Иволгинский дацан (тиб. «Гандан Даши Чойнхорлин») и история XII Пандито Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигэлова — это уникальное явление в мировом буддизме и современной науке.
Об Иволгинском дацане
Буддийская столица России. Это главный монастырь и резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России. Расположен в Бурятии, недалеко от Улан-Удэ. Его архитектурный ансамбль — классический образец тибетского монастырского зодчества.
Дацан был построен в 1945 году — в сложное послевоенное время, когда советская власть в знак лояльности разрешила построить единственный буддийский храм в СССР. Он стал символом возрождения буддизма в стране.
При дацане действует Буддийский университет «Даши Чойнхорлин», где будущие ламы изучают философию, медицину, иконографию, тибетский язык и тантру.
Теперь поговорим об этой уникальной личности, объединившей в своей истории духовный подвиг, историческую драму и научную загадку:
Даши-Доржо Итигэлов 1852г.р. — XII Пандито Хамбо-лама (глава буддистов Восточной Сибири России).
Его жизнь и посмертное состояние — явление мирового масштаба, выходящее за рамки одной конфессии.
Родился в местности Улзы Добо (современная Бурятия). По одной из самых поэтичных версий, он был сиротой и с детства пас овец. В 15 лет пешком пришёл в Анинский дацан, где 23 года постигал учение: изучал тибетский и монгольский языки, буддийскую философию, логику, медицину.
Прошел все ступени монашеского образования беспрецедентно быстро и глубоко. Получил степени гэбши (учёная степень, аналогичная кандидату наук), затем габжи (доктор буддийской философии).
Его главным учителем был Хамбо-лама Хойто Цыбенов, известный своими духовными достижениями. Итигэлов провел многие годы в строгих медитативных затворничествах в местности Хухэ-Уула. По преданию, он практиковал в пещере, где ранее медитировал первый Пандито Хамбо-лама Дамба-Даржа Заяев.
Даши-Доржо был духовным лидером на посту Хамбо-ламы (1911-1917годы) Был избран XII Пандито Хамбо-ламой в сложное предреволюционное время. Активно занимался просветительской деятельностью, строительством дацанов и лечебниц.
Он был патриотом и миротворцем. В годы первой мировой войны проявил себя как выдающийся организатор. Он создал и возглавил «Общебурятское общество», которое:
Собрало для армии около 130 тыс. рублей (огромная по тем временам сумма).
Отправило на фронт эшелоны с теплой одеждой, обувью, медикаментами.
Организовало в дацанах госпитали для раненых.
Лично благословлял и проводил обряды для уходящих на фронт бурятских полков.
За эту деятельность был награждён орденом Святой Анны II степени и медалями.
Даши-Доржо был настоящим пророком. Известны его предсказания о грядущих потрясениях: «Придут красные, разрушат дацаны, гонения на веру начнутся… А потом они же будут восстанавливать». Он также предвидел свою судьбу и будущее возвращение.
Духовный акт высочайшего уровня
Это ключевое событие, запланированное и осуществлённое Итигэловым как финальный урок.
1927 год: Чувствуя приближение времени, он вернулся в родной дацан, стал готовить себе саркофаг и дал ученикам указание: «Навестите меня через 30 лет. Посмотрите на мое тело. А через 75 лет я вернусь к вам».
В июне 1927 года, сидя в позе лотоса, он попросил учеников начать читать для него специальную молитву-благопожелание (хурал) для умершего. Ученики не решались, ведь он был жив. Тогда Итигэлов начал читать её сам. Постепенно его медитативное состояние углубилось, и он остановил дыхание и сердцебиение, войдя в состояние тукдам (самадхи) — глубокой медитации, при которой жизненные процессы останавливаются, но тело не разлагается.
Его тело было помещено в кедровый саркофаг и, согласно его завещанию, извлечено в 1955 и 1973 годах тайно группой лам. Каждый раз они убеждались, что тело остаётся неизменным.
В 2002 году саркофаг был извлечён уже официально в присутствии ученых, врачей и светских властей. Тело не имело признаков разложения: сохранились мягкие ткани, кожа, суставы оставались подвижными, а поза — устойчивой без каких-либо креплений. Патологоанатомы заявили, что это состояние не соответствует ни одному из известных науке этапов разложения трупа. Химический анализ кожи и волос показал, что содержание органических веществ соответствует живому человеку. Его перевезли в Иволгинский дацан.
Научные исследования тела Даши-Доржо проводились с 2002 по 2005годы, с разрешения буддийской Сангхи. Выводы российских ученых (криминалистов, патологоанатомов) были ошеломляющими:
o Кожа, мышцы, суставы: Сохранили эластичность и подвижность. Суставы сгибаются, пальцы остаются мягкими.
o Вес и форма: Вес около 40 кг, что соответствует живому худощавому человеку. Сохранилась естественная поза без каких-либо опор и фиксаторов.
o Органы и жидкости: Внутренние органы целы. При пункции были получемы ткани желтого цвета, что нетипично для мертвой ткани.
o Биохимия: Содержание брома в тканях превышает норму в 40 раз, органических веществ — как у живого человека. Не обнаружено признаков бальзамирования, консервации или мумификации (тело не высохло).
o Запах: От тела исходит легкий аромат сандала.
Сейчас его тело находится в Дворце-храме Хамбо-ламы Итигэлова (Этигэл-дуган) в Иволгинском дацане. Оно открыто для доступа верующих в особые дни. Содержится в обычных условиях, без специального климат-контроля. За ним ухаживают ламы — меняют одежду, протирают кожу.
Буддисты подчеркивают: это не нетленные мощи, а тело Учителя, пребывающего в состоянии глубокой медитации, достигшей наивысшей точки. Он считается живым и способным влиять на мир.
К нему могут прийти все желающие, чтобы получить благословение. Раз в год (в день празднования Цам) его переносят в главный соборный храм.
Итигэлов оставил точные указания, как и когда его извлечь. Он предсказал гонения на веру, гибель лам, а также своё возвращение к будущим поколениям. Своё тело он назвал «посланием всем народам России». Его возвращение совпало с новым расцветом буддизма в стране.
Его возвращение совпало с возрождением буддизма в России. Он стал духовным ориентиром, объединяющим не только буддистов, но и привлекающим людей разных вер и взглядов, включая ученых.
Феномен Итигэлова буддисты объясняют высочайшим уровнем духовной практики, контролем над тончайшими энергиями тела на уровне клеток. Для науки он остается загадкой, которая заставляет пересматривать представления о возможностях человеческого организма. Это редкий случай, когда религиозное чудо стало объектом научного изучения и документированных доказательств.
Даша-Доржо Итигэлов — это уникальный пример того, как жизнь, подчиненная высшей духовной цели, может оставить после себя не только учение, но и вещественное свидетельство о непостижимых возможностях человека, бросающее вызов времени, биологии и нашему обыденному восприятию реальности. Его феномен остается одним из самых документированных и необъяснимых чудес современности.