Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Она готовилась к свадьбе, а у него была жена". Как "Папа Карло" Николай Гринев нашел свою вторую половинку

У вас в голове наверняка уже звучит его голос. Немного уставший, мудрый, с лёгкой хрипотцой. Тот, который сказал: «Я папа Карло, а кто же ещё?» Или попросил электронного мальчика Сыроежкина: «Оставайся. С другом лучше». Николай Гринько был лицом детства для миллионов. А для избранных — тайной, знакомой лишь тем, кто разбирался в высоком кино, был присяжным хранителем искусства Андрея Тарковского. Этот человек в жизни был образцом интеллигентной скромности. Он почти стеснялся своих фронтовых подвигов, терпел неуважение от киношного начальства и жил в тесной квартирке. Но в один момент нарушил все свои принципы. И, будучи женатым, увёл чужую невесту, которая готовилась к свадьбе. Этот выбор стал единственной роскошью в его скромной жизни, и он оставался верен ему до последнего вздоха. Он родился не в квартире, а в пути. Его колыбелью был театральный вагончик, колесивший по стране вместе с передвижной труппой отца. Николай появился на свет в 1920 году в Херсоне, но домом для него стал э
Оглавление

У вас в голове наверняка уже звучит его голос. Немного уставший, мудрый, с лёгкой хрипотцой. Тот, который сказал: «Я папа Карло, а кто же ещё?» Или попросил электронного мальчика Сыроежкина: «Оставайся. С другом лучше». Николай Гринько был лицом детства для миллионов.

А для избранных — тайной, знакомой лишь тем, кто разбирался в высоком кино, был присяжным хранителем искусства Андрея Тарковского.

Этот человек в жизни был образцом интеллигентной скромности. Он почти стеснялся своих фронтовых подвигов, терпел неуважение от киношного начальства и жил в тесной квартирке. Но в один момент нарушил все свои принципы. И, будучи женатым, увёл чужую невесту, которая готовилась к свадьбе. Этот выбор стал единственной роскошью в его скромной жизни, и он оставался верен ему до последнего вздоха.

Юность, закалённая в театральном вагончике и на фронте

Он родился не в квартире, а в пути. Его колыбелью был театральный вагончик, колесивший по стране вместе с передвижной труппой отца. Николай появился на свет в 1920 году в Херсоне, но домом для него стал этот мир на колёсах, где будни и искусство были неразделимы.

Зимой в нём было так же холодно, как на улице, а потолок сыпался. Но по вечерам здесь рождалась магия: звучали песни, шутки, частушки. В шесть лет он впервые вышел на сцену, а к подростковому возрасту стал полноценным артистом труппы. Дорога казалась единственно возможной судьбой.

-2

Но в 19 лет его жизнь повернула на совсем другую колею — армейскую. А вскоре грянула война, отодвинув все мечты. Николай Гринько прошёл всю Великую Отечественную в должности стрелка-радиста на бомбардировщиках дальнего действия.

Он освобождал города, добывал награды — медаль «За боевые заслуги», Орден Отечественной войны II степени. Закончил войну в Берлине. Но говорить о ней не любил никогда. Рассказывал скупо, словно стыдясь. Такое часто бывает с теми, кто видел самое страшное вблизи.

Сбывшаяся мечта, которая не принесла денег

В 1946-м он наконец смог вернуться к своей мечте. Устроился в Запорожский драматический театр, был и ассистентом режиссёра, и учеником в театральной студии. Это стало его единственным профессиональным образованием. Потом был Ужгород, а в середине 1950-х судьба сделала неожиданный кульбит.

Безденежье привело его в эстраду — он стал художественным руководителем Киевского оркестра «Днипро». Подрабатывал конферансье, придумывал комические номера и колесил с гастролями. Это был не тот театр, о котором он мечтал, но это была сцена.

-3

В кино его путь начался с крохотной, безымянной роли в «Тарасе Шевченко» в 1951 году. Настоящим дебютом стала картина «Мир входящему» (1961) режиссёров Алова и Наумова. Он играл американского водителя «Студебеккера». Фильм получил приз в Венеции, а актёру формально присудили в награду… автомобиль «Студебеккер».

Говорили, за рекламу марки. Но машину он так и не получил. Этот случай стал печальным символом его карьеры: признание мирового уровня на одной чаше весов, а на другой — вечное советское «видимо, кому-то это было нужнее».

Тарковский и философское проклятие

Встреча с Андреем Тарковским перевернула всё. Гениальный режиссёр разглядел в Гринько редчайшее качество — способность быть не просто актёром, а проводником тихой, глубокой мысли, носителем духовной сосредоточенности.

Гринько снялся во ВСЕХ пяти полнометражных фильмах Тарковского. Он стал его талисманом. Полковник Грязнов в «Ивановом детстве», мудрый иконописец Даниил Чёрный в «Андрее Рублёве», отец в «Солярисе», типограф в «Зеркале», скептичный Профессор в «Сталкере». Это уникальная галерея образов, визитная карточка философского кино.

-4

Но это признание стало и своеобразным проклятием. Фильмы Тарковского постоянно запрещали. «Андрея Рублёва» продержали на полке несколько лет, с «Зеркалом» и «Сталкером» тоже были бесконечные мытарства. Так Гринько, будучи востребованным и уважаемым в узких кругах, оказался частью самой опальной, сложной линии советского кинематографа.

Он работал и с другими великими: Сергеем Параджановым («Тени забытых предков»), Сергеем Бондарчуком («Война и мир»), Роланом Быковым, Алексеем Германом. Но авторитет в профессии редко конвертировался в бытовой комфорт.

