Познакомился тут недавно с новым соседом – Семёном зовут, молодой парень, лет тридцати. Стоим как-то на улице, разговорились за жизнь, и он между делом роняет: "Да я на ассенизаторе работаю". Я сначала опешил – вот честно, не ожидал. Парень нормальный такой, адекватный, с юмором. А он смеётся: "Да все так реагируют. А че, работа как работа". И вот я подумал: раз пишу про разные профессии, про то, как люди зарабатывают, почему бы не записать его историю? Семён начал рассказывать. Честно, без купюр. Про запахи, про деньги, про телефоны в септиках и игрушки в нечистотах. Реально открыл глаза на профессию, о которой все знают, но никто не говорит. А вы бы согласились на такую работу ради хороших денег?
Как вообще в это попадают? От трактора до "отходовоза"
"Знаешь, – начинает Семён, затягиваясь сигаретой, – три года назад я и представить не мог, что буду этим заниматься. Работал на тракторе, строили коттеджные поселки вокруг города. И вот смотрю: посёлков-то растёт как грибов после дождя – десятка полтора. А канализации-то центральной нет! И меня осенило: кто-то же должен эти септики откачивать?"
До этого Семён успел поработать и автомехаником в дилерском центре, и риэлтором, и на вахтах. "Мне вообще легко даётся переключаться, – объясняет он. – Скажи мне лет в 16, что буду отходы жизнедеятельности возить, я б пальцем у виска покрутил. А сейчас вот, работаю – и нормально".
Кстати, в царские времена таких работников называли золотарями. Почему золотарями? Потому что хорошо зарабатывали, вот почему! Хотя с грязью работали. Профессия-то древняя, между прочим.
Один день из жизни: от рассвета до 30 заказов
"Утро начинается рано, – рассказывает Семён. – Я стараюсь так: раньше начал, быстрее закончил. В спокойные дни делаешь три-четыре заявки. А когда жара – можешь и до тридцати за день накрутить. Представляешь? Каждый месяц бывают такие дни, это не разовая история".
Сама откачка занимает минут десять максимум. "Люди не понимают, за что деньги платят, – смеётся он. – Думают: десять минут поработал и три тысячи получил. А они не видят всей периферии! Машину привезти, откачать, на очистные сооружения съездить, слить, обратно. Плюс шланги эти таскать, подключать".
Рекорд Семёна – около тридцати выездов за день. "Когда много заказов, ты уже не считаешь. Просто едешь, откачиваешь, едешь дальше. Автопилот включается". А вы бы выдержали такой темп?
Про запахи: чувствует ли ассенизатор то, что возит?
Вот тут самое интересное. Я спрашиваю напрямую: "Семён, а как с запахом-то в кабине?" А он философски так отвечает: "Рецепторы притупляются, наверное. По мне вообще нет никакого запаха. Может, я что-то не чувствую, может кто-то чувствует. Плюс я всегда еду вперёд, а бочка сзади – воздух свежий поступает".
Но один раз случился конфуз. "БРСку (быстроразъёмное соединение на шланге) сорвало, – вспоминает Семён, – штанину всю испачкало. Сменки с собой не вожу, хотя надо бы. Еду, думаю: лишь бы никого не встретить. Специально лесной дорогой еду. И тут – родственники из леса выходят, грибы собирали. Машут руками радостно. Пришлось остановиться. Дядька мой всю жизнь водителем был, сразу понял: 'Блин, ну да, от тебя, говорит, попахивает'. А что поделаешь, работа такая!"
Про технику: ГАЗ-4301 и полтора миллиона за "бэушку"
"Машина у меня старенький ГАЗ-4301, – показывает Семён на свой рабочий грузовик. – С рядной шестёркой воздушного охлаждения. За 1200 километров ездил покупать, потому что у нас в регионе, на тот момент, все уже разобраны были. Гнали двое суток – она максимум 60-70 км/ч едет. Полтора миллиона отдал за бэушную. Сейчас цены повысились, может уже 15 миллионов такие стоят".
Шлангов у него 24 метра, все на быстроразъёмных соединениях – для удобства. "Подключение занимает две минуты. Подключил, открыл шибер, сел в кабину, включил насос через коробку отбора мощности – и пошла работа".
Про ремонты отдельная песня. Зимой у Семёна мотор полетел. "600 тысяч рублей потратил, – качает головой. – Пришлось другой мотор купить, чтобы сезон не сорвать. Наши советские запчасти – одно к другому не подходит часто. Надо было сразу специалисту отдавать, а я сам решил возиться".
Что находят в септиках: от айфонов до игрушек Bear Bricks
"Телефоны – это вообще классика, – смеётся Семён. – Раз десять за год точно достаю. Причём люди иногда даже не помнят, что уронили. У меня в шланге особенность: семидесятка переходит в сотый диаметр, и вот на стыке всё застревает. Слышу по насосу – что-то встало. Откручиваю, смотрю – лежит айфончик дорогой".
