Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Минус 200 тысяч автомобилей, или отложенный эффект драйвера роста АвтоВАЗа

По итогам 2025 года АвтоВАЗ выпустит 325 тыс. автомобилей, заявил руководитель российского автопроизводителя Максим Соколов в интервью телеканалу Россия 24. Иными словами, по сравнению с прошлым 2024 годом обвал составит 200 тысяч автомобилей. Напомним, в прошлом году АвтоВАЗ смог произвести 525 525 автомобилей марки Lada (продано 459 тыс. автомобилей). Однако у этого прошлогоднего показателя, когда было выпущено рекордное число автомобилей за последние 10 лет, была и обратная сторона медали. К началу текущего года на складах у дилеров скопилось порядка 100 000 нераспроданных автомобилей. О чем это свидетельствует? О том, что планирование на АвтоВАЗе - это «слабое звено» рабочего процесса. Получается, что плановики и маркетологи практически не держат руку на пульсе автомобильного рынка, допуская подобное развитие событий. Показан пример того, что корпоративное планирование на отечественном автопроизводстве не гибкое. Ради того, чтобы продемонстрировать рекорд, сознательно шли на затова

По итогам 2025 года АвтоВАЗ выпустит 325 тыс. автомобилей, заявил руководитель российского автопроизводителя Максим Соколов в интервью телеканалу Россия 24. Иными словами, по сравнению с прошлым 2024 годом обвал составит 200 тысяч автомобилей. Напомним, в прошлом году АвтоВАЗ смог произвести 525 525 автомобилей марки Lada (продано 459 тыс. автомобилей).

Однако у этого прошлогоднего показателя, когда было выпущено рекордное число автомобилей за последние 10 лет, была и обратная сторона медали. К началу текущего года на складах у дилеров скопилось порядка 100 000 нераспроданных автомобилей.

О чем это свидетельствует? О том, что планирование на АвтоВАЗе - это «слабое звено» рабочего процесса. Получается, что плановики и маркетологи практически не держат руку на пульсе автомобильного рынка, допуская подобное развитие событий.

Показан пример того, что корпоративное планирование на отечественном автопроизводстве не гибкое. Ради того, чтобы продемонстрировать рекорд, сознательно шли на затоваривание складов. Главное, чтобы не допускали и впредь подобного.

Выпуск автомобилей Lada в период 2014-2024 гг. Фото из открытых источников
Выпуск автомобилей Lada в период 2014-2024 гг. Фото из открытых источников

Наш канал старается держать по отношению к отечественному предприятию нейтральную позицию, мы анализируем поступающую информацию из-за периметра предприятия, но такие провалы даже стороннему наблюдателю достаточно легко обнаружить и обратить на них внимание.

А что же с планированием на следующий год?

По поступившей информации АвтоВАЗ запланировал произвести 400 тысяч автомобилей. То есть на 75 тысяч больше, чем в текущем году. И здесь возникает закономерный вопрос, а какие модели станут драйвером роста АвтоВАЗа?

И хотя приоритетом для отечественного автопроизводителя сегодня объявлен запуск серийного производства кроссовера Lada Azimut эта модель не станет драйвером роста. Первый год выпуска модели для АвтоВАЗа характеризуется низкими объемами, что прекрасно иллюстрирует пример запуска серийного производства другого нового семейства Lada Iskra. Вряд ли Azimut переломит эту традицию.

Кроссовер Lada Azimut. Фото из открытых источников
Кроссовер Lada Azimut. Фото из открытых источников

Причина низких объемов производства Iskra хорошо известна, подвели поставщики автокомпонентов на конвейер. Вот здесь кроется некая интрига. Понятно, что весь запланированный АвтоВАЗом прирост в 75 тысяч автомобилей новое семейство вряд ли осилит. Тут уместнее обратиться к опыту 10-летней давности по постановке на конвейер Lada Vesta.

Lada Vesta на конвейере. Фото из открытых источников
Lada Vesta на конвейере. Фото из открытых источников

За полный год с начала серийного производства на ижевской площадке было выпущено 50 тысяч «вест». Причем это произошло в кризисный 2016 год. Даже если условно АвтоВАЗ и его поставщики «поднатужатся» в следующем году и смогут осилит выпуск такого количества «искр», то какими моделями будет заполнен «остаток» еще в 25 тысяч автомобилей?

Явно не новейшим кроссовером Azimut. Наш прогноз, увеличится выпуск прежде всего такой модели как Lada Niva Travel. Но не настолько, чтобы полностью «закрыть» это количество. Спрос на эту модель повыситься, как ответ на ремоторизацию внедорожника.

Имеется также потенциал роста у самой популярной модели Lada Granta, Lada Niva Legend, Lada Largus, и в меньшей степени у Lada Vesta. Впрочем, делать прогнозы в нашей стране дело не слишком благодарное.

Инфорграфика сайта lada.ru
Инфорграфика сайта lada.ru

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz