Найти в Дзене
Острый Очин

Москва слезам верит: котики, Сатана и Достоевский. Что мы читаем в декабре 2025-го?

Москва в декабре читает так, как будто от этого зависит исход зимы. Пока одни закупают оливье и икру, другие выстраивают книжные башни из Достоевского, японской меланхолии и мотивационных бестселлеров. Сводный рейтинг продаж за 8–14 декабря в Москве выглядит как коллективный психотерапевтический сеанс: немного котиков, чуть‑чуть духовных практик, много классики и совсем чуть‑чуть здравого смысла. Немного цифр, чтобы было понятно, кто реально правит полкой. В топ‑50 доминируют два гиганта: Остальное добирают «Иностранка», «Питер», «Махаон», «Азбука», «Кислород (Росмэн)», «Фантом Пресс», «Бель Летр», «Альпина нон‑фикшн» и еще несколько издательств, которые аккуратно вклинились между двумя монополистами. Но общая картина проста: рынок массового чтения в столице — это большой и немного нервный диалог АСТ и Эксмо с редкими репликами остальных.​ Теперь про то, что именно закупает усталый москвич накануне праздников. На вершине — «Если все кошки в мире исчезнут» Гэнки Кавамуры. Прекрасный выб

Москва в декабре читает так, как будто от этого зависит исход зимы. Пока одни закупают оливье и икру, другие выстраивают книжные башни из Достоевского, японской меланхолии и мотивационных бестселлеров. Сводный рейтинг продаж за 8–14 декабря в Москве выглядит как коллективный психотерапевтический сеанс: немного котиков, чуть‑чуть духовных практик, много классики и совсем чуть‑чуть здравого смысла.

Немного цифр, чтобы было понятно, кто реально правит полкой. В топ‑50 доминируют два гиганта:

  • АСТ — около 20 позиций. Это классика, нон‑фикшн, фантастика и вечные хиты вроде «1984», «Преступления и наказания», «Мы», «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита», «Братья Карамазовы», «Белые ночи», «Думай медленно, решай быстро» и так далее.​
  • Эксмо — примерно 15 позиций. Тут все, что «на слуху» сейчас: современная проза, детективы, немного романтики, спортивная автобиография Игоря Акинфеева, тренинги по переговорам и прочие симптомы эпохи самопомощи.​

Остальное добирают «Иностранка», «Питер», «Махаон», «Азбука», «Кислород (Росмэн)», «Фантом Пресс», «Бель Летр», «Альпина нон‑фикшн» и еще несколько издательств, которые аккуратно вклинились между двумя монополистами. Но общая картина проста: рынок массового чтения в столице — это большой и немного нервный диалог АСТ и Эксмо с редкими репликами остальных.​

Теперь про то, что именно закупает усталый москвич накануне праздников. На вершине — «Если все кошки в мире исчезнут» Гэнки Кавамуры. Прекрасный выбор, если хочется поплакать над чужой условной трагедией, а не над собственной квитанцией за коммуналку. Сразу за ним — Лоран Гунель с «Бог всегда путешествует инкогнито», аккуратно объясняющий, как жить дальше, если уже надоело плыть по течению. Пара книг, которые мягко шепчут: «Ты не один, просто сядь, выпей чай и почитай нас». И судя по продажам, многие именно так и делают.​

Классика в этом чарте чувствует себя подозрительно бодро. В рейтинг вернулись или поднялись сразу Пушкин, Достоевский, Булгаков, Тургенев, Ремарк, Диккенс, Бронте, Замятин — целый литературный пантеон в одном отчете. Особенно активен Достоевский: в топе одновременно «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Белые ночи». Такое ощущение, что Москва массово решила вспомнить, что нервный срыв — это не только про конец года, но и про русскую литературу. Формат серий вроде «Эксклюзивная классика» и «Эксклюзив: Русская классика» от АСТ явно работает: красиво, недорого, не стыдно подарить и удобно закрыть вопросы к школьной программе.​

Из новых и вернувшихся позиций тоже можно прочитать настроение города. В рейтинг возвращаются «Думай медленно, решай быстро» Канемана и новогодние истории, врываются сборники вроде «Семейные обстоятельства» и свежие young adult‑романы. Это очень прозрачный сигнал: люди одновременно хотят чувствовать себя умнее (Канеман), мягче (семейная проза) и моложе (подростковые романы, даже если самому давно за 30). В нон‑фикшне ощутим спрос на книги о привычках, переговорах, психологии поведения — попытка приручить хаос через чек‑листы и советы.​

Что из этого следует, если смотреть не как случайный читатель, а как человек книжного цеха? Во‑первых, серийность и узнаваемый формат по‑прежнему побеждают разовые выстрелы. Классика в унифицированных линейках АСТ и Эксмо стабильно приносит кассу, потому что закрывает сразу три потребности: «надо по программе», «хочу выглядеть умным», «книга должна нормально выглядеть в кадре». Во‑вторых, хорошо упакованный эмоциональный текст (от японской прозы до автобиографий известных лиц) спокойно встает рядом с тяжеловесами — читатель охотно сочетает высокое и терапевтическое в одном чеке. В‑третьих, продажи показывают: рынок все еще очень отзывчив на понятные имена, линейки и простые обещания на обложке. Как только текст трудно описать одной фразой, он рискует остаться за пределами этой таблицы.​

И да, все это мы знаем не из кофейной гущи, а благодаря людям, которые системно делятся статистикой. Отдельное спасибо Евгению Викторовичу Капьеву за прозрачность, цифры и регулярные сводки — без них мы бы продолжали спорить о вкусах, не выходя из своих читательских пузырей.​

Первоисточник данных — пост Евгения Викторовича в телеграм‑канале: <<Что читает Москва? Топ‑50 за период 08.12–14.12.2025>>
Ссылка:
https://t.me/EVKbooks/1314