Склады АвтоВАЗа ломятся от новых машин, а народ требует радикального снижения цен. Завод загнал себя в угол. То, что сейчас происходит в дилерских центрах Lada по всей стране, сложно назвать просто очередным витком экономического кризиса. Это больше похоже на мучительную, растянутую во времени агонию некогда великого гиганта. Ситуация накалилась до предела, и воздух в автосалонах буквально звенит от напряжения.
Если ещё пару-тройку месяцев назад маркетологи завода с плакатной улыбкой бодро рапортовали о запуске масштабных государственных программ поддержки, обещая, что специальные скидки для учителей, врачей, военных и многодетных семей станут той самой волшебной таблеткой, которая спасёт ситуацию, то сегодня мы видим полный и безоговорочный крах этих надежд. Реальность ударила наотмашь, и этот удар оказался нокаутирующим.
Шоурумы, которые, по идее и по расчётам стратегов, должны гудеть от наплыва покупателей, словно растревоженные ульи, стоят пугающе пустыми. Тишина в залах нарушается лишь шагами скучающих менеджеров, которые откровенно бездельничают, зависают в телефонах и с тоской смотрят на входные двери. Они прекрасно понимают: план продаж в этом месяце снова полетит в тартарары, и никаких премий не будет.
Народ, измученный годами бесконечного, ничем не обоснованного переписывания ценников, просто перестал реагировать на маркетинговые подачки. Люди не глупцы. Они прекрасно умеют считать свои кровно заработанные деньги и видят очевидное. Даже со всеми льготными программами, субсидиями и якобы выгодными кредитами отечественный автомобиль стоит неоправданно, чудовищно дорого по сравнению с тем качеством, которое нам предлагают.
Чаша терпения переполнилась. «Скидывайте 40% или закрывайте лавочку!» — именно такой негласный, но жесткий ультиматум выдвигает рынок отечественному производителю. И игнорировать этот голос уже невозможно, потому что голосование рублем — самое честное и безжалостное в мире капитализма.
Атака клонов: откуда взялись тысячи «зомби-автомобилей»?
Самое страшное, душераздирающее зрелище открывается не в парадном зале с начищенными полами и кондиционерами, а если зайти на задний двор любого крупного регионального дилера. Технические площадки и зоны хранения забиты машинами так плотно, что яблоку негде упасть. Автомобили стоят бампер к бамперу, зеркало к зеркалу, образуя бесконечные ряды нереализованного товара, замораживая миллиарды оборотных средств.
Но самое печальное, что это не свежие автомобили, только вчера сошедшие с конвейера и пахнущие новизной. Огромная, пугающая часть этих запасов — это так называемые «зомби-автомобили», продукты производственного хаоса. По документам, в красивых отчётах и базах данных ГИБДД, они могут проходить как модели 2024 или даже 2025 года выпуска. Но мы-то с вами, как эксперты, знаем горькую правду.
Многие из этих кузовов были сварены и покрашены ещё в 2023 году, в самый разгар дичайшего дефицита комплектующих, когда завод лихорадило. Они долгими, бесконечными месяцами стояли на заводских отстойниках в Тольятти, открытые всем ветрам, под снегом, проливным дождём и палящим солнцем. Они просто ждали. Ждали, когда придут китайские блоки ABS, когда появятся подушки безопасности или элементарные уплотнители дверей.
Потом, спустя полгода или год, их кое-как доукомплектовали в авральном режиме и отправили дилерам, где они продолжили гнить, но уже под другим забором в ожидании чуда. Этот процесс «досборки» часто происходил не на основном конвейере, а на обходных технологиях, что неизбежно сказывается на качестве финального продукта.
Представьте ситуацию: покупатель приходит в салон за новой машиной, мечтая о запахе нового авто и безупречной работе механизмов, а ему, глядя в глаза, пытаются всучить экземпляр с сомнительной историей. У такой машины уже заметно выцвел лак на крыше от долгого стояния под жестким ультрафиолетом.
На этих «зомби» задубели и потеряли эластичность все резинки и патрубки, что грозит течами уже на первой тысяче километров. А в скрытых полостях кузова, в порогах и лонжеронах, вполне вероятно, уже зародились первые, пока невидимые глазу очаги коррозии. Тормозные диски покрыты толстым слоем ржавчины, требующей проточки. Аккумулятор, скорее всего, уже пережил глубокий разряд и сульфатацию пластин.