Народная слава, которая нашла его в детском кино

Ирония судьбы в том, что всесоюзную, оглушительную народную любовь ему принесли вовсе не сложные роли у Тарковского. Его ждал сказочный успех в детском кино.
В 1975 году на экраны вышли «Приключения Буратино». Его папа Карло был не просто добрым, а по-настоящему мудрым, с внутренним стержнем и бездной сердечного тепла. Интересно, что чиновники чуть не запретили фильм, усмотрев в нём какую-то крамолу. Не помогло даже то, что сценаристом был сам Иннокентий Образцов.

-5

А в 1979 году он стал профессором Громовым в «Приключениях Электроника». Современный учёный, полная противоположность сказочному столяру. Но и тут Гринько сумел вдохнуть в образ отеческую нежность, заботу и ту самую человечность, которая делает персонажа родным.

Меж этими двумя вершинами были десятки ролей — от жулика в «Опасных гастролях» и дяди Егора в «Афоне» до полковника в «Аты-баты, шли солдаты…». Зрители могли забыть его имя, но его лица и голоса — никогда.

«Чужая» невеста: История одного единственного безрассудства

И вот мы подходим к главному. К тому единственному разу, когда этот скромнейший, интеллигентнейший человек нарушил все правила. Всё началось в том самом эстрадном оркестре «Днипро».

Там он, 37-летний женатый мужчина, познакомился с 25-летней турчанкой Айше Чулак-оглы. Она была прекрасной пианисткой и… готовилась к свадьбе. День торжества был уже назначен.

-6

Любви с первого взгляда не случилось. Общение ограничивалось вежливыми кивками. Но всё изменилось в дороге. В поездах и автобусах, во время бесконечных гастролей, они, оказываясь рядом, не могли наговориться. Забывая про сон, они делились воспоминаниями, историями, и вдруг оказалось, что их связывает нечто большее, чем работа. Оба выросли в музыкальных семьях. Оказалось, Гринько в юности учился играть на скрипке.

Судьбоносным стал незначительный, казалось бы, случай в Одессе. Собираясь на выступление, Айше обнаружила, что в сумочке лежит только одна туфля. В поисках второй она вернулась в гостиницу и у стойки спросила, не видели ли Гринько. Ей сказали, что он, вероятно, в номере. Поднявшись, она застала его лежащим с закрытыми глазами. Думая, что он спит, она тихо подошла. В этот момент он внезапно открыл глаза, молча обнял её и крепко прижал к себе. Всё было решено без единого слова.

Вернувшись в Киев, они действовали быстро и решительно. Айше расторгла помолвку. Николай развёлся с первой женой (о том браке с коллегой по театру он никогда и никому не рассказывал). Свою свадьбу они не праздновали — просто расписались. Он попросил, чтобы она осталась под своей красивой фамилией — Чулак-оглы. Её отец в знак благословения вручил зятю своё кольцо. Эта вещь стала их главной семейной реликвией.

Тридцать лет молчаливой любви

Айше, не раздумывая, бросила консерваторию за год до диплома, чтобы быть рядом с мужем в разъездах. Позже ушла и из оркестра Украинского радио, посвятив себя дому. Она создала ему тот самый комфорт, которого ему так не хватало в мире. Николай за всю их совместную жизнь ни разу не вынес мусорное ведро. Но зато каждое утро готовил для неё завтрак, что для женщины с восточными корнями было трогательно и непривычно.

-7

За 30 лет он ни разу не сказал ей вслух «Я тебя люблю». Он считал, что любовь — это не слова, а поступки. Как тот, когда на гастролях Айше нашла рояль и играла в темноте, а он подошёл, обнял её и сказал: «Вот кого я искал всю жизнь». Он называл её своей киевской Венерой, а она звала его ласково — Гриня. Детей у них не было, но их союз был полным и самодостаточным.

Их быт не был сказкой. Они долго скитались по съёмным углам, потом получили в наследство маленькую, тесную квартирку в Киеве. Гринько, фронтовик с орденами, однажды осмелился попросить о расширении жилплощади. Получил унизительный отказ. Айше тогда единственный раз видела, как этот сильный мужчина плачет от обиды и беспомощности.

-8

Он обожал Киев и не хотел променять его на московскую прописку, даже если бы это сулило больше ролей. Он мирился с тем, что на родной киностудии им. Довженко ему не давали больших работ, предпочитая держать «для Тарковского».

«Нищета» и финал

Почему в заголовках пишут, что он «умер в нищете»? Не в нищете, конечно. Он не голодал. Но он умер в той самой тесной квартире, не добившись от страны, за которую воевал, элементарного человеческого уважения и достойных условий. Его «нищета» — это нищета внимания системы к своему солдату и артисту. Его «нищета» — это скромность, граничащая с незаметностью в быту при всенародной славе на экране.

Всё перечеркнула страшная болезнь — лейкемия. В больничной палате он, ослабленный, оставался верен себе — старался не обременять любимую. Однажды он уснул, и рядом задремала Айше. Она проснулась от какого-то внутреннего толчка. Открыла глаза и сразу всё поняла. Он ушёл тихо, пока она спала. Реаниматоры уже ничего не могли сделать.

-9

После похорон она продала все свои драгоценности, чтобы поставить ему достойный памятник. Оставила себе только два кольца: то самое, отцовское, и его обручальное. Она пережила его на 24 года, храня верность их истории. Эта женщина, которую он когда-то «увёл», доказала, что их любовь была не ошибкой, а главным и самым смелым поступком в жизни скромного гения.

Он был папой Карло для всех. Но своё главное счастье, свою настоящую «золотую ключик» он нашёл не в сказке, а в жизни. И пронёс его через 30 лет, несмотря на все трудности.