Найти в Дзене

В Москве возобновили трамвайный маршрут, отменённый в 1990-е годы

До 1930-х годов московский трамвай был основным видом городского транспорта. Трамвайные пути проходили во всем основным центральным улицам города, включая Арбат, Маросейку, Большую Никитскую, и так далее. Золотые были времена. Конечно, для тех из нас, кто ещё их помнит. Есть такие среди моих читателей? Чёрным днём для развития трамвая Москвы стало 15 мая 1935 года. В этот день свои гостеприимные двери распахнул московский метрополитен. С тех пор трамвайные линии начали последовательно выпиливать из центральной части города, оставив к сегодняшнему дню только одну, ведущую из Замоскворечья на Чистые пруды. И лишь 10 сентября 2025 года было запущено движение трамваев по улице Академика Сахарова. Впрочем, на столичных окраинах трамвай продолжал развиваться. Последняя линия была открыта в 1982 году в Строгино. Параллельно, важные и нужные трамвайные маршруты продолжали уничтожаться. Например, в 1986-м закрыли движение по Госпитальной улице, где остатки путей сохранялись ещё аж до середины 2

До 1930-х годов московский трамвай был основным видом городского транспорта. Трамвайные пути проходили во всем основным центральным улицам города, включая Арбат, Маросейку, Большую Никитскую, и так далее. Золотые были времена. Конечно, для тех из нас, кто ещё их помнит. Есть такие среди моих читателей?

Чёрным днём для развития трамвая Москвы стало 15 мая 1935 года. В этот день свои гостеприимные двери распахнул московский метрополитен. С тех пор трамвайные линии начали последовательно выпиливать из центральной части города, оставив к сегодняшнему дню только одну, ведущую из Замоскворечья на Чистые пруды. И лишь 10 сентября 2025 года было запущено движение трамваев по улице Академика Сахарова.

Впрочем, на столичных окраинах трамвай продолжал развиваться. Последняя линия была открыта в 1982 году в Строгино. Параллельно, важные и нужные трамвайные маршруты продолжали уничтожаться. Например, в 1986-м закрыли движение по Госпитальной улице, где остатки путей сохранялись ещё аж до середины 2010-х годов.

-2

Однако то, что началось после распада СССР, иначе как вредительством, и назвать трудно. Юрий Михайлович вёл с московским трамваем упорную, ожесточённую борьбу. Сколько линий было закрыто! На Нижней Масловке, на Беговой улице. А на Ленинградском проспекте совсем несуразица. Трамвай сняли для реализации проекта "Большая Ленинградка". Вот только где вы ещё видели многополосный хайвей, упирающийся в тупик (узенькие Иверские ворота Красной площади)? Которые, кстати, были восстановлены чуть ранее тем же самым московским руководством. Парадоксальная ситуация.

Но конечно же, главной московской потерей стало уничтожение трамвайной линии по Проспекту Мира.

1980-е. Трамвай №5 на Проспекте Мира
1980-е. Трамвай №5 на Проспекте Мира

И лишь при нынешнем московском руководстве трамвай снова начал хоть сколько-нибудь развиваться. Восстановили движение по Лесной улице (2019), достроили 400 метров путей у Белорусского вокзала. Продлили линию по улице Сергия Радонежского.

Но возвращаемся к уже упомянутому проспекту Мира. Здесь ходили два маршрута - 5 и 17. Причём, трамвай №5 имеет давнюю историю. С 1906 года он курсировал от Сокольнической заставы до Покровских ворот. В 1930-х эта линия стал дублировать новопостроенную Сокольническую линию метро, и конечно же, рельсы оттуда вскоре убрали.

Впрочем, трассу маршрута №5 регулярно меняли, просто переносив эту цифру на другие направления.

И только с 1966 года трамвай-пятёрочка начал ходить от Медведково до Белорусского вокзала (Лесная улица). Ликвидировали его в 1997, после варварского разрушения линии на проспекте Мира.

16 декабря 2025 состоялось радостное событие! Но - увы, с горчинкой. В Москве возобновили движение трамвайного маршрута №5.

Однако, ходит он всего лишь от Белорусского до Рижского вокзала, по "усечённой трассе".

Долгое время трамвайные пути на Трифоновской улице находились в очень плохом состоянии. 30 лет здесь не было движения.

2020
2020

И вот наконец-то провели реконструкцию. И пустили здесь маршрут №5. Линия, как водится, бесконтактная. Трамваям "Львёнок" предстоит проезжать 2,1 километра на автономном ходу, а запаса батареи хватит примерно на 5. Таким образом, остановка в пути вагонам не грозит.

-5

Но радость "с горчинкой". Историческая трасса трамвая №5 проходила от Медведково до Белорусского вокзала. Лично я даже согласился бы, чтобы конечная была не в Медведково, а в Свиблово, недалеко от моего дома. На этот случай, здесь присутствует разворотное кольцо в отличном состоянии. И будка путевого обходчика.

-6

То, что восстановили линию на Трифоновской улице - очень здорово.

Я здесь накидал список приоритетных задач в рамках программы повсеместного возрождения московского трамвая.

-7

1). Восстановление линии по Проспекту Мира.

2). Восстановление линии по улице Гиляровского.

3). Продление линии из Останкино до улицы Костякова (соединение с уже действующей веткой).

4). Строительство линии в Бирюлёво от круга на улице Академика Янгеля.

5). Строительство линии в Ивановское. Метро там нет и не планируется.

Вот это было бы здорово!

-8

Ну, а за восстановление пятого маршрута - спасибо. Жаль, что лично мне им, видимо, воспользоваться так и не придётся.

В моем телеграм-канале много интересной и полезной информации о путешествиях по России и миру, а также о московских достопримечательностях. Подпишитесь, чтобы не пропустить!