И вот этот конструктор, собранный из остатков и простоявший год под небом, нам продают под видом абсолютно нового автомобиля с полной заводской гарантией по полной цене. Неудивительно, что люди, увидев это и копнув чуть глубже внешнего лоска, разворачиваются и уходят. Доверие к бренду, которое и так в последние годы держалось исключительно на честном слове и остатках патриотизма, рухнуло окончательно и бесповоротно.
Пир во время чумы: электро-Нива и Дубайские мечты
Ситуация усугубляется тем, что руководство АвтоВАЗа, похоже, ментально застряло в прошлом десятилетии и напрочь отказалось замечать, как изменился мир вокруг. Они проспали революцию. Пока наши «эффективные менеджеры» были заняты переписыванием ценников в сторону увеличения и лоббированием повышения утилизационного сбора, чтобы искусственно задушить конкурентов, в Россию хлынул неудержимый поток китайских брендов.
Вместо решения реальных, кричащих проблем качества и ценообразования, вместо жёсткой борьбы с браком, вместо реального снижения производственных издержек, вместо налаживания нормальной бесперебойной логистики, руководство занимается какой-то сюрреалистичной имитацией бурной деятельности. Это напоминает театр абсурда.
Мы слышим громкие заявления про электрическую «Ниву». Электрическую! В стране, где полгода зима, а зарядных станций за пределами МКАДа днём с огнём не сыщешь. Кому нужна эта игрушка, кроме горстки гиков, энтузиастов и блогеров для одного обзора? Но бюджеты на разработку осваиваются, красивые отчёты в министерства пишутся, премии выплачиваются.
Или возьмём другую «гениальную» новость последних дней. Мы читаем заголовки про отправку удлинённой Lada Aura на экспорт в Арабские Эмираты. Серьёзно? Вы это сейчас не шутите? Вы не можете наладить нормальные продажи и сервис в Саратове, Омске или Новосибирске. У вас в регионах не хватает запчастей, но вы лезете в Дубай!
В город, где такси — это «Лексусы» и «Теслы», попытка продать переделанную Весту выглядит не как взвешенная стратегия международного развития, а как жалкая попытка пустить пыль в глаза правительству и инвесторам. Это происходит в тот момент, пока фундамент собственного дома трещит по швам и вот-вот рухнет. Это чистый пиар ради пиара, полностью оторванный от суровой реальности.
Китайский нокаут: почему Vesta больше не нужна
И давайте будем предельно честны сами с собой. За те 1,8–2,0 млн рублей, что сейчас без зазрения совести просят за Lada Vesta в более-менее хорошей комплектации (которую ещё нужно поискать), на рынке можно взять современного, технологичного «китайца». И это будет не компромисс, а полноценный шаг вперед.
Да, у китайского автопрома тоже есть и будут свои нюансы, вопросы к надёжности на длинной дистанции и ликвидности на вторичном рынке. Но, чёрт возьми, это будет автомобиль с полноценным климат-контролем, с нормальным плавным классическим автоматом или роботом, а не с воющей механикой. С огромными сенсорными экранами, камерами кругового обзора и салоном из приятной экокожи.
Это будет продукт XXI века. А что напротив? Напротив конструктор «Сделай сам» с механической коробкой передач, конструкция которой помнит ещё советских инженеров, с пластиком, который скрипит уже с завода, и с мультимедиа, которая тормозит и зависает.
Покупатель голосует рублём — это самый честный и неподкупный выбор. И этот рубль всё чаще и увереннее уходит в кассу Haval, Chery, Geely или Changan. Китайцы предлагают законченный продукт, упакованный в красивую современную обёртку, а АвтоВАЗ предлагает нам чувство патриотического долга и ностальгию за наши же очень немаленькие деньги.
Lada Iskra: последняя надежда или финальный провал?
Особую, глубокую тревогу вызывает грядущая новинка, на которую возлагались последние надежды — Lada Iskra. Нам годами обещали доступный автомобиль, настоящую народную замену стареющей Granta, машину для простых работяг, студентов и пенсионеров. Но уже сейчас, глядя на предварительные прайс-листы, становится кристально понятно: чудо не произойдёт. Нас снова обманули.
