Найти в Дзене

Общение - это деятельность или просто " дополнение"?

В психологии давно спорят:
общение — это самостоятельная деятельность или всего лишь часть любой другой деятельности?
Есть два взгляда.
Первый взгляд

В психологии давно спорят:

общение — это самостоятельная деятельность или всего лишь часть любой другой деятельности?

Есть два взгляда.

Первый взгляд

Общение — это условие любой деятельности.

Мы общаемся, потому что работаем вместе, учимся, играем, живём рядом. Значит, само по себе общение — не отдельная деятельность, а просто «встроенный механизм».

Логика простая:

зачем выделять в отдельную деятельность то, что и так есть в каждой другой?

Второй взгляд

А вот тут начинается самое интересное.

Сторонники второго подхода говорят: общение — это деятельность само по себе, потому что у него есть свой мотив и своя потребность.

И тут помогает простой жизненный пример.

Представь футбольный матч. Пока игра идёт, игроки общаются — подсказывают, координируют действия. Это понятно: без общения игра развалится.

Но вот команда забивает гол.

Что происходит?

Игроки обнимаются, прыгают, кричат, хлопают друг друга, бегают кругами.

С точки зрения «технологии игры» — это вообще не нужно.

Но они всё равно это делают.

Почему?

Потому что это общение ради общения.

Радость, разделённая с другими.

Эмоциональный контакт.

Подтверждение: «мы вместе», «мы одно целое».

И это хороший аргумент в пользу того, что у общения есть собственная ценность, собственная потребность.

Поэтому дальше мы будем рассматривать общение как отдельную деятельность — именно так это удобнее и честнее в рамках психологии общения.

Потребность в общении: что это вообще такое?

Как и любая потребность, потребность в общении имеет две стороны:

• объективную — то, что реально необходимо человеку для жизни,

• субъективную — то, как человек это переживает внутри.

Кроме того, эта потребность сложная, составная.

Она включает две ключевые части. Их ещё в своё время выделил Уильям Джеймс, а позже подробно объяснил Абрахам Маслоу.

Разберём каждую .

Первая часть: быть частью группы

Объективно

Человеку нужно принадлежать какому-то социальному целому:

• семье,

• группе,

• обществу,

• «своим».

Это не прихоть и не каприз, а базовая необходимость.

Субъективно

Внутри это переживается как чувство сопричастности.

Проще говоря:

«Я не один. Я часть чего-то большего».

Французский философ Люсьен Леви-Брюль однажды сказал очень точно:

«Существовать — значит быть сопричастным».

Если упростить:

человек живёт по-настоящему только тогда, когда чувствует связь с другими.

И вы наверняка это знаете по себе:

можно быть «среди людей», но чувствовать себя одиноким.

А можно быть в узком кругу — и ощущать себя на своём месте.

Вторая часть: быть принятым и признанным

Но одной принадлежности мало.

Можно формально быть частью общества, семьи или коллектива —

и при этом не быть принятым.

Объективно

У человека есть потребность:

• быть замеченным,

• быть признанным,

• быть значимым.

Уильям Джеймс называл это просто и точно:

потребность быть замеченным.

Чтобы видели:

• твои мысли,

• твои чувства,

• твои поступки.

Субъективно

Внутри это переживается как чувство самоуважения.

Именно об этом говорил Маслоу.

Когда тебя принимают и признают —

ты начинаешь уважать себя сам.

Важно:

эти две части неразрывны.

Если человек принадлежит группе, но его не принимают — он всё равно страдает.

Как развивается потребность в общении

Как и любая потребность, она развивается поэтапно.

Условно можно выделить три уровня:

1. природный,

2. социальный,

3. личностный.

Начнём с самого начала.

Общение как условие выживания

Истории про Маугли — это не просто сказки.

В реальности дети, выросшие вне человеческого общения, не развиваются нормально — ни психически, ни социально.

В XX веке это подтвердили и трагические факты из жизни.

В домах ребёнка, где малыши были накормлены, чисто одеты, но лишены живого общения, смертность доходила до 50–90%.

Формально дети умирали от инфекций.

Но настоящая причина была в другом — в дефиците общения.

Без контакта со взрослым человек просто не выдерживает.

Первое проявление потребности в общении

Самое первое проявление общения появляется очень рано — примерно в 2–2,5 месяца.

Это так называемый комплекс оживления.

Если говорить просто:

младенец начинает радостно реагировать на лицо взрослого:

• улыбается,

• двигается,

• оживляется.

Чаще всего это реакция на мать, но не обязательно только на неё.

Главное — живой человек.

Это первый настоящий эмоциональный контакт.

Первый «я тебя вижу».

Что на самом деле нужно в общении? Опыты Харлоу

Чтобы понять, что именно является предметом общения, психологи провели известные эксперименты.

Самые знаменитые — эксперименты Харлоу с макаками-резусами.

Их часто называют «опыты с матерчатой мамой».

Как это выглядело

Было три группы детёнышей:

1. росли с настоящей матерью,

2. росли в полной изоляции,

3. росли с искусственной «мамой».

Эта искусственная мама могла быть разной:

• из проволоки,

• из картона,

• но самая «популярная» была мягкая, тёплая, обтянутая тканью.

И угадайте, кого выбирали детёныши?

Не ту, что давала еду.

А ту, к которой приятно прижаться.

Что это нам говорит?

Первый и самый важный «предмет» общения — это:

• телесный контакт, 

• эмоциональная связь.

Детёныши с матерчатой мамой развивались лучше, чем в изоляции, но хуже, чем с настоящей матерью.

Почему?

Потому что настоящая мать:

 • не только даёт тепло,

 • но и подталкивает к исследованию мира.

Матерчатая мама просто есть.

Она утешает, но ничего не требует и никуда не ведёт.

И вот важный вывод.

Важный психологический парадокс

То, что является условием развития, может стать причиной его задержки.

Эмоциональная поддержка необходима.

Но если она превращается в избыточную опеку, развитие тормозится.

Ребёнку нужен не только уют,

но и мягкий толчок к миру.

Что дальше?

Дальнейшее развитие потребности в общении — тема возрастной психологии.

Мы не будем проходить все этапы подробно.

Скажем лишь главное:

первым социальным миром ребёнка становится семья.

И именно там он учится:

• быть с другими,

• быть принятым,

• и быть собой.

продолжение следует...