Дмитрий Быков высказался, что это не уровень Яхиной писать о таком великом человеке, как Эйзенштейн. Действительно, критики и поклонники неоднозначно встретили новое произведение Яхитной, а мне "Эйзен" понравился. Несмотря на то, что произведение вышло пол года назад, писательница только сейчас отправилась в тур для презентации своей работы. И на встречах с читателями говорит только о книге, никаких иных вопросов.
БУФФ ПРО ЭЙЗЕНШТЕЙНА
Удивительная история. Еще недавно презентацация книги Яхиной было настоящим событием для столицы республики Татарстан. Встречу с читателями устраивали в казанской ратуше, а по ее роману даже выстроили декорации деревни, которые потом стали туристической достопримечательностью.
Теперь же встреча с читателями пироходила в торговом центре при звуках катающегося детского паравозика и информатора, который постоянно о чем-то напоминад.
Целая волна критики вырвалась на писательницу после того, как она опубликовала свой манифест против действий родного правительства в соседней стране. В самом конце февраля 2022 года в швейцарском интернет-издании «Наша газета» появилось ее открытое письмо под названием «Это не моя война», после чего на родине на автора романа «Зулейха открывает глаза»
обрушилась волна критики. И на следующий год уроженка Казани уехала на
ПМЖ в Казахстан.
По мне - это о"Эйзи" - самая сильная работа автора, который теперь даже и не живет в России, а приезжает сюда, чтобы через пол года после опубликования романа презентовать его.
Вроде бы и не иноагент, но и держаться от нее надо подальше... Вроде бы и роман
- Мы начнем, немножко конкурируя, видимо, с аудио объявлениями, которые идут в торговом центре. Начнем, с обрушки, с названия романа Эйзен. Эйзен, это, конечно, сокращение от фамилии Эйзенштейн. потому Роман рассказывает о судьбе практически от рождения до смерти всемирно известного советского режиссера Сергея Эйзенштейна.
Это роман - биография. Это не документальное исследование. Это литературный текст, это фикшн, где я постаралась объединить те многие факты об Эйзенштейне, которые я нашла, со своей гипотезой о его личности. Поэтому факты, которые вы будете читать, это факты. Они подчеркнуты из многих научных трудов о нем, у нас очень много чего написано.
А те личные отношения, те психологические линии, те взаимоотношения героев, диалоги, сцены между героями, вот это все, это моя гипотеза о том, кто такой был Сергей Михайлович.
Потому что для меня в романе самое главное было рассказать о человеке. Не о профессионале, не о его трудах, а все-таки о человеке. Потому что о работе Эйзенштейна написано огромное количество текстов. О нем написаны диссертации, толстые научные тома, о нем написано огромное количество научных статей, сняты документальные фильмы и даже один художественный фильм.
Но вот литературного текста о нем не было. Вот теперь он есть. Поэтому Эйзен - это биография, литературная, роман о Сергею Эйзенштейне. Моя версия человека, моя гипотеза о том, кем он был. Ч
Роман Буфф, то это, обозначение жанра, вернее, смеси жанров, потому что Буфф, - это переплетение всего: танца, песни, комедии, какого-то представления веселого на сцене.
И эта пестрота составляет суть книги. Потому что она вытекает из самого героя. А герой Сергей Зинштейн был настолько разный, у него было такое огромное количество масок, личин, которые он постоянно менял. И такое гигантское количество граней, которыми он постоянно сверкал, что хотелось в форме текста это показать. Жанр вытекает из личности героя. А личность героя — это огромное количество масок, одна на другой, одна на другой, надетых на Сергея Эйзенштейна.
Поэтому в романе, когда вы будете читать, вы встретитесь с очень разными регистрами повествований. То это документальный текст, очень сухой, лапидарный. То это литературный текст, достаточно плавный и со всякими литературными приемами. То это серьезные сцены, драматические, иногда трагические. То это сцены комические, юмористические, порой фарсовые. То это взгляд сверху на большую историю, на исторические процессы. То это взгляд изнутри на очень тонкие психологические нюансы и на какие-то драматические события мелкого-мелкого масштаба внутри главного героя.
То есть это постоянная такая эмоциональная амплитуда, которая раскачивают читателя точно так же, как раскачивают зрителя фильма Эйзенштейна.
ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ
Те, кто встречал его, описывали очень по-разному. И было понятно, что это такой человек-взрыв, человек-фонтан, человек-оркестр, человек, вокруг которого постоянно было некое сияние, кипела жизнь. То он вдохновлялся и вдохновлял других, горел какими-то идеями. То он опускался в пучину депрессии, лежал не выходя из своей комнаты. То он на кого-то обижался, с кем-то очень громко ссорился, то целовался, лапазался, ну и так дальше.
Он был постоянным человеком-вулканом. Вот эту вот вулканическую его сущность мне и хотелось запечатлеть в романе не только в событиях его, но и в самом жанре.
Конечно, в нем много выдумки. Другое дело, что в нем очень много Иправды. Такие-то мелкие детали, которые вам покажутся, возможно, вымыслом, На самом деле это правда.
А какие-то смешные детали, которые вам могут показаться правдой, они окажутся вымыслом. Что я позволяла себе делать в тексте? Во-первых, я позволяла себе, конечно, придумывать диалоги. Как вы понимаете, никто не задокументировал, о чем именно разговаривал Сергей Зинштейн со своей матерью, в какой-нибудь ночью темной, выясняя отношения. Никто не записывал, как именно строить диалог Эдуарда Тесе, бессмысленного оператора Эйзенштейна и самого мастера где-нибудь в Мексике, когда они снимали мексиканскую новеллу.
