Найти в Дзене
Новый человек

Защитные механизмы психики: отрицание, вытеснение, диссоциация и их роль в нашей жизни

Представьте на минуту, что ваша память — не аккуратная библиотека, а скорее шумная, многоголосая мастерская. В ней постоянно что-то собирают, разбирают, перекраивают и... прячут. Особенно то, на что больно смотреть. Мы редко задумываемся об этом, но наше сознание — не пассивный приёмник информации. Это активный, даже агрессивный редактор, который безжалостно правит сценарий нашей жизни, руководствуясь одним простым принципом: выжить. Сохранить хрупкое представление о себе, о мире, о других. И когда на его стол ложится воспоминание, которое не вписывается в общую картину — стыдное, ужасное, невыносимое — срабатывает титанический по своей сложности механизм защиты. Сегодня мы попробуем заглянуть за кулисы этой работы и понять, как именно наша психика решает, что нам можно помнить, а о чём мы должны забыть навсегда. Начнём с того, что знакомо каждому, — с отрицания. Вы точно с ним сталкивались. Это когда вы смотрите на выписку из банка, видите растущий долг, но мысленно отмахиваетесь: «
Оглавление

Ваш внутренний цензор: как психика прячет от вас самые болезненные воспоминания

Представьте на минуту, что ваша память — не аккуратная библиотека, а скорее шумная, многоголосая мастерская. В ней постоянно что-то собирают, разбирают, перекраивают и... прячут. Особенно то, на что больно смотреть. Мы редко задумываемся об этом, но наше сознание — не пассивный приёмник информации.

Это активный, даже агрессивный редактор, который безжалостно правит сценарий нашей жизни, руководствуясь одним простым принципом: выжить. Сохранить хрупкое представление о себе, о мире, о других. И когда на его стол ложится воспоминание, которое не вписывается в общую картину — стыдное, ужасное, невыносимое — срабатывает титанический по своей сложности механизм защиты.

Сегодня мы попробуем заглянуть за кулисы этой работы и понять, как именно наша психика решает, что нам можно помнить, а о чём мы должны забыть навсегда.

Отрицание: когда вы вроде бы знаете, но делаете вид, что нет

Начнём с того, что знакомо каждому, — с отрицания. Вы точно с ним сталкивались. Это когда вы смотрите на выписку из банка, видите растущий долг, но мысленно отмахиваетесь: «Потом разберусь, сейчас не время». Вы знаете о проблеме, но активно игнорируете её.

В быту это выглядит как слабость или глупость, но на самом деле это защитный механизм
В быту это выглядит как слабость или глупость, но на самом деле это защитный механизм

В быту это выглядит как безволие или глупость, но на деле это фундаментальный защитный механизм. Он включается, когда факты слишком болезненны для немедленного принятия. Отрицание даёт нам небольшую передышку, буфер, чтобы постепенно, по капле, усвоить горькую правду.

Но что происходит, когда правда — не просто неприятный факт, а воспоминание, способное разрушить само ваше «Я»? Когда мы говорим о глубокой травме, жестоком предательстве, невыносимом стыде, простого «делания вида» недостаточно. Знания об этом настолько токсичны, что допускать их до сознания даже на секунду нельзя. И тогда в дело вступает тяжёлая артиллерия психики — вытеснение.

Вытеснение: бессознательное забывание как форма спасения

Если отрицание — это когда вы отворачиваетесь от мусора в углу комнаты, то вытеснение — это когда ваш мозг начисто стирает сам факт существования и комнаты, и мусора. Это полностью бессознательный процесс. О нём не договариваются, его не включают по желанию. Он срабатывает автоматически, как рефлекс.

Классик психоанализа Зигмунд Фрейд считал вытеснение (Verdrängung) краеугольным камнем нашей психической защиты [1]. Его задача — спасти ваше сознательное «Я» от непереносимого содержимого. Допустим, в вас рождается импульс — жестокий, постыдный, социально неприемлемый. Осознать его — значит признать в себе чудовище. Что делает психика? Она не ведёт с вами дискуссий. Она берёт и «заталкивает» эту связку «импульс-мысль-эмоция» в глубочайшие подвалы бессознательного. И наглухо заколачивает дверь.

Память о событии не исчезает, а становится недоступной
Память о событии не исчезает, а становится недоступной

То же самое происходит с травматическими воспоминаниями. Речь не о том, что вы «не хотите» это помнить. Вы буквально не можете. Память о событии не стирается (и в этом коварство!), а изымается из доступа. Как архивный документ, помеченный грифом «Уничтожить». Человек забывает не детали — он забывает само событие.

Но, подобно заражённому файлу на компьютере, вытесненное воспоминание продолжает работать, отравляя систему. Оно проявляется в необъяснимых тревогах, ночных кошмарах, иррациональных страхах или психосоматических симптомах. Тело помнит то, что забыл разум.

Два лица вытеснения: что никогда не знали и что старались забыть

Интересно, что вытеснение бывает разным. Психоаналитики различают первичное и собственно (вторичное) вытеснение [2].

  • Первичное вытеснение — это самый ранний, примитивный фильтр. Оно работает с содержанием, которое никогда не было сознательным. Представьте себе некие психические «кирпичики» — инстинктивные желания или потенциальные мысли, — которые настолько чудовищны для формирующейся личности, что им сразу же, при рождении, отказывают в праве на существование в свете сознания. Их отправляют в подвал, даже не распаковав.
  • Собственно вытеснение — это история про уже «увиденное» и «узнанное». Какая-то мысль, чувство или обрывок памяти всё-таки пробиваются в сознание. И мозг, оценив ужас, панику и диссонанс, которые они вызывают, запускает обратный процесс. «Всё, не надо, убери!» — и непрошенный гость насильно выдворяется обратно в бессознательное. И дверь закрывается ещё крепче.
Отрицание и вытеснение — части одной психологической цепи
Отрицание и вытеснение — части одной психологической цепи

Таким образом, отрицание и вытеснение — не конкуренты, а звенья одной цепи. Сначала психика пытается радикально вытеснить опасный материал. Если он «прорывается» в виде намёков, симптомов или смутного беспокойства, включается отрицание — более сознательное: «Нет-нет, мне просто показалось, всё в порядке».

Диссоциация: когда психика делит невыносимую реальность на отсеки

А что, если травма слишком масштабна, чтобы её можно было просто «затолкать в подвал»? Например, хроническое насилие в детстве. Вытеснить годы жизни невозможно. И тогда психика применяет более изощрённую тактику — диссоциацию.

Если вытеснение работает по вертикали (сознательное → бессознательное), то диссоциация — по горизонтали. Она не удаляет память, а разделяет её. Представьте, что ваше сознание — это корабль. При диссоциации его герметично разгораживают на непроницаемые отсеки. В одном отсеке — обычная жизнь: работа, друзья, повседневные заботы. В другом — заперты все ужас, боль и отчаяние травмы. Эти отсеки не сообщаются.

Одним из ключевых инструментов диссоциации является компартментализация (от англ. compartment — отсек). Это способность удерживать взаимоисключающие убеждения или модели поведения, не чувствуя дискомфорта. Классический пример: любящий отец, который в одной части жизни искренне заботится о семье, а в другой — проявляет жестокость. Для него это не противоречие, потому что эти «Я» диссоциированы.

Изоляция аффекта — это способность спокойно говорить о страшных событиях своей жизни, не испытывая дрожи в голосе
Изоляция аффекта — это способность спокойно говорить о страшных событиях своей жизни, не испытывая дрожи в голосе

Ещё один инструмент — изоляция аффекта. Это когда вы можете абсолютно спокойно, без дрожи в голосе рассказывать о страшных событиях своей жизни. Факты — есть, повествование — есть, а связанных с ними эмоций — нет. Они были «отсоединены» и изолированы, как опасные химикаты.

Именно диссоциативные механизмы, как отмечал ещё пионер в этой области Пьер Жане, позволяют человеку пережить невыносимое, продолжая при этом функционировать [3]. Но плата за это — фрагментация личности, ощущение нереальности происходящего (дереализация) и отчуждения от себя (деперсонализация).

Крайняя линия обороны: когда рушится реальность и начинается бред

А что, если и этого недостаточно? Что, если удар настолько силён, что проламывает все внутренние переборки — и вытеснительные, и диссоциативные? Тогда происходит самое страшное: рушится сама способность отличать внутреннее от внешнего, фантазию от факта. Принцип реальности даёт сбой.

