
Эффективным ответом на этот вызов стала методика «Нумикон», в которой числа в буквальном смысле представлены в виде реальных, осязаемых объектов, которые можно увидеть и потрогать.
В основе системы «Нумикон» (от лат. «numerus» — число и греч.«eikon» — образ) лежит набор красочных, тактильно приятных пластиковых форм-шаблонов, в которых количество отверстий соответствует числу, которое они обозначают. Каждое число от 1 до 10 имеет свой уникальный визуальный и тактильный образ.
Например, единица — это маленький оранжевый квадратик с одним отверстием. Пятёрка — красная деталь с пятью отверстиями и характерным для нечетных чисел ассиметричным выступом. Десятка — большая синяя прямоугольная пластина с двумя рядами по пять отверстий.
При работе с «Нумикон» можно понять, какое из чисел больше, просто сравнив пластиковые формы по размеру и весу. Играя с деталями набора, складывая их как пазл или мозаику, дети учатся устанавливать связь между числом и количеством предметов, которое оно обозначает, усваивают понятие паттерна, симметрии, четности-нечетности, состава числа и постепенно переходят от физических шаблонов к пониманию абстрактных математических понятий и арифметических действий.
Основное преимущество «Нумикона» как альтернативной или дополнительной системы обучения математике заключается в его мультисенсорности. Во время занятия задействуются все доступные ребенку каналы восприятия, которые позволяют компенсировать недостаток слуховой информации.
✅Тактильное восприятие (осязание).
Ребенок не просто видит цифру, он чувствует ее. Он проводит пальцем по пластине, вставляет цветные столбики в отверстия, ощущает вес формы в руке. Все это создает мощнейшую кинестетическую память, ощущение числа. Для слепоглухого ребенка этот канал становится основным: число ассоциируется не со зрительным образом или звуком, а с конкретной, мгновенно узнаваемой на ощупь формой. Мир слепоглухого ребенка может быть хаотичным и пугающим, но система «Нумикон» отличается строгой структурированностью и предсказуемостью, что создает ощущение безопасности и контроля над учебной ситуацией.
✅Визуальное восприятие (зрение).
Для слабослышащих детей со слуховыми аппаратами или системой кохлеарной имплантации яркие цвета числовых форм являются отличным визуальным «якорем». Ребенок видит, что «фиолетовая девятка» объективно больше и массивнее «голубой шестерки». Он может выкладывать формы на доске-основе «лесенкой» по возрастанию, сравнивая их размеры, постигая фундаментальные понятия «больше-меньше» на абсолютно интуитивном, наглядном уровне. Так зрительный образ прочно связывается с тактильным: «Нумикон» помогает сформировать устойчивую взаимосвязь между определенной числовой формой, написанием и названием цифры или числа, его расположением на числовой прямой.
✅Проприоцепция и моторика (движение).
Все манипуляции с элементами набора — сортировка, нанизывание столбиков на шнурок, выкладывание числовых форм на доске-основе, наложение на трафареты, выстраивание башен в высоту, использование приемов геймификации (вращение спиннеров и бросание игральных кубиков) — закрепляют математические действия через двигательную активность. Арифметические действия перестают быть чем-то умозрительным. При сложении нужно взять форму «два» и форму «три», физически соединить их, наложить на форму «пять», чтобы увидеть и почувствовать, что они идеально совпадают. Кроме зрительно-моторной координации, «Нумикон» положительно влияет и на развитие эмоционально-волевой сферы личности: ребенок становится более усидчивым и сосредоточенным.
✅Стимуляция коммуникации (речь).
Практический сенсорный опыт особенно ценен для развития слабослышащего ребенка, который зачастую испытывает дефицит языковых и понятийных навыков. Работа с формами естественным образом стимулирует развитие вербальной коммуникации. Сурдопедагог и ребенок вступают в диалог через манипуляции с объектами. Просьбы «дай самую большую форму», «положи четыре на шесть», «найди такую же» формируют не только математические, но и коммуникативные навыки.
Хотя изначально «Нумикон» был разработан для детей с особыми образовательными потребностями, его дидактическая эффективность доказана и в массовой педагогике. Любой ребенок-кинестетик охотнее воспринимает информацию через движение и прикосновение. Многие нейротипичные дети в дошкольном и раннем школьном возрасте испытывают трудности с абстрактным и пространственным мышлением, поэтому методика «Нумикон» подойдет и им, ведь мультисенсорный подход в сочетании с игровой составляющей делает математику по-настоящему осязаемой, понятной и увлекательной.
Система обучения математике «Нумикон» — это отличный пример того, как гуманистический, по-настоящему инклюзивный подход служит двигателем инновационного развития. Это напоминание нам, взрослым, простой фундаментальной истины: если ребенок не может понять мир так, как его привыкли объяснять, значит, нужно изменить не ребенка, а способ объяснения. Превратив числа из отвлеченных символов в яркие, понятные и осязаемые формы, мы через возможность увидеть и потрогать открываем мир математики для детей с особыми образовательными потребностями.
Ваша Инклюзивная СРЕДА
Больше о методике и занятиях с Нумикон - на сайте производителя:
#Numicon #Numikon #Нумикон #обучение_математике #обучение_счету #математика_для_детей_с_ОВЗ #мультисенсорный_подход_к_математике #обучение_глухих_и_слабослышащих #инклюзивное_образование