Если вы думаете, что детская мечта каждого ребенка — стать знаменитым актером, то вы, как всегда, глубоко ошибаетесь! Пока мы заворожено смотрим на экран и завидуем легкой жизни звезд, некоторые из них на собственной шкуре испытали, каково это — в девять лет проснуться знаменитым на всю страну. И каково — добровольно от этой славы отказаться.
История Анны Ашимовой — девочки Нины из бессмертных «Чародеев» — это не рассказ о несбывшихся надеждах. Это осознанная, взрослая история выбора. Выбора между мишурой славы и настоящим, теплым, домашним счастьем.
Почему рыжая веснушчатая хулиганка, покорившая сердца миллионов, больше никогда не вышла на съемочную площадку? И как сложилась жизнь той самой девочки, которая так искренне кричала: «Я вредная девчонка, я плохо учусь!»? Давайте заглянем за кулисы самой новогодней сказки и узнаем, какой путь выбрала для себя Анна Ашимова.
Неуправляемая хулиганка из Улан-Удэ: Как провинциальная девочка покорила Москву
Анна Ашимова родилась 9 января 1973 года в Улан-Удэ, куда по службе был направлен ее отец-военный. С самого детства она была тем еще сорванцом — энергичная, боевая, не признающая авторитетов.
Могла в песочнице отобрать у мальчишки формочку, а если тот сопротивлялся — и стукнуть запросто. Родители души в ней не чаяли, и девочка росла в атмосфере безусловной любви и свободы. Возможно, именно эта внутренняя раскрепощенность позже и сыграла решающую роль.
Когда Ане было семь, семья переехала в Москву. И если для кого-то столица — это стресс, то для юной Ашимовой она стала огромной песочницей с бесконечными возможностями.
Она записалась во все кружки Дворца пионеров одновременно: танцы, рисование, вокал. Ей было все интересно, она впитывала впечатления как губка. И именно там, в этой творческой суете, ее и заметила ассистент режиссера, которая отчаялась найти «ту самую» девочку для нового фильма.
На пробы в 1982 году пригласили десятки претенденток. И пока другие девочки робели и старались вести себя прилично, девятилетняя Аня, увидев в коридоре трельяж с тремя зеркалами, не удержалась. Она стала корчить смешные рожицы, разглядывая свои отражения.
За этим занятием ее и застал режиссер картины Константин Бромберг. Он сразу понял — вот она, Нина Пухова! Та самая, с растрепанными косичками, веснушками и обаятельной, хулиганской улыбкой. Так случайность и детская непосредственность открыли ей дверь в мир кино, о котором она даже не мечтала.
«Я вредная девчонка»: Слезы, кирпичи и дружба с Абдуловым
Съемки для второклассницы оказались не игрой, а тяжелой работой. Первая же проблема возникла на этапе проб. По сценарию ей нужно было сказать фразу: «Я вредная девчонка, я плохо учусь». Аня, которая в жизни была отличницей и «ботаником», наотрез отказывалась это произносить!
Она искренне не понимала, зачем ей врать. Бромберг даже пригрозил отправить ее домой, и только тогда девочка, стиснув зубы, выдала нужную строчку.
Дальше — больше. Нужно было выучить огромные куски текста. Аня плакала ночами над сценарием, но врожденное упрямство не позволяло ей сдаться. Были и чисто технические сложности. Ее экранный брат, Александр Абдулов, был очень высоким.
Чтобы Аня не терялась в кадре, ей постоянно подкладывали под ноги кирпичи, скамеечки и подушки. А однажды режиссеру пришлось буквально уговаривать ее изобразить испуг в сцене, где Абдулов лезет на крышу. «Да ему же ничего не будет! Его же страхуют!» — искренне не понимала девочка. Для нее все происходящее было «понарошку», и бояться было просто глупо.
Но самым удивительным стала атмосфера на площадке. Вопреки ожиданиям, звезды первой величины — Абдулов, Виторган, Светин, Васильева — не смотрели на девочку свысока. Александр Абдулов стал для нее настоящим старшим братом: опекал, веселил истощенную съемками группу анекдотами, поддерживал.
Михаил Светин подарил ей целую коллекцию карманных календариков — несметное богатство для школьницы 80-х. Екатерина Васильева, казавшаяся сначала холодной и недоступной, оказалась добрейшей души человеком. Для Ани они были не иконами, а просто хорошими, добрыми взрослыми, которые помогали ей в нелегком деле.
Три голоса одной девочки: Почему за Нину пела Лариса Долина
Мало кто знает, но у Нины Пуховой в фильме было целых три голоса! Говорила за героиню Ашимовой профессиональная актриса дубляжа Светлана Харлап. А вот с песнями вышла отдельная история.
У Ани был хороший голос, и она очень хотела спеть сама. Ей даже дали попробовать. Но худсовет, прослушав ее версию «Трех белых коней», решил, что нужно что-то более профессиональное.
Сначала пригласили 13-летнюю Ольгу Рождственскую, дочь известной певицы. Ее голос идеально лег на «Песенку о снежинке». А вот для заглавной «Трех белых коней» искали и не могли найти нужный тембр.
И тут совершенно случайно на студии оказалась 27-летняя джазовая певица Лариса Долина. Ее попросили спеть «на пробу». И когда она запела, у режиссера не осталось сомнений: это именно то, что нужно!
Так навсегда в историю вошел уникальный дуэт: девятилетняя рыжая девочка на экране и мощный, хрустальный голос молодой Долиной за кадром. Ирония судьбы: Аня, мечтавшая петь сама, стала визуальным воплощением чужого вокального триумфа.