Никто не помнит уже, о чем беседовал Эйзенштейн с Москвяным, своим вторым оператором, где-нибудь в Алма-Ате, в эвакуации, ночью, в холодном павильоне, снимая Ивана Грозного.
Первый вымысел мой — это, конечно, диалоги и, соответственно, все линии психологических героев.
Моя версия отношения Эйзенштейн с матерью - это такая ключевая, магистральная тема романа. Моя, опять-таки, версия отношения Эйзенштейн с своим ближайшим другом, сотоварищем-ассистентом Григорием Александровым — также очень важная линия романа. Моя версия отношения Эйзенштейна с его женщинами, а их было очень много в его жизни, для тех, кто любит личные моменты, кто любит мелодраматические линии, я обещаю, здесь очень много мелодрамы, отношение Эйзенштейна с его женщинами, это также в чем-то мой вымысел, хотя, конечно, в этом много правды тоже.
Я позволила себе, в духе Эйзенштейна, пофантазировать о потерянных кадрах некоторых фильмов. Например, возможно, вы не знаете, что фильм «Броненосец Потемкин, мы его знаем с вырезками.
14 кадров были вырезаны из «Броненосца Потемкина» в свое время цензурным комитетом Германии. И сегодня мы знаем только вот эту, цензурированную версию. А 14 самых страшных кадров утеряны, увы. Я позволила себе эти кадры выдумать.
То есть я позволяла себе домысливать утерянные кадры и утерянные фильмы Эйзенштейна. Это второй вымысел, который я себе позволяла в романе.
Ну и, конечно, я позволяла себе из маленьких кусочков правды выращивать большие сцены, даже эпизоды. К примеру, многие из нас знают, что в фильме «Броненосец Потемкин» снималась мать Эйзенштейна, Юлия Ивановна Эйзенштейн. Мы это знаем, потому что есть в фильме крошечный кадрик на две, может быть, три секунды длиной, где является сама Юлия Ивановна Эйзенштейн. Из этого маленького факта, мы больше ничего не знаем об этом визите.
Я вырастила целый большой эпизод, который называется Мама в Одессе на съемках «Броненосца».
Или другой пример. Мы знаем какие-то детали о том, как Зенштейн собирал актеров для съемок фильма «Иван Грозный» в Алма-Ате. Это было очень сложно. Это была эвакуация, это были военные годы. Режиссер сидел в Алма-Ате, а актеры были разбросаны по эвакуационным городам другим, по Ташкенту, по сибирским городам.
Я тоже из маленьких-маленьких фактов выращивала историки, как именно этот сбор звезд в единое большое созвездие «Ивана Грозного» происходил.
БЕЗ ЛИШНИХ КОМПЛИМЕНТОВ
Что касается самого Эйзенштейна, то эта фигура необыкновенно для меня важная. Я им интересовалась с юности, с далекой юности. И первое, самое главное, что меня, конечно, зацепило в его биографии, это съемки «Ивана Грозного». Я посмотрела этот фильм, и была совершенно поражена тем, как актуально он звучал тогда, в 90-е.
Кстати, он до сих пор звучит необыкновенно актуально. Он вне времени. не запылился, не стал даже на йоту устаревшим. Мне было непонятно тогда, и чуть-чуть более понятно сейчас, как именно смог Эйзенштейн в эвакуации, находясь за 4000 километров от родной Москвы, в тяжелейших условиях, снять такое абсолютно шедевральное и вневременное кино.
Он сделал две серии, предполагалось три, но ему не дали. Как это ему удалось, я совершенно не понимала тогда, в юности, очень заинтересовалась, и позже всю жизнь возвращалась к его фигуре.
Поэтому Эйзенштейн в каком-то смысле был со мной всю жизнь и, в общем-то, сформировал меня и подтолкнул заниматься кино тоже. Я закончила 10 лет назад сценарный факультет в московской школе кино, и этот интерес к кино, к режиссуре, он, конечно, шел в том числе и очень много от Эйзенштейна. Поэтому этот герой со мной всю жизнь, лет с 13−14, И он казался мне невероятно сложным, и кажется сейчас тоже.
Поэтому мне хотелось чуть-чуть прикоснуться к нему, раскрыть, что это такое Сергей Эйзенштейн. Очень долгое время это не удавалось, но в конце концов все-таки написала роман.
Кому-то моя версия показалась не очень комплементарной, как это и есть. Кого-то это даже, может быть, немножко укололо, обидело, разочаровало, что эта версия не такая восхищенная и восторженная, как у многих Эйзенштейновидов. Но, тем не менее, это моя версия. И в этой версии, как мне кажется, я надеюсь, Эйзенштейн предстает, конечно, не каким-то героем, который вызывает восторг, но при этом и не героем, который вызывает отвращение.
Я постаралась написать образ Эйзенштейна очень честно. Честно в том смысле, что там, где было можно восхищаться им, я восхищалась. Я очень люблю эти моменты, где мне удавалось им восхищаться. Там, где я ужасалась, а такие моменты были, я позволяла себе ужасаться и давать это делать читателю тоже. Потому что Эйзенштейн во многих своих проявлениях был, мягко говоря, не самым великим человеком.
Читайте также
Лайкайте, подписывайтесь и поддерживайте автора
А как вам книга про великого режиссера?