Найти в Дзене
Педсовет

Дислексия в цифровую эпоху: как экраны меняют детей

По данным Международной ассоциации дислексии, от 17 до 23% людей во всем мире сталкиваются с трудностями чтения и письма. Дислексия — это не болезнь, а особый способ работы мозга. У таких людей буквы могут сливаться, исчезать, меняться местами, а цифры — отражаться зеркально. Серьезные трудности дислексия доставляет школьникам, поскольку им постоянно приходится писать и читать. Кроме того, в цифровую эпоху ситуация изменилась: теперь тексты повсюду, а не только в учебниках, а значит, ошибки из-за этой особенности становятся заметнее. О том, как на детскую дислексию повлияли цифровые технологии, рассказал педагог-дефектолог Сергей Баранов. Дислексия — это особенность развития, при которой ребенку трудно овладевать чтением и письмом. Он путает буквы, теряется в строках, читает медленно и с ошибками, хотя интеллект и слух в порядке. Многие полагают, что дислексия появилась из-за гаджетов. Однако она была и раньше, просто в цифровую эпоху стала заметнее. Прежде трудности, связанные с этой
Иллюстрация: Александр Митин
Иллюстрация: Александр Митин

По данным Международной ассоциации дислексии, от 17 до 23% людей во всем мире сталкиваются с трудностями чтения и письма. Дислексия — это не болезнь, а особый способ работы мозга. У таких людей буквы могут сливаться, исчезать, меняться местами, а цифры — отражаться зеркально.

Серьезные трудности дислексия доставляет школьникам, поскольку им постоянно приходится писать и читать. Кроме того, в цифровую эпоху ситуация изменилась: теперь тексты повсюду, а не только в учебниках, а значит, ошибки из-за этой особенности становятся заметнее.

О том, как на детскую дислексию повлияли цифровые технологии, рассказал педагог-дефектолог Сергей Баранов.

Дислексия и цифровые технологии

Дислексия — это особенность развития, при которой ребенку трудно овладевать чтением и письмом. Он путает буквы, теряется в строках, читает медленно и с ошибками, хотя интеллект и слух в порядке.

Многие полагают, что дислексия появилась из-за гаджетов. Однако она была и раньше, просто в цифровую эпоху стала заметнее. Прежде трудности, связанные с этой особенностью, беспокоили только в школе. Ребенку было тяжело, но все же зона уязвимости оставалась относительно узкой: пока он писал на доске, в тетради или по просьбе учителя читал вслух на уроке задание из учебника.

Цифровая эпоха изменила картину. Текста вокруг стало больше: появились мессенджеры, соцсети и онлайн-игры. Школьнику приходится или отказываться от общения там, или смиряться с тем, что сверстники будут тыкать в опечатки и обидно шутить.

Если раньше ошибки вылавливали только педагог в школе и родители, когда проверяли уроки, теперь — еще и друзья в переписках и игровых чатах. Источник — ChatGPT-5
Если раньше ошибки вылавливали только педагог в школе и родители, когда проверяли уроки, теперь — еще и друзья в переписках и игровых чатах. Источник — ChatGPT-5

Дислексия обостряет у ребенка чувство, что с ним что-то не так, и снижает самооценку. Однако, хотя сегодня дислексия стала заметнее, появились и инструменты, которые компенсируют особенности восприятия текста.

→→→Читайте подробнее на сайте: Бумага vs экран: как изменилось восприятие текста; Возможности цифровых технологий; Что важно помнить взрослым