Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Август (2025 г.) великоотечественный триллер по отдалённым мотивам классического романа Владимира Богомолова, который на удивление публики…

В жизни часто так – кажется, успех вот он, рядом, и ничего не противится его свершению, а он возьми, да ускользай всякий раз и надо ещё поднатужиться, чтобы тот удался. Особенно такое показательно на поле брани, когда удача мечется из стороны в сторону, будто на качелях, и до самого её воплощения не понятно, сбудется она или нет. Это тот самый исключительный момент истины, на который влияет буквально каждая молекула воздуха, каждый шаг обеих сторон. Подобное напряжение, кто кого не только перестреляет, но и интеллектуально переиграет, он достигает небывалого уровня и подчиняет всё происходящее вокруг своей неосознанной воле. И тогда становятся ясны мотивы каждого участника, ведь они предельно упрощаются до уровня «свой-чужой». И главная задача в этой элементарности не спутать приоритеты и не поддаться чувствам, выдержать главную борьбу – с самим собой. Август 1944-го года был настолько жарким, а потому долгим, что казалось - он никогда не закончится. Наши войска продвигались глубоко в
Кадр из фильма "Август".
Кадр из фильма "Август".

В жизни часто так – кажется, успех вот он, рядом, и ничего не противится его свершению, а он возьми, да ускользай всякий раз и надо ещё поднатужиться, чтобы тот удался. Особенно такое показательно на поле брани, когда удача мечется из стороны в сторону, будто на качелях, и до самого её воплощения не понятно, сбудется она или нет. Это тот самый исключительный момент истины, на который влияет буквально каждая молекула воздуха, каждый шаг обеих сторон. Подобное напряжение, кто кого не только перестреляет, но и интеллектуально переиграет, он достигает небывалого уровня и подчиняет всё происходящее вокруг своей неосознанной воле. И тогда становятся ясны мотивы каждого участника, ведь они предельно упрощаются до уровня «свой-чужой». И главная задача в этой элементарности не спутать приоритеты и не поддаться чувствам, выдержать главную борьбу – с самим собой.

Август 1944-го года был настолько жарким, а потому долгим, что казалось - он никогда не закончится. Наши войска продвигались глубоко в Прибалтику и готовилось мощное наступление со стороны недавно освобождённой Беларуси. Только в просторных чащах близ городка Лиды наперебой шастают разного рода вражеские элементы. Их там скопилось множество, но главной занозой для советского командования становится небольшая диверсионная группа «КАО». Они стабильно выходят на связь, передают крайне важную информация и судя по всему являются предвестниками чего-то масштабного, того, что ставка никак не может ожидать от казалось бы подавленного неприятеля. Все силы тыла брошены на службу фронту, здесь нет резервов и приходится обходиться малыми средствами. Однако не число сторонников идеи определяет её значимость, а глубина веры в неё. Так капитан Алёхин, старлей Таманцев и внезапно присоединившийся к ним лейтенант Блинов уже которые сутки наглядно демонстрирую свою преданность делу контрразведки и пытаются разоблачить группу, работающую на немецкие войска.

Кадр из фильма "Август".
Кадр из фильма "Август".

Литературный базис всегда помогает фильму. Это может быть по-разному воспринятая работа, тем не менее, роман или повесть – это своего рода подстраховка для сценаристов в деле естественного развития сюжета и в выражении мыслей и чувств посредством слов. Отдельно это подтверждается военной прозой, ведь её писали не с ровного листа и совершенно очевидно, что для создания крупного произведения требуется и опыт, и многие знания материала. И даже приставка – «по мотивам» в каком-то смысле гарантирует более-менее качественный итог работы всей съёмочной группы. Как, впрочем, в данном случае, где сценаристы много отклонились от канвы «Момента истины» Богомолова, однако сумели соблюсти его дух и не особенно испортив впечатления присовокупив к нему современный напряжённый экшн. Глядеть на экран становится сразу занимательно, нам хочется понимать и внимать поступкам и фразам героев, а некоторое утрирование момента и замедленные съёмки выглядят куда более естественно, нежели если бы они отсутствовали. Поэтому в целом фильм воспринимается как адекватная современная версия тех событий, а экспрессия Никиты Кологривого искупает все его мирские грехи.

В общем кино смотрится грубовато сделанным. Не в плане визуального лоска, тут он есть, слава богу в меру. Отдельные сцены, их монтаж, создаётся впечатление, что порой снимали без должной подготовки. Однако эта топорность даже идёт картине. Нельзя сказать, что так и задумывалось авторами, все мы знаем о небольшом простое в производственном процессе и то, что постановщики Высоцкий и Лебедев практически параллельно выпустили две ленты в этот удачный для них 2025 год. И увесистый хронометраж в завершении ко всему демонстрирует силу воли и настойчивость создателей. Да, они отступили от буквы первоисточника, но у них есть серьёзные оправдания этому – надо привлекать и молодое поколение, без слоумо и динамики современного боевика никак нельзя обойтись. Будь то момент разоблачения лжеофицера на переправе или финальное отстреливание от противника в лесу, всё на благо общему впечатлению, которое, к слову, складывается далеко не только из динамичного гомона автоматов. Психологической борьбе уделено куда больше времени и здесь это увлекательней всего.

Кадр из фильма "Август".
Кадр из фильма "Август".

Август качественный психологический триллер о нелёгком предпобедном годе, в который решилась судьба миллионов. Глядя на экран начинаешь более точно понимать и осознавать силу единицы, её способность повлиять на исход четырёхлетних баталий. Здесь прекрасно отражают моменты нахождения нашей армии на грани провала, когда всем мерещились фейерверки и салюты, а до них было очень далеко. Некоторая витиеватость сюжета сильно усложняет работу по созданию впечатления от картины, но это первые несколько сцен, далее, если стать усидчивее, всё идёт ровно, невзирая на совершенно дикие и в то же самое время имевшие место быть эпизоды. Нам верится и, разумеется, Сергею Безрукову, его мирному тихому голосу, и энергичному Кологривому и, даже, инфантильному и чуть пришибленному Павлу Табакову. Их, как и фильм, станут сравнивать с образцом двухтысячного года и это всегда умиляет. Ведь грех сравнения наименьший в данном случае, во что можно впасть глядя кино.