Разговор этот состоялся вчера вечером и заставил меня крепко задуматься о том, насколько искажена наша автомобильная реальность по сравнению с тем, что происходит за Великой Китайской стеной. Я созвонился со своим старым приятелем Ваном, который живет в Шанхае и работает в сфере логистики, чтобы узнать из первых уст, на чем сейчас ездит самая автомобильная нация в мире. Мы привыкли считать, что Haval Jolion или Chery Tiggo - это предел мечтаний и вершина технического прогресса, ведь наши дворы забиты именно этими машинами.
Ван же, услышав мои восторженные отзывы о китайских кроссоверах в России, лишь рассмеялся в трубку и выдал фразу:
«Хавалы и Чери у нас не в почете».
Оказывается, то, что мы считаем премиумом и дефицитом, на родине производителя воспринимается совершенно иначе - как обычный ширпотреб или вовсе устаревающий неликвид, который нужно побыстрее отправить на экспорт северным соседям.
Реальная картина китайского рынка в конце 2025 года выглядит для нас пугающе и удивительно одновременно. Ван открыл мне глаза на то, кто является настоящим хозяином дорог в Поднебесной. Это не Haval, продажи которого падают с пугающей скоростью, и даже не Chery, хотя эта марка и держится на плаву. Безусловным королем, императором и доминантом рынка является BYD.
Цифры, которые привел мой знакомый и которые я потом перепроверил в сводках новостей, просто ошеломляют. Только представьте себе, что этот бренд продает более четырехсот тысяч автомобилей в месяц. Это в два с половиной раза больше, чем Chery, занимающая второе место, и в пять раз больше, чем Haval. Для китайца покупка BYD сегодня - это как для американца покупка айфона. Это модно, это технологично и это демонстрирует твой статус продвинутого человека, который понимает в эффективности батарей и гибридных силовых установок.
Самое интересное кроется в деталях и конкретных моделях, которые выбирают местные жители. Мой собеседник обратил внимание на любопытную ротацию в стане Geely, марки, которую в Китае уважают гораздо больше, чем тот же Haval. Знаменитый Geely Monjaro, который у нас считается чуть ли не эталоном семейного кроссовера и продается за безумные деньги, на родине стремительно теряет популярность.
В ноябре 2025 года он с треском вылетел из двадцатки самых продаваемых автомобилей. Китайцы - народ прагматичный и падкий на новинки, поэтому они моментально переключили свое внимание на новый Geely Atlas, который ворвался в топ-10. Это наглядно показывает скорость устаревания техники в Китае: машине достаточно побыть на конвейере пару лет без серьезных изменений, чтобы покупатель потерял к ней всякий интерес и ушел к конкурентам за более свежими экранами и лидарами.
Особую боль в голосе Вана я услышал, когда речь зашла о японских автомобилях, которые еще недавно считались в Китае символом надежности и качества. Сегодня ситуация для Toyota, Honda и Nissan выглядит просто катастрофической. Японские бренды теряют рынок с такой скоростью, будто их кто-то специально выживает из страны.
Доля японцев сократилась до унизительных десяти процентов, хотя еще не так давно они контролировали треть рынка. Продажи Toyota в ноябре упали еще на двенадцать процентов, и это на фоне общего роста рынка электрокаров. Местная молодежь смотрит на Camry или RAV4 как на ископаемые артефакты, на которых ездят либо глубокие старики, либо таксисты старой закалки.
Причина такого падения японских гигантов банальна и поучительна. Они проспали цифровую революцию и смену технологического уклада. Китайский потребитель сегодня требует от машины не вечного двигателя-миллионника, а мультимедийной системы на мощном чипе, автопилота и возможности проехать сто километров на чистом электричестве.
Японцы ничего этого предложить не могут, либо предлагают за такие деньги, что покупка теряет всякий смысл. Зачем платить за пустую Toyota, если за меньшую сумму можно взять навороченный гибрид от местного производителя, который будет сам парковаться и развлекать пассажиров караоке в пробке. Местные бренды предлагают «фарш» из электроники и комфорта, который европейцам и японцам даже не снился в бюджетном сегменте.
Ван рассказал и про судьбу бренда Haval, который у нас стал почти народным. В Китае к нему отношение сдержанное, если не сказать прохладное. Продажи бренда падают - минус четырнадцать процентов по сравнению с прошлым годом. Китайцы считают эти машины неплохими, но слишком консервативными и прожорливыми по сравнению с современными гибридами. Haval воспринимается как рабочая лошадка для глубинки, а не как машина мечты для жителя мегаполиса.
То же самое касается и многих суббрендов Chery, которые создаются специально для экспорта и в самом Китае часто даже не представлены под теми же именами или имеют мизерные продажи. Мы по сути доедаем то, что не стало хитом на внутреннем празднике жизни китайского автопрома.
Финансовая сторона вопроса в Китае сейчас тоже напоминает поле битвы. Идет жесточайшая ценовая война, где производители готовы работать в ноль или даже в минус, лишь бы захватить долю рынка. Дилеры предлагают огромные скидки, государство дает субсидии на обмен старых машин на новые «электрички» и гибриды.
В таких условиях выживают только те, у кого есть огромный запас прочности и собственные технологии производства батарей, как у BYD. Остальные вынуждены либо уходить с рынка, либо сливаться в альянсы. Европейские премиальные бренды тоже чувствуют себя неуютно: продажи дорогих немецких машин падают, потому что богатые китайцы все чаще патриотично пересаживаются на отечественный люкс, который ничем не уступает по качеству материалов, но на голову выше по электронике.
Этот разговор с Ваном заставляет по-новому взглянуть на то, что происходит в наших автосалонах. Мы радуемся, когда к нам привозят очередную новинку из Китая, не подозревая, что на родине эта модель уже может считаться устаревшей. Мы платим огромные деньги за бренды, которые в Китае являются середнячками или аутсайдерами.
Рынок Поднебесной ушел далеко вперед в своем развитии, превратив автомобиль в гаджет на колесах. И пока мы спорим о том, надежен ли китайский вариатор, китайцы уже забыли, что такое коробка передач в привычном понимании, и пересели на прямую передачу момента от электромотора.
История с падением японцев и взлетом BYD - это урок для всего мирового автопрома. Нельзя почивать на лаврах былой славы, когда мир меняется с бешеной скоростью. Те, кто не успел перестроиться, обречены на вымирание или нишевое существование. Китайский потребитель проголосовал юанем за технологии и инновации, оставив легендарную японскую надежность пылиться на страницах учебников истории. И, судя по всему, этот тренд будет только усиливаться в ближайшие годы, окончательно меняя расстановку сил на глобальной автомобильной карте.
А вы готовы признать, что японская эпоха закончилась, и пересаживаться на технологичных китайцев, или будете до последнего держаться за проверенные временем атмосферные моторы?