Найти в Дзене
Свет Православия

Иоанн Дамаскин — один из величайших богословов и отцов Церкви, систематизатор православного вероучения

 Иоанн Дамаскин — один из величайших богословов и отцов Церкви, систематизатор православного вероучения. • Родился: около 675–680 гг., Дамаск (Сирия, тогда часть Омейядского халифата). • Умер: около 749–753 гг., монастырь св. Саввы (близ Иерусалима). • Память в Православной Церкви: 4 декабря (17 декабря по н. ст.). ________________________________________ Основное учение (богословский вклад) Борьба с иконоборчеством — главный подвиг. Написал три «Слова против порицающих святые иконы». Доказал, что иконопочитание не является идолопоклонством. Сформулировал богословское обоснование икон: «Изображение есть напоминание о первообразе». Честь, воздаваемая иконе, восходит к тому, кто на ней изображён. Свой центральный аргумент автор строит на догмате о Воплощении Бога Слова. Он доказывает, что если невидимый Бог, по Своей безграничной любви к человеку, воплотился, то есть принял на Себя подлинную человеческую плоть, то Он может и должен быть изображаем. Отрицание возможности изображать Христа

Иоанн Дамаскин — один из величайших богословов и отцов Церкви, систематизатор православного вероучения.

• Родился: около 675–680 гг., Дамаск (Сирия, тогда часть Омейядского халифата).

• Умер: около 749–753 гг., монастырь св. Саввы (близ Иерусалима).

• Память в Православной Церкви: 4 декабря (17 декабря по н. ст.).

________________________________________

Основное учение (богословский вклад)

Борьба с иконоборчеством — главный подвиг.

Написал три «Слова против порицающих святые иконы». Доказал, что иконопочитание не является идолопоклонством.

Сформулировал богословское обоснование икон: «Изображение есть напоминание о первообразе». Честь, воздаваемая иконе, восходит к тому, кто на ней изображён.

Свой центральный аргумент автор строит на догмате о Воплощении Бога Слова. Он доказывает, что если невидимый Бог, по Своей безграничной любви к человеку, воплотился, то есть принял на Себя подлинную человеческую плоть, то Он может и должен быть изображаем. Отрицание возможности изображать Христа, Богородицу и святых, по мысли прп. Иоанна Дамаскина, фактически является отрицанием реальности Боговоплощения – скрытой формой докетизма или монофизитства.

Систематизация православного вероучения.

В главном труде «Точное изложение православной веры» впервые изложил всю сумму христианского вероучения (о Боге, Троице, творении, христологии, спасении, таинствах) в стройной философско-богословской системе.

Полемика с исламом.

Будучи сыном высокопоставленного чиновника в халифате, отлично знал ислам.

В 100-й главе своего труда «Источник знания» дал первый в христианской литературе систематический критический разбор исламского вероучения (отрицание Троицы, учение о Коране как вечном слове Божьем, критика свободы воли в исламе).