Но самая безумная история была с игрушками. "Дети открыли крышку септика и скинули туда Bear Bricks – такие коллекционные игрушки. Септик был с двойным дном, глубиной метра два. Игрушки тяжёлые, провалились на самое дно. Мы часов десять их доставали! Палочками, крючками – туда же не спустишься. Три игрушки было. Цену, естественно, поднял за такую работу".
Ещё случай: дети высыпали в септик вёдра с болтами из дедушкиного сарая. "Родители не знали. Приезжаю, начинаю качать – встаёт в шланге. Вытряхиваю – болты сыплются. Они на меня смотрят: 'Это не наши!' Ну я же не с собой к вам их привёз, правильно?"
Сколько это стоит: от 3000 за откачку до полумиллиона в месяц
"Соседние посёлки – цены разные, от трёх до пяти тысяч за откачку, – объясняет Семён экономику. – Зависит от расстояния, длины шланга, сложности. Бочка у меня пять кубов, средний септик – два куба. Значит, за одну ходку могу два объекта закрыть".
На бензин уходит в среднем 3-4 тысячи в день. Машина жрёт 16 литров на сотню – для грузовика немного.
А теперь главное – сколько можно заработать? "При хорошем раскладе можно и полмиллиона в месяц делать, – признаётся Семён. – Слышал истории, кто за майские праздники 200-300 тысяч наваривает. Но это в сезон – весна и осень, когда все на дачи приезжают. В несезон 100-150 тысяч – уже хороший заработок".
У Семёна есть договорная работа – три вызова в неделю обязательно, оттуда стабильный доход идёт. В сентябре он вообще удалил все объявления в интернете – просто физически не успевал обслуживать всех. "Телефон раскалялся от звонков. Откачиваешь 15 минут, приходишь – куча пропущенных".
Лайфхаки: как стать ассенизатором и не прогореть
"Первое – смотри, востребовано ли это в твоём регионе, – советует Семён. – В центре Москвы на Лубянке этим не займёшься, понятно. Нужна лицензия, для этого проходишь курсы по перевозке отходов четвёртого класса опасности. Нужен договор с очистными сооружениями – куда сливать будешь".
Документы, ИП, первоначальные деньги – всё это база. "Самое сложное – это первый год, – честно говорит он. – Большой процент людей бросают. Купил машину, она может сломаться в первую неделю. Финансово не потянешь – всё, приехали. Мне с мотором вот не повезло через два с половиной года, а мог он и в первый месяц сдохнуть".
Физическая выносливость нужна – в 35-градусную жару с этими шлангами бегаешь. Умение чинить технику в поле обязательно. "У меня на втором выезде ком сломался прямо во время работы. Хлопок – и масса обратно пошла. Супруга приехала, отвезла за запчастью, я установил, доделал работу и поехал дальше".
Стоит ли оно того?
"Работа линейная, монотонная, – рассуждает Семён. – Но ты постоянно в новых местах, с новыми людьми общаешься. Не как от склада к складу один маршрут. Я сам контролирую свой график. Захотел в воскресенье на речку – уехал, и никто не скажет: 'Ты должен выйти'. Это свобода".
Про минусы: ремонты – неотъемлемая часть, это бесит. Сложные клиенты бывают – те, кто с матом разговаривает при первой встрече. "Я всегда готов, перцовый баллончик лежит на всякий", – добавляет он серьёзно.
Но в целом Семён доволен. "Широкий круг общения, работаю на себя, зарабатываю на свои потребности. Может, и расширюсь – вторую машину куплю, одну до ума доведу. Но пока не спешу".
А реакция людей? "Детишки машут, когда грузовик видят. Мы как байкеры – видишь бочку на дороге, обязательно махнёшь, он тебе в ответ. Люди в целом адекватно относятся".
Итог: грязная работа или золотая жила?
Семён подытоживает: "Профессия не для всех, это факт. Но если нужны деньги, готов пахать и не боишься грязной работы – заходи. Это не стыдно. В царские времена нас золотарями называли – не просто так. Хорошо платили тогда, хорошо и сейчас платят, если правильно подойти".
Меня зацепила его история. Обычный парень, без понтов, занимается нужным делом и зарабатывает нормальные деньги. Да, работа специфическая, но кто-то же должен этим заниматься, правда? Иначе половина коттеджных посёлков утонула бы в собственных отходах.
А как вы думаете: смогли бы заниматься такой работой ради 300-500 тысяч в месяц?
Что больше смущает – запах, сложность или стереотипы?
Пишите в комментариях, интересно ваше мнение!
Если история зашла, подписывайтесь – буду писать больше про реальные профессии и людей, которые на них зарабатывают. Без прикрас, просто как есть. Лайк, если было познавательно!