Обратная сторона славы: Как «чародейка» стала изгоем в школе
31 декабря 1982 года фильм «Чародеи» вышел на экраны, а уже после зимних каникул Аня Ашимова вернулась в школу всесоюзной знаменитостью. Казалось бы, что может быть лучше? Одноклассники должны гордиться, завидовать белой завистью, просить автографы.
Но случилось ровно наоборот. Слава обернулась против девочки жестокой травлей. Ее тут же окрестили «чародейкой», но произносили это слово не с восхищением, а с язвительной злобой. Мальчишки ставили подножки, дергали за косы, толкали.
Девочки игнорировали или отпускали колкости. Для детей она перестала быть своей, обычной Аней. Она стала чужой, звездой, выскочкой. Ей завидовали, и эта зависть выливалась в мелкие, но очень обидные пакости. Аня часто плакала, возвращаясь домой. Первый вкус славы оказался горьким и оставил в дуне глубокий шрам.
Ситуацию спасли… пластинки. Вскоре после выхода фильма появились виниловые диски с песнями из «Чародеев». Достать их было невероятной удачей.
И вот тут к Ане выстроилась очередь из одноклассниц — не за общением, а за возможностью переписать заветные слова «Трех белых коней» или «Ведьмы-речки» в свои песенники. Прагматичный детский интерес на время победил зависть. Но осадок, понимание того, что популярность делает тебя мишенью, осталось с Аней навсегда.
Осознанный отказ: Почему «ботаник» выбрала экономику, а не ВГИК
И вот тут начинается самое интересное. Вопреки ожиданиям миллионов зрителей, пророчивших ей блестящее актерское будущее, Аня Ашимова даже не рассматривала эту возможность. Она всегда была правильной, умной девочкой, отличницей. Ее привлекала математика, точность, логика. А работа актера, которую она увидела изнутри, казалась ей полной противоположностью.
Она рассуждала здраво и по-взрослому: профессия актера — это вечные разъезды, нестабильность, жизнь в чемоданах. Какая уж тут нормальная семья, дети, домашний уют? А ей с детства, глядя на родителей, хотелось именно этого — крепкого тыла, любви, возможности заботиться о близких. Кино было ярким, но одноразовым приключением. Она же выбирала жизнь.
Поэтому после школы она без колебаний подала документы в Государственную академию управления на факультет экономической информатики. Точные науки, стабильная профессия, уверенность в завтрашнем дне — вот что было ее осознанным выбором. И там же, на вступительных экзаменах, она встретила свою судьбу.
Тихая гавань: Любовь, семья и жизнь вне камер
Ее избранником стал однокурсник Кирилл Гайдаш. Ирония в том, что он даже не смотрел «Чародеев» и понятия не имел, что его новая знакомая — кинозвезда. Он влюбился просто в рыжую, веселую, умную девушку Аню. Их дружба постепенно переросла в любовь, и на четвертом курсе они поженились.
После академии Анна успела поработать экономистом в страховой компании и даже редактором в глянцевом журнале. Но когда в семье родился сын Александр (Саша), она, не раздумывая, ушла с работы. Ее мечта сбылась: теперь она могла полностью посвятить себя тому, о чем грезила с детства, — созданию семейного очага.
«Мне нравится заниматься хозяйством, я обожаю готовить, — признавалась она в интервью. — Работающие подруги спрашивают: «Тебе не скучно?» Ни капли! Я считаю, что быть хорошим тылом своему мужу — это тоже призвание».
Ее муж Кирилл оказался тем самым надежным, любящим человеком, ради которого не жалко променять аплодисменты толпы на тишину семейного ужина. Они путешествуют, растят сына, и Анна абсолютно счастлива в своей роли жены, матери и домохозяйки. Она не исчезла — она нашла себя.
Если честно, я смотрю на эту историю с тихим восхищением и легкой завистью. Восхищение — потому что нужна недюжинная сила духа, чтобы в девять лет, ослеплённой софитами и аплодисментами всей страны, сохранить трезвый взгляд на жизнь.
Не поддаться искушению «звездной» судьбы, к которой тебя так настойчиво толкает общественное мнение. Зависть — потому что так мудро и спокойно прожить свою жизнь, не свернув на чужую, навязанную колею, — это редкое, бесценное умение.
Ей предложили готовую, блестящую роль: «девочка-звезда», «актриса одного хита», «ностальгическая знаменитость». Она внимательно посмотрела на предлагаемые декорации — бесконечные разъезды, нестабильность, жизнь в чемоданах — и вежливо отказалась.
Она не захотела до конца жизни быть заложницей одного образа, одной улыбки девятилетней девочки. Она не стала спекулировать своим прошлым, давать интервью о «золотом детстве» или жаловаться на не сложившуюся карьеру.
Вместо этого она просто шагнула в сторону — в свою, настоящую, не сыгранную жизнь. Ту, о которой мечтала с детства, глядя на свою дружную семью: крепкий тыл, любовь, возможность заботиться о близких. Она построила не карьеру, а дом. И в этом, пожалуй, её главная победа — не в званиях и ролях, а в том, что она сумела реализовать свою самую заветную мечту.
Она не стала актрисой. Она стала счастливым человеком. И, кажется, второй титул куда почётнее первого.
А что вы думаете, дорогие читатели? Она поступила мудро, выбрав тихую реальность? Или всё же стоило попробовать силы в профессии, которая сама пришла к ней в руки? Или главная роль в её жизни уже сыграна — роль любящей жены и матери? Ждём ваши мнения в комментариях — давайте обсудим этот удивительный и неоднозначный жизненный выбор