Базовая, абсолютно пустая версия «Комфорт» с самым слабым, архаичным восьмиклапанным мотором на 90 лошадиных сил и механикой оценивается в 1 249 000 рублей. Вдумайтесь: 1,25 миллиона за «пустышку»! А если вы, не дай бог, захотите комплектацию чуть побогаче, версию Life, чтобы чувствовать себя человеком, то готовьте уже 1 319 000 рублей.
Апофеоз жадности — это версии с двигателем 106 лошадиных сил. Ценник на них вообще улетает в стратосферу, к отметке под 1 600 000 рублей за машину B-класса. Для подавляющего большинства жителей российских регионов, где средняя зарплата далека от московской, это совершенно неподъёмные деньги за бюджетный седан. Это настоящая ипотека на колёсах.
Изображение 4: Описание: Официальное фото Lada Iskra (или рендер) с наложенным крупным ценником "1 600 000 ₽?". Подпись: Iskra, которая не зажгла. 1,6 миллиона за бюджетный седан — это приговор доступности или проверка на прочность наших кошельков?
А ведь мы понимаем, что это рекомендованные розничные цены (РРЦ). Если к этому добавить реальные аппетиты дилеров с учётом навязанных «допов», ковриков за 100 000 рублей, сеточек в бампер и антикора по цене золота, планка поднимется ещё выше. Выход «Искры» с таким ценником станет последним гвоздём в крышку гроба имиджа Лады как доступного бренда для народа.
Выбор без выбора?
Сейчас завод стоит перед тяжелейшим, судьбоносным выбором, и хорошего выхода из этого тупика уже просто нет. Время упущено. Эксперты рынка, автоподборщики и независимые аналитики в один голос твердят: чтобы хоть как-то разгрузить затоваренные склады, нужно действовать радикально.
Чтобы освободить место для действительно новых машин, и главное, чтобы вернуть обиженного покупателя в салоны, нужно ронять цены. И ронять их не косметически, а хирургически. Речь идёт не о жалкой скидке в 50 или 100 тысяч рублей, которую тут же съест навязанная страховка КАСКО или карта помощи на дорогах. Речь идёт о реальном дисконте в 30 или даже 40% от текущего прайса.
Но для генерального директора Максима Соколова и всей топ-менеджерской верхушки завода такой шаг равносилен профессиональному и политическому самоубийству. Только вдумайтесь: если завтра официально объявить, что Vesta стоит не 1 800 000, а, скажем, справедливые 1 200 000 рублей, это вызовет эффект разорвавшейся бомбы.
Это будет официальным, документальным признанием того, что все последние годы завод нагло, цинично наживался на своих же согражданах, завышая маржинальность до небес. Это станет публичным признанием в том, что «народный» автомобиль стоил неадекватно дорого не из-за себестоимости, а просто потому, что монополист так решил, полагая, что «пипл схавает».
Признать такое — значит расписаться в собственной некомпетентности и алчности. Поэтому они будут тянуть до последнего, надувая щёки и делая вид, что всё идёт по плану. АвтоВАЗ окончательно и бесповоротно потерял связь с реальностью. Менеджмент концерна живёт в каком-то вымышленном розовом мире, где у них нет конкурентов, где границы закрыты наглухо, а люди готовы стоять в очередях за любой поделкой с ладьей на решетке.
Они думают, что у народа нет выбора, но этот мир перестал существовать в 2022 году. Рынок перестроился, народ устал. Это чувствуется в каждом комментарии, в каждом разговоре в гаражах. Люди устали от того, что к ним относятся исключительно как к дойной корове, с которой можно стричь купоны, не давая ничего взамен.
Сейчас наступает момент истины. Часики тикают. Если завод не очнётся от этого летаргического сна, если не сбросит спесь и не начнет играть по жёстким, но справедливым правилам рынка, снижая цены до адекватного, разумного уровня, мы рискуем стать свидетелями исторического краха. Мы увидим, как некогда непотопляемый промышленный гигант превратится в ржавый памятник собственной жадности.
История не прощает ошибок, а рынок не прощает высокомерия. АвтоВАЗ сейчас стоит на краю пропасти и, кажется, готов сделать шаг вперёд.
А что вы думаете по этому поводу? Готовы ли вы купить новую Lada за эти деньги, или ваш выбор уже сделан в пользу подержанных иномарок или «китайцев»? Обязательно пишите своё жёсткое и честное мнение в комментариях — нам важно знать голос народа!