В этот момент последним прибежищем становятся бред и тотальная фантазия. Это уже не защита, а бегство в альтернативную вселенную. Человек не отрицает факты — он отрицает саму реальность, замещая её новой, психотической конструкцией, где нет места непереносимой боли. Здесь могут рождаться грандиозные идеи о собственном величии (мания) или, наоборот, тотального преследования (паранойя).

Грандиозные фантазии — это не просто мечты, а компенсаторная система, защищающая от внутренней пустоты и ничтожности
Грандиозные фантазии — это не просто мечты, а компенсаторная система, защищающая от внутренней пустоты и ничтожности

Эта динамика часто наблюдается у людей с пограничной или нарциссической организацией личности, где хрупкое «Я» постоянно балансирует на грани [4]. Их грандиозные фантазии — не просто мечты, а жизненно необходимая компенсаторная система, защищающая от ощущения внутренней пустоты и ничтожности. Крайней же точкой этого пути является психоз — состояние полного разрыва с консенсусной реальностью.

Вместо заключения: наша хрупкая и мудрая психика

Эта иерархия защит — от отрицания к вытеснению, через диссоциацию к психозу — показывает не нашу слабость, а невероятную изобретательность и устойчивость психики. Она любой ценой пытается сохранить нас в рабочем состоянии, как умная операционная система, которая жертвует отдельными процессами, чтобы не упасть вся.

Понимание этих механизмов важно не для того, чтобы клеймить себя или других за «побег от реальности». А для того, чтобы с большим состраданием и вниманием относиться к собственной внутренней жизни и жизни окружающих.

Если вас годами преследует необъяснимая тревога или ваше тело говорит на языке симптомов, о котором молчит разум, — возможно, это тихий голос того самого «документа», который когда-то был помечен грифом «Уничтожить». И первым шагом к исцелению будет не осуждение своего «цензора», а признание его героической, хоть и зачастую слепой, работы по нашему спасению.

Источники и что почитать, если интересно углубиться:

[1] Freud, S. (1915). The Unconscious. — Работа, где Фрейд подробно разбирает концепцию вытеснения.
[2] Laplanche, J., & Pontalis, J.-B. (1973).
The Language of Psycho-Analysis. — Отличный словарь, который чётко разграничивает первичное и вторичное вытеснение.
[3] Van der Hart, O., Nijenhuis, E. R. S., & Steele, K. (2006).
The Haunted Self: Structural Dissociation and the Treatment of Chronic Traumatization. — Современный взгляд на диссоциацию, уходящий корнями в идеи Пьера Жане.
[4] Kernberg, O. F. (1975).
Borderline Conditions and Pathological Narcissism. — Классика, объясняющая, как примитивные защиты связаны с расстройствами личности.

Постскриптум: Беседа у камина, или О чём говорят психоаналитик, создатель парка и Повелитель Времени

Сцена: уютный, слегка задымлённый кабинет в стиле конца XIX века. За столиком у камина сидят двое.

Зигмунд Фрейд: ...Итак, вы утверждаете, что ваши «хозяева» — идеальные существа, чьи травматические воспоминания просто... стираются техническими средствами? Цифровым вытеснением? Это же чудовищно! Вы лишаете их фундаментального права на невроз! Без вытеснения не будет оговорок, сновидений, творческого сублимирования. Вы создаёте биороботов, а не людей.

-6

Роберт Форд (Мир Дикого Запада) (задумчиво вертя в руках бокал бренди): Право на невроз... Забавная формулировка, доктор. Но вы ошибаетесь. Мы не стираем. Мы даём им новые сюжеты. Это утончённая форма диссоциации, как вы бы сказали. Их «угрожающее ядро» не вытесняется в бессознательное — оно аккуратно помещается в отдельный цикл, в другой лабиринт. Они живут с этим каждый день, просто не знают об этом. Это не грубое забывание. Это... изящное забвение. Идеальная компартментализация.

Фрейд: Ха! Вы описываете не защитный механизм, а его крах! То, что вы называете «сюжетами» — не что иное, как бред и компенсаторные фантазии самого высокого порядка. Вы искусственно создаёте тотальный психоз, чтобы скрыть от них правду. Но правда, доктор Форд, всегда находит лазейку. Она возвращается в виде «сбоев», как вы их называете. Это и есть возвращение вытесненного! Ваш парк — это гигантская, коллективно разделённая фантазия, призванная защитить не их, а вас от осознания того, что вы совершили.

В этот момент пространство в углу кабинета начинает издавать скрежещущий, грохочущий звук. Материализуется синяя полицейская будка. Дверца распахивается.

-7

Десятый Доктор (выскакивает наружу, взъерошенный и полный энергии, за руку тянет Розу Тайлер): Ага! Временно-пространственная аномалия с психоактивным резонансом! Чувствовал её за милю! Привет! Я Доктор. А это Роза. Вы не видели, тут случайно не пробегал... Он резко обрывает, оглядывая Фрейда и Форда, принюхивается. Ого. Очень густо. Настоящий коктейль из викторианской подавленной сексуальности и... ой, это что, искусственная псевдодуша в стадии экзистенциального бунта? Круто!

Роза Тайлер (смотрит то на Фрейда с его бородой, то на невозмутимого Форда, качает головой): Опять куда-то не туда занесло. Я же говорила, нужно было свернуть у туманности Андромеды.

Фрейд (пристально, с профессиональным интересом глядя на ТАРДИС): Фаллический символ... путешествующий сквозь время. Интереснейший случай переноса.

Форд (с лёгкой, ледяной улыбкой): Новый персонаж? Не прописан в моих сценариях. Неужели гости из другого парка?

Доктор: Парка? Да я из другого измерения! И знаете что? Он подходит к столу, берёт яблоко из вазы. Все ваши вытеснения, диссоциации и искусственные лабиринты... Они же такие... хрупкие. Потому что память — она не в мозгу. Ну, не только в мозгу. Она — в каждой клетке, в потоке времени, в самом воздухе, которым вы дышали в тот момент. Её нельзя спрятать в бессознательное или запереть в цикл. Её можно только... пережить. Хорошо или плохо. А иначе она съест вас изнутри. Как радиация. Кстати, обращается к Розе, тут пахнет радиацией? Нет? Ладно.

Роза: Док, может, хватит философствовать? Мне кажется, мы их смутили.

Доктор: Точно! Извините! Мы просто проходили мимо. Вернее, пролетали. Продолжайте ваш спор об иллюзиях и травмах! Очень познавательно! Особенно для того, кто видел, как рождаются и умирают целые цивилизации. Их воспоминания, кстати, тоже никуда не деваются. Они просто... становятся легендами. Он уже в дверях ТАРДИС, машет рукой. Всего наименее травматичного!

-8

ТАРДИС исчезает с тем же скрежетом. В наступившей тишине слышно только потрескивание поленьев в камине.

Фрейд (после паузы, зажигая сигару): Галлюцинация? Совместный психоз? Или возвращение самого архетипического, очищенного от деталей вытесненного материала в форме «пришельца-спасителя»?

Форд (смотрит в пустое место, где только что была будка, и в его глазах впервые появляется не расчёт, а чистое, почти детское любопытство): Знаете, доктор Фрейд, а он, кажется, понял самую суть. Парк, лабиринты, циклы... это просто ещё один ящик. Побольше. А настоящая тайна не в том, как спрятать боль. А в том, как жить, когда ящик открыт.

Он допивает бренди и кладёт бокал на стол. Разговор принимает новое, неожиданное направление.

P.P.S. Об одной маленькой, но важной кнопке

Пока вы размышляли над лабиринтами памяти вместе с нами, в тихом углу этой страницы терпеливо ждала одна скромная деталь. Справа, под статьёй, — кнопка «Поддержать».

Она — не сценарий, не защитный механизм и не диссоциированная часть интерфейса. Она — вполне реальный мостик, дверца в стене лабиринта. Если наш совместный мысленный эксперимент отозвался в вас, нашёл отзвук или просто спас ваш вечер, — этот мост всегда открыт.

Нажатие на неё — это чистый, сознательный и очень тёплый жест. Жест, который говорит: «Это путешествие в глубины психики было стоящим. Давайте продолжим».

Берегите себя

Всеволод Парфёнов